«Нераскрученные» спектакли

Лайкова В. «Нераскрученные» спектакли // Народная газета.- 2008.- 4 снеж..- С. 6

 

Они оказались в центре внимания завершившегося в Гомеле Х международного фестиваля «Славянские театральные встречи»

В 1989 году фестиваль основали директора трех театров приграничных областей – Брянской, Гомельской и Черниговской. Первоначально он задумывался как форма творческих обменов. Однако с распадом Советского Союза приобрел более глобальное значение – объединять под знаменами славянской культуры творческих людей и зрителей, которые оказались в разных государствах. При этом двери фестиваля всегда открыты для профессионалов сцены и неславянских государств. Нынче среди участников юбилейного сезона были литовский Национальный театр драмы, Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» Молдовы, Абхазский государственный драматический театр имени С. Чанба.

Костяк составили спектакли восьми столичных и областных российских театров и семи белорусских театров. Украинская сторона была представлена группой театра-основателя – Черниговского музыкально-драматического имени Тараса Шевченко. Все зрители увидели 19 спектаклей по произведениям Островского, Гоголя, Янки Купалы, а также советских и современных авторов. Одним из непременных условий участия в юбилейном фестивале была «нераскрученность» спектаклей, то есть это должны быть премъеры недавнего сезона или работы – призеры фестивалей нынешнего года. И данное требование, к чести организаторов, было выдержано. В частности, недавнюю премъеру представил хозяин фестиваля – Гомельский областной драматический театр – спектакль по пъесе Островского «Волки и овцы». Витебчане (Национальный академический театр имени Якуба Коласа) привезли спектакль по пъесе белорусского драматурга Елены Поповой «Домой» (режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РБ Виталий Барковский), удостоенный Гран-при на фестивале «Смоленский ковчег» в июне этого года. С большим интересом его воспринял и гомельский зритель, а жюри присудило диплом «За лучшую режиссуру».

Одной из самых «раздражающих» работ, вызвавшей полярные мнения членов жюри, в которое помимо российских, белорусских и украинских деятелей культуры и театроведов входили представления Германии и Польши, а также критиков и публики, стал спектакль по гоголевскому «Ревизору», представленный Смоленским драмтеатром имени Грибоедова. Горячие споры вызвала сама подача классического материала через мистику и погружение в сон. Журналист и критик из Польши Андрей Москвин усмотрел в этом довольно талантливый ход. «На мой взгляд, - сказал он, - сделано это было последовательно и красиво. Прием более чем убедителен, ведь в нашем сознании многие события распадаются на части, фрагменты, ощущения, всплески». Аналогичной точки зрения придерживается и театральный критик, доктор театроведения из Витебска Татьяна Котович: «С тех пор как в 1907 появилась знаковая картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», искусство исследует подсознание человека, законы этой области, куда мы выдавливаем наши комплексы, наши неврозы… «Ревизор» - эстетически красивый спектакль, в духе современных тенденций».

Диаметрально противоположного мнения оказался член жюри, кандидат театроведения, народный артист Украины, ректор академии искусств из Житомира Леонид Данчук. Чрезмерно осовремененный подход к произведению Гоголя, включенные в него сексуальные намеки, мордобой он расценил как «опошление» классического материала.

Член жюри, редактор отдела театра и кино газеты «Культура» Татьяна Комонова (Беларусь) усмотрела в данном споре важный для нашего времени момент отношения к классике: чем она должна быть сегодня – полем для экспериментов, пространством для самовыражения или все же некой данностью, к которой боязно прикоснуться? Как бы то ни было, «Ревизор» Анатолия Ледуховского был отмечен дипломом именно за постановочное мастерство.

Да и в целом, дискуссионность, наряду с праздничностью, которая царила на подмостках трех театров города над Сожем, была приятной особенностью фестиваля. Члены жюри, критики горячо обсуждали представленные работы, а также вопросы профессиональной кухни в антураже, который как нельзя лучше соответствовал духу фестиваля – в стенах славянской библиотеки, есть такая в Гомеле, в знаменитом дворцово-парковом ансамбле Румянцевых-Паскевичей, уникальном музее народного творчества в городе Ветке.

Примечательным событием стало участие в фестивале Театра юного зрителя Республики Саха (Якутия). Театр запомнился не только самобытно поставленной сказкой по легендам народов Севера, но и своим гражданским поступком. В Лоевском районе Гомельской области во время форсирования Днепра при освобождении региона от немецко-фашистских захватчиков 65 лет назад геройски погиб их земляк Федор Попов. Переправившись вплавь через Днепр, он бросился во вражескую траншею, автоматным огнем и с помощью гранат уничтожил 23 гитлеровца, захватил пулемет и стал прикрывать товарищей. Через некоторое время 81-я стрелковая дивизия перешла в контрнаступление. Но сам Федор Попов погиб. Его подвиг на белорусской земле отмечен Золотой Звездой Героя. Благодарные гомельчане назвали в честь Федора Попова одну из улиц областного центра. Артисты навестили братскую могилу в деревне Деражичи Лоевского района, рассыпали над ней горстку земли с малой родины Героя. Поистине такие минуты дорогого стоят и как нельзя лучше объединяют людей.

И вот еще одно событие. Актриса Новгородского академического театра имени Достоевского Любовь Лушечкина приехала в Гомель в звании заслуженной артистки России, а уехала народной артисткой. Указ о присвоении ей этого высокого звания был подписан Президентом РФ в дни, когда приходил фестиваль. Эту новость и самой артистке, и присутствующим в зале зрителям объявили сразу после спектакля Новгородского театра. Зрители бурными аплодисментами поздравили актрису.

Хороший резонанс среди жюри и зрителей получила работа «Гуарапский писарь» М. Бгажба Абхазского государственного драматического театра имени С. Чанба (режиссер-постановщик Валерий Кове), отмеченная дипломом «За гуманистическое звучание спектакля». Он посвящен вечным поискам творческого человека, его желанию реализовать свой потенциал, вызвать отклик в душе у зрителя. Эдакий «театр в театре» при минимуме декораций покорил публику высокой энергетикой действа. Примечательно то, что совсем недавно актеры театра защищали свободу своей республики с оружием в руках, а потом подбадривали раненых своим творчеством. А приезд в Гомель группа рассматривает и как возможность заявить о своей стране, которая отстаивает свою независимость, развивает культуру, укрепляет дружбу с другими государствами.

Всего на творческом форуме было вручено 10 дипломов по разным номинациям. В фестивале приняла участие большая группа СНГ, что в дальнейшем будет способствовать более активному гастрольному обмену и развитию фестивального движения.