Новозыбков: 19 лет спустя

Новозыбков: 19 лет спустя // Российский Чернобыль.- 2005.- 7-13 июля (№26)..- С. 1, 5
Работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
-- Радиационная обстановка на территории области

Как уже сообщал "РЧ", в конце июля брянскую область посетила рабочая группа специалистов. В состав которой вошли представители Государственной Думы РФ. Совета Федерации МЧС России, минсельхозпрода России, Союза "Чернобыль" России, областной администрации. Главная задача группы была ознакомиться с ходом реализации чернобыльского закона и Закона РФ № 122-ФЗ на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также с учетом полученной информации разработать новые поправки в вышеуказанные законы.

Одна из встреч с местными жителями состоялась в г. Новозыбкове в здании городской музыкальной школы. Перед собравшимися выступил глава г. Новозыбкова Нестеров Иван Александрович. С текстом его доклада "Российский Чернобыль" знакомит сегодня своих читателей.

Уважаемые члены комиссии, приглашенные!

Как вам известно, МЧС России подготовило новый перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской ДЭС. Данный перечень будет утвержден готовящимся Постановлением Правительства Российской Федерации. Одновременно с его принятием будут признаны утратившими силу постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС" и от 7 апреля 2005 г. №197 "Об изменении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС". Чтобы не допустить этого и защитить интересы населения, проживающего на загрязненных территориях, нами были приняты экстренные меры. В мае, собрав членов Ассоциации юго-западных районов и проведя ряд совещаний с руководителями предприятий, организаций, учреждений, общественностью, профсоюзными лидерами, было принято Обращение жителей города Новозыбкова к Президенту, Правительству, Государственной Думе и областному руководству.

26 апреля 2005 года исполнилось 19 лет со дня страшной трагедии, но последствия ее до сих пор сказываются на условиях проживания, здоровье и экономической деятельности города.

После чернобыльской катастрофы на территории Брянской области с плотностью радиоактивного загрязнения от 15 до 40 Ки/кв. км проживает 154,6 тысячи человек, а свыше 40 Ки/кв. км - 25 населенных пунктов с населением 2,3 тысячи человек, в том числе в городе Новозыбкове на территории с плотностью радиоактивного загрязнения от 15 до 40 Ки/кв. км проживает 35 тыс. человек, а свыше 40 Ки/кв. км - 15 тысяч человек. Средняя плотность загрязнения по г. Новозыбкову составляет 15,72 Ки/кв. км.

В 1992 году была принята "Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992 - 1995 годы и на период до 2010 года". В ее рамках был выполнен объем мероприятий, в результате которых в какой-то степени улучшилась радиологическая ситуация в городе. Однако в 1993 году реальные объемы мероприятий начали сокращаться, из-за нестабильного и недостаточного финансирования. Фактически были свернуты работы по дезактивации и благоустройству, в т.ч. строительству благоустроенного жилья, дорог и пр.

Однако несмотря на недостаточное финансирование, подрядным организациям удалось за период с 1993 по 1996 гг. построить и сдать в эксплуатацию 29 объектов, в. т.ч. 6 жилых домов на 372 квартиры общей площадью 22,5 тыс. м2, школу на 1176 учащихся, Дом культуры на 500 мест, квартальную котельную на 17 Гкап/час, 48 км газовых сетей, 43 км дорог, 8 км водопровода, газифицировать 4,360 жилых домов частного сектора.

С 1996 года в результате значительного сокращения объемов государственных капитальных вложений на более чем 50 начатых объектах работы были приостановлены, прекращено строительство объектов здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, крайне необходимых населению города, подвергшихся радиационному воздействию.

Отсутствие средств не позволило завершить в полном объеме газификацию жилых домов и таким образом прекратить вторичное радиоактивное загрязнение окружающей среды и жилья при использовании в качестве топлива дров, заготавливаемых населением в местных лесных массивах.

Ввиду дальнейшего сокращения объемов государственных капитальных вложений с 2000 года в г. Новозыбкове была введена схема достройки жилых домов с долевым участием граждан путем вложения их собственных средств на безвозвратной основе. Таким образом, привлечение граждан к долевому участию привело к заметному позитивному изменению ситуации в области жилищного строительства в городе. Инвестиции граждан в жилищное строительство составили 12 млн. руб. С целью завершения в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территории и радиационной защиты граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных аварий Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 года № 637 утверждена Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".

Так, по Новозыбкову данной программой предусмотрено строительство 7 жилых домов на 429 квартир, финансирование которого предусматривается практически в равных долях из федерального бюджета и внебюджетных источников. Для г. Новозыбкова реальным внебюджетным источником являются средства граждан. Однако Федеральной целевой программой "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" не предусмотрено завершение строительства ряда объектов социальной сферы, начатое в рамках единой государственной программы по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992 -1995 годы и на период до 2000 года. В частности застройки 116 жилого квартала для переселения жильцов из домов частного сектора, проживающих на территории с плотностью загрязнения свыше 40 Ки/кв. км (15 тысяч человек), 3 жилых домов (141 квартира), физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, 2 спортивных залов в учреждениях образования, объектов инженерного обустройства и производственного назначения. Без государственной финансовой поддержки Новозыбков не имеет возможности завершить строительство этих объектов.

Анализируя демографическую ситуация в последние десятилетия, видим, что она складывается под воздействием как чернобыльской катастрофы, так и социальных, экономических и политических факторов, которые оказывают определяющее влияние на ход демографических процессов. С 1986 года численность населения области уменьшилась на 2,9 %, города Новозыбкова - на 5 %. Естественная убыль населения обусловлена, с одной стороны, резким падением рождаемости, с другой стороны - ростом смертности. Число умерших на 1000 населения области - 17,9 против 11,3 - в 1986 году. Наиболее высокий уровень смертности отмечен в г. Новозыбкове - 18,5 на 1000. населения. Особенно беспокоит младенческая смертность, которая составляет в городе 17,6 на 1000 родившихся, по области 16,0 на 1000.

В течение последних лет общая патология эндокринной системы взрослого населения города Новозыбкова имеет тенденцию к росту - 321,7 на 1000 населения. Продолжается рост заболеваемости крови и кроветворных органов. В прошедшем году ее показатель в г.Новозыбкове составил 5,7 на 1000 взрослых, по области - 2,5 на 1000 взрослых.

Регистрируется рост заболеваемости органов пищеварения, органов мочеполовой системы. Первичная заболеваемость новообразованиями по юго-западным территориям увеличилась на 62,8 %. Самая высокая выявляемость новообразований в городе Новозыбкове - 21,4 {прирост 92,7 %).

Первичная заболеваемость эндокринной системы возросла на 103,5 %. На 60 % увеличилось число впервые выявленных заболеваний крови и кроветворных органов.

Таким образом, данные свидетельствуют о том, что заболеваемость населения г. Новозыбкова ежегодно увеличивается и превышает областные и общероссийские показатели в среднем в 2,1 раза.

На территории области с плотностью загрязнения свыше 5 Ки/кв. км по цезию-137 проживает свыше 34 тысяч детей в возрасте то 0 до 15 лет, в Новозыбкове эта цифра составляет 9,5 тысячи детей. Необходимо отметить, что дети, родившиеся до аварии на ЧАЭС, непосредственно подвергшиеся воздействию радиации, с 2001 года перешли в категорию "подростки" и "взрослые". В анализ заболеваемости детского населения, начиная с 1999 года, большей частью входят дети, родившиеся в послеаварийный период от родителей, подвергшихся непосредственному воздействию радиационного фактора. Таким образом, начиная с 2002 года мы можем говорить об анализе заболеваемости детей первого поколения.

В структуре заболеваемости первое место занимают заболевания органов дыхания. Уровень заболеваемости детского населения г. Новозыбкова с 1995 года превышает заболеваемость детского населения области и России более чем на 65%.

Распространенность новообразований среди детей Новозыбкова превышает среднеобластной и среднероссийский показатели - темп прироста составил 125%.

На протяжении последних лет в г. Новозыбкове наблюдается рост болезней крови и кроветворных органов у детей. Стабильно превышает областные и российские показатели заболеваемость эндокринной системы (по сравнению с 1995 годом в 3 раза). Наибольший рост регистрируется в г. Новозыбкове. Превышают показатели области по заболеваемости органов пищеварения и дыхания у детей.

Выросла заболеваемость мочеполовой системы (с 1995 года прирост составил 202%). Наибольший уровень заболеваемости зарегистрирован в г. Новозыбкове.

Более 73% заболеваний у детей выявлено в 2003 году впервые. Уровень первичности заболевания составил 2282,4 на 1000 детей, что на 58% выше, чем по области. За период с 1986 года на территории Брянской области показатель заболеваемости раком щитовидной железы прогрессивно увеличивается от 3,3 до 18,2, по г. Новозыбкову этот показатель составляет 157 случаев.

Несмотря на высокий рост заболеваемости, жители города не получают бесплатное медицинское обслуживание в клиниках России и Республики Беларусь. Где на средства Союзного государства был построен отлично оснащенный Клинико-диагностический центр. Население в основном оздоравливается на территории Брянской области, где тоже есть радиация, и лишь незначительная его часть - за ее пределами. На недостаточном уровне осуществляется оздоровление студентов и учащихся средних специальных учебных заведений. Медицинские учреждения не обеспечены необходимым современным диагностическим и лечебным оборудованием в соответствии с существующими нормативами. Город испытывает дефицит врачебных кадров по узким специальностям.

С 1 января 2005 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 907 от 31.12.04 г. "О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. 5 которого обязывает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов РФ с участием Фонда социального страхования РФ представить в правительство в установленном порядке предложения о порядке выплаты гражданам ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в двойном размере.

В связи с тем, что названный порядок выплат до настоящего времени не разработан, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет казначейством не выплачивается. В условиях сложившейся ситуации многие молодые семьи, имея незначительный семейный доход, не в состоянии обеспечить полноценное питание своим малолетним детям. Это приводит к негативным явлениям: задержке физического развития, снижению иммунитета, длительным простудным заболеваниям, аллергическим реакциям.

Несмотря на наши неоднократные обращения в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу о сохранении порядка выплат радиационных пособий, действующего до 1 января 2005 года, он так и не утвержден. Опять хотят оставить выплату пособий через почту, что вызывает недовольство среди населения города, особенно среди работающих.

Остаются по-прежнему актуальными проблемы сельского хозяйства в 22 административных районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Из хозяйственного оборота полностью выведены 35,1 тыс. га земли, в том числе 16 тыс. га пахотной. Радиоактивно загрязненными оказались почти 30% лесов области. Общая площадь загрязнения цезием-137 составляет по области 11442 кв. км с числом проживающих 484,5 тыс. человек.

Особо остро стоит проблема производства "нормативно чистой" сельскохозяйственной продукции как в условиях крупных хозяйств, так и в личных подсобных хозяйствах. Суммарная доза облучения населения г. Новозыбкова в последние годы на 60-70 % формируется за счет дозы внутреннего облучения, что связано с потреблением пищевых продуктов местного производства.

Наиболее значимыми по степени радиоактивного загрязнения по-прежнему остаются молоко, говяжье мясо и особенно продукты лесной экосистемы (грибы, ягоды, мясо дичи), а также рыба из местных водоемов, которые по-прежнему составляют значительную часть рациона питания местного населения ввиду низкого прожиточного уровня. Так, удельная активность радиоцезия в грибах достигает 66762 Бк/кг (превышение норматива в 137,5 раза), мясе дичи - до 3500 Бк/кг (превышение в 11 раз), рыбе местных водоемов - до 2000 Бк/кг (превышает в 15,4 раза).

Однако более существенную роль в уменьшении количества несоответствующих действующим нормам проб сыграли не объективные причины, а искусственное изменение СанПиНовского норматива по содержанию цезия в молоке: вместо ранее действующего в 50 Бк/л был введен новый 100 Бк/л.

Следует отметить, что на протяжении ряда лет ситуация с радиоактивной загрязненностью производимой сельскохозяйственной продукции сохраняется стабильно неблагоприятной; и прежде всего, из-за неудовлетворительного финансирования всего комплекса работ по ведению сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения. Отмечается крайне неудовлетворительное обеспечение местных хозяйств минеральными удобрениями, в т.ч. содержащими калий и кальций, а также ферродианидами.

Таким образом, для реального более динамичного и эффективного снижения облучения населения региона необходимо обеспечить стабильное и в полном объеме финансирование реабилитационных работ.

Данные, приведенные Госкомгидрометом о том, что плотность загрязнения территории города Новозыбкова, в 1991 году составляла 15,72 Ки/км2, а через 15 лет она снизилась лишь до 13,63 Ки/км2, а мощность, экспозиционной дозы, средний уровень которой за аналогичный период уменьшился с 50-55 мкР/ч до 40-45 мкР/ч, не обоснованны.

Опубликованные Санкт-Петербургским НИИ радиационной гигиены дозы облучения за 15 лет (1986-2001 гг.) в значительной мере занижены, т.к. они прежде всего базируются на расчетных данных 1986-1995 гг., выполненных институтом по крайне несовершенной методике, не учитывавшей реальные рационы питания населения в течение этого периода, неверно определялись степень благоустройства и особенности приобретения пищевых продуктов в соответствии со статусом населенных пунктов, неадекватно учитывался вклад лесной экосистемы и т.д. Да и последние расчеты базируются только на трех радионуклидах: цезии-137, стронции-90 и йоде-131. Все это исключает использование таких данных при разработке защитных мероприятий или в качестве правовой основы изменения чернобыльского законодательства.

Все эти: исследования проводились без привлечения органов местного самоуправления города Новозыбкова, не ставя в известность население города и не придавая гласности, что противоречит Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" и Закону о местном самоуправлении.

Сам факт некоторого уменьшения среднего значения плотности загрязнения до 13,63 Ки/км2, представленного МЧС России, противоречит статье 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" и не является поводом для достижения статуса города. Данная статья гласит: "С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов и растения, законодательством РФ в указанной зоне (зоне отселения) могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения".

В контексте изложенного понижение статуса города до зоны с правом на отселение еще в большей мере ограничит и без того крайне скудное финансирование, резко снизится уровень социальной защищенности жителей, и население просто останется наедине со своими проблемами, что в очередной раз вызовет увеличение социально-психологической напряженности, дальнейшее ухудшение и так неблагополучной демографической ситуации.

В этой связи требуется тщательная подготовка принимаемых решений, затрагивающих интересы людей, выбор таких направлений реабилитации и комплексов мероприятий, которые показали бы наибольшую эффективность.

Таким образом, понижение статуса города до зоны с правом на отселение ничем не обоснованно: ни реально складывающейся радиационной обстановкой, ни социально-экономическим положением населения.

Переход города Новозыбкова из зоны отселения в зону с правом на отселение возможен лишь после выполнения в полном объеме всех реабилитационных программ и объективной после этого экспертной оценки радиационной обстановки. Ни при каких обстоятельствах население не должно быть заложником всевозможных концепций: сегодня - одной. Завтра - другой. Для проживающих в условиях зоны отселения с 1986 г. На всю оставшуюся жизнь, т.е. пожизненно существует наибольшая в сравнении с другими территориями вероятность злокачественных заболеваний, генетических повреждений и т.д.

В этой связи было бы в высшей степени справедливо закрепить законодательно льготы, которыми пользуются жители таких населенных пунктов, пожизненно.