700 имен… 700 поэтов, знакомых и неизвестных, уже навсегда вошедших в историю русской литературы. В конце прошлого года вышел 4-й, последний, том тематической антологии русской поэзии XIX–XX веков «О России, о жизни, о любви…». Её составитель — кандидат исторических наук, известный на Брянщине краевед Владимир Викторович Крашенинников. Неожиданно? Наверное, да. Не коллектив литературоведов, а один историк, почитатель русской поэзии…
Тома выходили по одному в год — с 2017 по 2020, но фактически это итог многолетнего труда, ведь собирать стихотворения (в антологии их почти 3000), изучать биографии поэтов с их непростыми судьбами Владимир Викторович начал уже очень давно: первые наработки были сделаны еще в студенческие времена, примерно 60 лет назад.
Каждый том раскрывает свой исторический период: 1815–1880, 1881–1925, 1926–1965, 1966–2000 годы.
Если у поэта есть произведения, созданные в два разных периода, то отнесение к тому или иному разделу определяется очень просто — в какое время создано основное в его творчестве (не стоит забывать, что это мнение составителя, которое может не совпасть с мнением читателя и самого поэта).
Все стихотворения отобраны строго согласно теме. Произведения авторов, не любивших Россию, пусть и очень талантливых, в антологию включены не были. Кого-то удивит такой подход, но… это осознанный выбор составителя, который и название своему труду дал в соответствии с написанной им же самим когда-то строкой — «Россия. Жизнь. Любовь. Три самых главных слова».
О каждом авторе дана биографическая справка, иногда коротенькая, иногда — полноценная статья. Об известных поэтах — только самые необходимые сведения, ведь о них и так много написано, о тех, кто давно забыт, — по возможности больше. Сведения для биографических статей собирались в архивах и библиотеках. Многое, видимо, попадалось во время работы над книгами о Брянском крае, над историей политических репрессий, а увековечению памяти о репрессированных Владимир Викторович отдал много сил и времени. Недаром в антологии столько поэтов, пострадавших от репрессий в разные времена. Наум Коржавин, Лазарь Шерешевский, Виктор Некипелов, Владимир Филин, Рувим Моран, Валентин Кузнецов и многие другие… А еще составителя антологии очень интересовали литераторы, которых судьба забросила в Великую Отечественную на Брянский фронт в 1941 или в 1943… Вот и Рувим Моран, родившийся под Одессой, рассказывает, как воевал под Трубчевском в 1941-м:
На ощупь знал когда-то я
Тех мест и пыль, и грязь.
Там в сорок первом кровь моя
На землю пролилась.
Да и во всей антологии очень чувствуется любовь к родной Брянской земле — мелькают родные названия, узнаваемые места. Приведу отрывок из стихотворения Виктора Кирюшина:
Осиновая горка
(Памятник военным шофёрам)
Стою на Осиновой горке,
Смотрю на холодный гранит,
Что память о времени горьком,
О времени гордом хранит.
Из дали суровой и вьюжной
Доносится в этот лесок
Едва различимый, натужный
Полуторки хриплый басок.
— Не дремлешь, сержант-бедолага?
— Не смею — такая судьба…
Солёная светлая влага
С гранитного капает лба…
Памятник стоит на выезде из Брянска.
Конечно, в первую очередь важно не то, где человек родился или побывал. В поэзии нас волнует общечеловеческое, близкое и понятное всем. Разве имеет значение, о ком написано стихотворение, если оно задевает глубоко спрятанные струнки в душе каждого? И если эти струнки отзываются то нежностью, то горечью и болью? Если мы готовы понять и разделить чувства автора? И если слова поэта звучат как ясный ответ на недодуманные еще вопросы:
Не спеши выбирать страны и города —
Все равно помирать ты вернешься сюда.
От чужого вкусить каравая — не нам.
Нет на свете россий — есть Россия. Одна.
Где тропинка во ржи, где стерня под ногой,
Где дана тебе жизнь. И не будет другой.
И. Михалёв. 1982.
Владимир Викторович, на наш взгляд, сумел выбрать произведения, понятные всем, легко проникающие в душу…
Золотой век и век Серебряный, Революция, Гражданская война… И все же, думается, сегодня читатель с наибольшим интересом откроет и прочтет 4-й том, самый близкий нам по времени и оттого, быть может, самый понятный. Хотя читаешь строки современников — и невольно возвращаешься к классикам. Надежда Мирошниченко с её болью за Россию:
Вот почему я люблю незаметные,
вышедшие на поклон,
улочки с этими окнами светлыми,
с ликами русских икон.
И Федор Иванович Тютчев:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Похоже, не правда ли? А знакомая всем со времен школьных сочинений фраза Льва Николаевича Толстого «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Видимо, никогда она не потеряет своей актуальности, что подтверждает и стихотворение замечательного брянского поэта Бориса Непомнящего:
Не приведи, Господь, быть вечно правым,
Не ведая сомнения в пути;
Жить по чужим затверженным уставам
Не приведи.
Не приведи к решениям поспешным,
Но и к долготерпенью не зови
И в грешном мире оставаться грешным
Благослови.
Бродить по страницам этой антологии можно долго. Конечно, здесь далеко не все русские поэты, заслуживающие внимательного прочтения. Перед нами тематическая авторская антология. Именно этим она и интересна — можно иначе взглянуть на любимых авторов, найти у них что-то новое для себя, а можно познакомиться с теми, о ком ничего не знал.
И вся книга будто зовет читателей в свой мир словами Светланы Сырневой:
Прочь на равнину из душных стен —
где жизнь волну за волной катит,
где сверху донизу мир открыт,
и ветер в нём широко летит.