Все хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, Росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Особенное внимание в работе с дошкольниками в 2017 году мы уделяли экологическому образованию наших самых маленьких граждан. Как и перед всеми учреждениями дошкольного образования, перед нами стоял вопрос: как сделать процесс познания для детей интересным и значимым?
Мы не будем говорить об организационных деталях и загружать читателей теоретическими обоснованиями, а просто расскажем о наиболее интересных, на наш взгляд, мероприятиях, которые могут привлечь коллег, послужат импульсом для творческих идей.
Дошкольники не способны самостоятельно сделать глобальные выводы, представить себе последствия неправильного поведения в природе, поэтому взрослые должны стать образцом экологически правильного поведения, формировать ответственное отношение детей к природе.
И первоначальным этапом реализации экологических задач для нас стало формирование у взрослых правильных экологических установок. В детском саду с педагогами были проведены консультации, семинары, творческие мастерские. Итогом работы коллектива стал проект «Экологическая тропа», в котором отразились креативные задумки талантливых педагогов Е.П. Трубаковой, Н.И. Водневой и Е.В. Игнатенко. Параллельно с воплощением проекта проходила работа по наполнению эко-тропы методическим содержанием: разработка конспектов занятий, викторин, игр, квест-заданий. Конкурс портфолио групп «Наша экологическая тропа» помог обогатить эко-тропу детского сада интересными видовыми точками, а подбор материалов — посмотреть на некоторые, уже имеющиеся, в другом ключе, через призму опыта коллег. Так на нашей тропинке появилась необычная видовая точка «Гостиница для насекомых» (авторы идеи и исполнители — воспитатели Р.А. Зубарева. Е.Э. Борисова, родители воспитанников старшей группы № 11). А на обычные объекты — пень и рябину нам помогли взглянуть по-иному портфолио «Мудрый пень», «Ах, эта красная рябина» воспитателей старшей логопедической группы № 10 Н.И. Водневой и О.Ф. Шевелевой.
Для воспитанников детского сада и их родителей была поставлена экологическая сказка, где дети «отыграли» неблагоприятные ситуации по отношению к природе и показали верный путь взаимодействия с ней. Искренняя игра маленьких артистов тронула всех зрителей.
Традиционной, но по-прежнему интересной для детей оказалась викторина «Экологическая тропа в загадках» для старших дошкольников, которую провели Н.В. Авилова, Е.А. Захаренко, Е.П. Трубакова. В ходе викторины дети смогли подтвердить или опровергнуть свои представления об объектах нашей экологической тропы и правилах взаимодействия с ними. Лучшие ответы были оценены призами и грамотами «Самому умному», «Самому находчивому», «Самому знающему».
Новой для нас, но очень интересной формой стала экологическая акция «Дети за чистый город». В рамках акции прошли следующие мероприятия: выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями, «Мусор городу не к лицу». Выставку увидели не только родители и дети, но и жители микрорайона. Были изготовлены поделки из пластиковых бутылок, которыми украсили уголок детского сада. Воспитанники старших и подготовительных к школе групп приняли участие в трудовом десанте «Чистоту любимому детскому саду». Выполняя простейшие трудовые задания, дети внесли свой вклад в поддержание чистоты на территории детского сада. Дети групп №№ 9 и 6 раздавали листовки родителям с призывом: «Чистый город начинается с тебя», а воспитанники старших групп №№10 и 11 испытали себя в роли журналистов. На улице Кольцова у прохожих они брали интервью, задавая вопросы: «Куда девают жители микрорайона мусор?», «Что можно сделать из использованной тары?». Результатом этого опроса стал видеофильм «Куда девается мусор?», который был показан на общем родительском собрании в детском саду.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Поможем же детям сделать правильный выбор.
М. Филичева,
старший воспитатель
Е. Трубакова,
воспитатель детского сада № 114 «Чебурашка» г. Брянск