Антология русской поэзии XIX–XX веков «О России, о жизни, о любви…»

700 имен… 700 поэтов, знакомых и неизвестных, уже навсегда вошедших в историю русской литературы. В конце прошлого года вышел 4-й, последний, том тематической антологии русской поэзии XIX–XX веков «О России, о жизни, о любви…». Её составитель — кандидат исторических наук, известный на Брянщине краевед Владимир Викторович Крашенинников. Неожиданно? Наверное, да. Не коллектив литературоведов, а один историк, почитатель русской поэзии…

Тома выходили по одному в год — с 2017 по 2020, но фактически это итог многолетнего труда, ведь собирать стихотворения (в антологии их почти 3000), изучать биографии поэтов с их непростыми судьбами Владимир Викторович начал уже очень давно: первые наработки были сделаны еще в студенческие времена, примерно 60 лет назад.

Каждый том раскрывает свой исторический период: 1815–1880, 1881–1925, 1926–1965, 1966–2000 годы.

Если у поэта есть произведения, созданные в два разных периода, то отнесение к тому или иному разделу определяется очень просто — в какое время создано основное в его творчестве (не стоит забывать, что это мнение составителя, которое может не совпасть с мнением читателя и самого поэта).

Все стихотворения отобраны строго согласно теме. Произведения авторов, не любивших Россию, пусть и очень талантливых, в антологию включены не были. Кого-то удивит такой подход, но… это осознанный выбор составителя, который и название своему труду дал в соответствии с написанной им же самим когда-то строкой — «Россия. Жизнь. Любовь. Три самых главных слова».

О каждом авторе дана биографическая справка, иногда коротенькая, иногда — полноценная статья. Об известных поэтах — только самые необходимые сведения, ведь о них и так много написано, о тех, кто давно забыт, — по возможности больше. Сведения для биографических статей собирались в архивах и библиотеках. Многое, видимо, попадалось во время работы над книгами о Брянском крае, над историей политических репрессий, а увековечению памяти о репрессированных Владимир Викторович отдал много сил и времени. Недаром в антологии столько поэтов, пострадавших от репрессий в разные времена. Наум Коржавин, Лазарь Шерешевский, Виктор Некипелов, Владимир Филин, Рувим Моран, Валентин Кузнецов и многие другие… А еще составителя антологии очень интересовали литераторы, которых судьба забросила в Великую Отечественную на Брянский фронт в 1941 или в 1943… Вот и Рувим Моран, родившийся под Одессой, рассказывает, как воевал под Трубчевском в 1941-м:

 

На ощупь знал когда-то я

Тех мест и пыль, и грязь.

Там в сорок первом кровь моя

На землю пролилась.

 

Да и во всей антологии очень чувствуется любовь к родной Брянской земле — мелькают родные названия, узнаваемые места. Приведу отрывок из стихотворения Виктора Кирюшина:

 

Осиновая горка

(Памятник военным шофёрам)

 

Стою на Осиновой горке,

Смотрю на холодный гранит,

Что память о времени горьком,

О времени гордом хранит.

 

Из дали суровой и вьюжной

Доносится в этот лесок

Едва различимый, натужный

Полуторки хриплый басок.

 

— Не дремлешь, сержант-бедолага?

— Не смею — такая судьба…

Солёная светлая влага

С гранитного капает лба…

 

Памятник стоит на выезде из Брянска.

Конечно, в первую очередь важно не то, где человек родился или побывал. В поэзии нас волнует общечеловеческое, близкое и понятное всем. Разве имеет значение, о ком написано стихотворение, если оно задевает глубоко спрятанные струнки в душе каждого? И если эти струнки отзываются то нежностью, то горечью и болью? Если мы готовы понять и разделить чувства автора? И если слова поэта звучат как ясный ответ на недодуманные еще вопросы:

 

Не спеши выбирать страны и города —

Все равно помирать ты вернешься сюда.

От чужого вкусить каравая — не нам.

Нет на свете россий — есть Россия. Одна.

Где тропинка во ржи, где стерня под ногой,

Где дана тебе жизнь. И не будет другой.

И. Михалёв. 1982.

 

Владимир Викторович, на наш взгляд, сумел выбрать произведения, понятные всем, легко проникающие в душу…

Золотой век и век Серебряный, Революция, Гражданская война… И все же, думается, сегодня читатель с наибольшим интересом откроет и прочтет 4-й том, самый близкий нам по времени и оттого, быть может, самый понятный. Хотя читаешь строки современников — и невольно возвращаешься к классикам. Надежда Мирошниченко с её болью за Россию:

 

Вот почему я люблю незаметные,

вышедшие на поклон,

улочки с этими окнами светлыми,

с ликами русских икон.

 

И Федор Иванович Тютчев:

 

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

 

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

 

Похоже, не правда ли? А знакомая всем со времен школьных сочинений фраза Льва Николаевича Толстого «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Видимо, никогда она не потеряет своей актуальности, что подтверждает и стихотворение замечательного брянского поэта Бориса Непомнящего:

 

Не приведи, Господь, быть вечно правым,

Не ведая сомнения в пути;

Жить по чужим затверженным уставам

Не приведи.

Не приведи к решениям поспешным,

Но и к долготерпенью не зови

И в грешном мире оставаться грешным

Благослови.

 

Бродить по страницам этой антологии можно долго. Конечно, здесь далеко не все русские поэты, заслуживающие внимательного прочтения. Перед нами тематическая авторская антология. Именно этим она и интересна — можно иначе взглянуть на любимых авторов, найти у них что-то новое для себя, а можно познакомиться с теми, о ком ничего не знал.

И вся книга будто зовет читателей в свой мир словами Светланы Сырневой:

 

Прочь на равнину из душных стен —

где жизнь волну за волной катит,

где сверху донизу мир открыт,

и ветер в нём широко летит.