Парк усадебный (с. Ревны)

План усадьбы

Замечательный писатель Константин Паустовский назвал усадьбу в Рёвнах "потемкинским поместьем". Этот край был обжит рано. Конечно, усадьба существовала еще в XVIII. Здесь бытует предание о том, что стоящий на взгорье у нынешнего лесничества огромный дуб был посажен собственноручно Петром I. Помещиками в Ревнах были Похвисневы, Подлиневы, знаменитая И.П. Голицина, но большая часть крестьян была приписана к бумажной фабрике калужского купца Горубаева.

С 1904 года по 1917 год в Рёвнах неоднократно гостил у своих родных, снимавших дачу, будущий известный советский писатель Паустовский. Тогда еще обнаруживались остатки былого величия парка - фундаменты беседок и постаментов скульптур, многовековые деревья, полузаросшие дорожки и аллеи. Но территория парка уже была давно запущенной. Четко выделялась лишь Большая аллея и прямая поперечная, пересекавшая ее под прямым углом. Остальные дорожки, и среди них "Аллея вздохов" и "Аллея любви", крадучись среди рощ, следовали по парку и острову. К тому времени они уже утратили аллейные рядовые посадки деревьев, если таковые и были раньше.

Главной осью парка и всей усадьбы является Большая аллея. Она направлена по линии север - юг и имеет необычайно большую ширину - около двенадцати метров между ограничивающими ее рядами лип. Большая аллея соединяла дом усадьбы с Соловьиным оврагом, а далее меняла направление, раздваивалась и продолжалась до берега Рёвны на северной границе парка, подводя к "столику" и к купальне.

Дом стоял поперек Большой аллеи. В объятьях его полукруглых крыльев-переходов к боковым флигелям ютился цветочный садик с бутоньеркой-клумбой. За бесхитростной, с двумя постоянно закрытыми воротами, металлической оградой сада росли несколько вечнозеленых деревьев - туй. Полуразрушенные скульптуры украшали его. Дикий виноград обвивал двухэтажную веранду дома, часть стен и достигал фронтона.

Прерванная домом и садом Большая аллея продолжалась вне границ парка на юг еще около полукилометра и завершалась сосновой рощицей. Здесь она была, вероятно, парадным подъездом к усадьбе. (В настоящее время ее место занято застройкой села). Севернее дома территория усадьбы была занята частично двором, а справа от Большой аллеи - фруктовым садом-ягодником.

От пересечения прямых Большой и поперечной аллей вправо убегала криволинейная "Аллея любви". В глубине парка она украшалась скульптурой. Возможно, от скульптуры и возникло название аллеи. Далее аллея, коснувшись восточной границы парка, огибала "Сосенки" - сосновую рощицу и поворачивала на запад вдоль берега реки. Около купальни она встречалась с Большой аллеей. Недалеко от берега, в северо-восточном углу парка в "Аллею любви" вливалась такая же живописная "Аллея вздохов", которая ответвлялась от Большой аллеи на взгорье после Соловьиного оврага. Две других безымянных тропы блуждали по лесу между ними и Большой аллеей.

В устройстве парка удачно сочетаются две системы планировки - геометрическая и ландшафтная. Последняя господствует. Естественным рукавам и старице реки, как и поляне слева от Большой аллеи, отвечают свободные дорожки-аллеи, полянки и озерко справа. Все вместе создает на редкость красивую картину, развитую в глубину пространства и полную чарующих перспектив.

В своей книге "Повесть о жизни" Константин Паустовский волнующе и ярко изобразил рёвнинский парк и его окружение. "Все лето я прожил в Рёвнах, в бывшем потемкинском поместье, среди дремучих Брянских лесов, в старинном и таком обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес. С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России… И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы".