Не на словах беречь природу

Филичева М. Не на словах беречь природу / М. Филичева, Е. Трубакова // Брянская учительская газета.- 2017.- 29 декабря (№50).- С.15
-- Экологическая работа учебных учреждений

Все хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, Росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Особенное внимание в работе с до­школьниками в 2017 году мы уделяли экологическому образованию наших са­мых маленьких граждан. Как и перед все­ми учреждениями дошкольного образо­вания, перед нами стоял вопрос: как сде­лать процесс познания для детей инте­ресным и значимым?

Мы не будем говорить об организа­ционных деталях и загружать читателей теоретическими обоснованиями, а про­сто расскажем о наиболее интересных, на наш взгляд, мероприятиях, которые могут привлечь коллег, послужат импуль­сом для творческих идей.

Дошкольники не способны самостоя­тельно сделать глобальные выводы, пред­ставить себе последствия неправильного поведения в природе, поэтому взрослые должны стать образцом экологически правильного поведения, формировать от­ветственное отношение детей к природе.

И первоначальным этапом реализа­ции экологических задач для нас стало формирование у взрослых правильных экологических установок. В детском саду с педагогами были проведены консуль­тации, семинары, творческие мастер­ские. Итогом работы коллектива стал проект «Экологическая тропа», в котором отразились креативные задумки талант­ливых педагогов Е.П. Трубаковой, Н.И. Водневой и Е.В. Игнатенко. Парал­лельно с воплощением проекта проходи­ла работа по наполнению эко-тропы ме­тодическим содержанием: разработка конспектов занятий, викто­рин, игр, квест-заданий. Кон­курс портфолио групп «Наша экологическая тропа» помог обогатить эко-тропу детского сада интересными видовыми точками, а подбор материа­лов — посмотреть на некото­рые, уже имеющиеся, в дру­гом ключе, через призму опы­та коллег. Так на нашей тро­пинке появилась необычная видовая точка «Гостиница для насекомых» (авторы идеи и исполнители — воспитатели Р.А. Зубарева. Е.Э. Борисова, родители воспитанников старшей группы № 11). А на обычные объекты — пень и рябину нам помогли взгля­нуть по-иному портфолио «Мудрый пень», «Ах, эта красная рябина» воспитателей старшей логопедической группы № 10 Н.И. Водневой и О.Ф. Шеве­левой.

Для воспитанников детского сада и их родителей была поставлена экологиче­ская сказка, где дети «отыграли» небла­гоприятные ситуации по отношению к природе и показали верный путь взаимо­действия с ней. Искренняя игра малень­ких артистов тронула всех зрителей.

Традиционной, но по-прежнему инте­ресной для детей оказалась викторина «Экологическая тропа в загадках» для старших дошкольников, которую прове­ли Н.В. Авилова, Е.А. Захаренко, Е.П. Трубакова. В ходе викторины дети смогли подтвердить или опровергнуть свои представления об объектах нашей экологической тропы и правилах взаимо­действия с ними. Лучшие ответы были оценены призами и грамотами «Самому умному», «Самому находчивому», «Само­му знающему».

Новой для нас, но очень интересной формой стала экологическая акция «Дети за чистый город». В рамках акции прошли следующие мероприятия: выставка ри­сунков, выполненных детьми совместно с родителями, «Мусор городу не к лицу». Выставку увидели не только родители и дети, но и жители микрорайона. Были из­готовлены поделки из пластиковых буты­лок, которыми украсили уголок детского сада. Воспитанники старших и подгото­вительных к школе групп приняли участие в трудовом десанте «Чистоту любимому детскому саду». Выполняя простейшие трудовые задания, дети внесли свой вклад в поддержание чистоты на терри­тории детского сада. Дети групп №№ 9 и 6 раздавали листовки родителям с при­зывом: «Чистый город начинается с те­бя», а воспитанники старших групп №№10 и 11 испытали себя в роли журна­листов. На улице Кольцова у прохожих они брали интервью, задавая вопросы: «Куда девают жители микрорайона му­сор?», «Что можно сделать из использо­ванной тары?». Результатом этого опроса стал видеофильм «Куда девается му­сор?», который был показан на общем ро­дительском собрании в детском саду.

Подводя итоги работы, хочется отме­тить, что проводилась она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остава­лись бы равнодушными. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут лю­бить и оберегать все живое.

Поможем же детям сделать правиль­ный выбор.

 

М. Филичева,
старший воспитатель

Е. Трубакова,
воспитатель детского сада № 114 «Чебурашка» г. Брянск