Церковь Никольско-Рождественская (г. Новозыбков)

Никольско-Рождественская церковь расположена в центральной части города, у р. Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской улицей. Построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818г. полностью перестроена; в кон. 1960-х гг. изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.

Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами.

Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями иитируют базиликальную В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой. В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка.

Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная.

В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала - необычные граненые столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коро-овый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону.

Росписи на сводах и парусах выпол нены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв.

С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле.


 

  • Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 135-136.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 382-385.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 200.
  • Цапенко, М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 73-74.
  • Владимирова, К. И красоту церквей время не щадит / К. Владимирова // Маяк (Новозыбковский район). — 2013. — 19 апреля (№ 32). — С. 3.
  • Миронова, Е. Остались верными старине / Е. Миронова // Брянский рабочий. — 2020. — 26 марта (№ 12). — С. 11.
  • Чернов, А. Двуперстники // Брян. время. - 2000. - 17 нояб.