Нужны природе правозащитники

Андровская В. Нужны природе правозащитники // Брянская учительская газета.- 2010.- 23 апр. (N15).- С. 4
В Брянске прошел семинар, посвященный экологическому образованию жителей Брянщины.
-- Экологическое образование и просвещение

К такому выводу можно было прийти, слушая эмоциональные выступления участников семина­ра, посвященного теме экологи­ческого образования жителей Брянщины, — как юных, так и тех, кто годами велик, а сознание имеет «маленького роста». Речь шла о том, как использовать для этой благой цели современную информационную среду и консо­лидировать деятельность разных учреждений и ведомств. Участие в оживленном обсуждении проб­лем и перспектив этого направ­ления приняли библиотечные ра­ботники, представители Брян­ского областного экологического центра и организаций, чья дея­тельность связана с охраной ок­ружающей среды, научные со­трудники заповедника «Брянский лес» и, разумеется, педагоги, ведь 237 образовательных уч­реждений Брянщины взяли на во­оружение дисциплину под назва­нием «Экология». Учителя при­ехали на семинар, состоявшийся 15 апреля в Брянской областной библиотеке им. Ф.И. Тютчева, из многих районов области.

Экологи и биологи тревоги своей не прятали, о том, что нуждается природа наша в защитниках компетентных и к борьбе за об­щее дело готовых, говорили от­крыто, не забывали и опытом по­делиться, и номерами телефон­ными обменяться.

На правах хозяйки первой взяла слово заместитель директора Брян­ской областной научной универ­сальной библиотеки ГИ. Кукатова. Она разъяснила, чем богата сегодня «альтернативная система образова­ния» этого учреждения культуры, способного предоставить широкую информацию, касающуюся природ­ных ресурсов региона, на страницах книг, газет, журналов и в содержа­тельной части своего информаци­онного портала.

Об организационно-информаци­онном взаимодействии Брянского областного эколого-биологического центра с участниками образова­тельного сообщества говорил в сво­ем выступлении кандидат педагоги­ческих наук, заслуженный учитель РФ, советник Российской академии естественных наук Н.А. Калиничев. О достижениях центра он, разуме­ется, не умолчал, опытом поделил­ся. Содействие выпускникам школ области в выборе профессии, по­мощь юным дарованиям региона, благодаря которой они получают гранты разных уровней (включая всероссийские и губернаторские), эффективная система подготовки к сдаче ЕГЭ, умение не на словах, а на деле способствовать развитию системы непрерывного биологичес­кого образования, включая в нее не только школы и вузы, но и учрежде­ния среднего профессионального образования, — все это, а также то, что «мы возродили за два года по­чти ушедший в небытие курс эколо­гии», производило впечатление убе­дительного аргумента. А подтвер­ждало этот аргумент то, что региону нужна и деятельность такого успеш­ного центра, и плодотворное вза­имодействие структур, чьим прио­ритетом является сохранение при­родных богатств нашей малой роди­ны. И главное — за словами Николая Александровича стоят конкретные дела, ведь опыт центра известен да­же за пределами региона. Благода­ря поддержке департамента общего и профессионального образования области стали проводиться регио­нальные олимпиады по экологии, в загородном лагере «Огонек» при­общаются к полезной практической деятельности юные натуралисты. Экология прочно вошла в жизнь гимназии № 5 Брянска, а также школ №№ 20, 45, 52, 56, професси­онального училища № 5 и т.д. Во многих районах нашего лесного края преподают школьникам эколо­гию, а в Сельцо и Стародубе сто процентов средних общеобразова­тельных учреждений внедрили на своих базах такой курс. Потому-то предложение Николая Александро­вича создать совместную информа­ционную среду, информационное экологическое пространство было единодушно присутствующими одобрено.

Н.А. Калиничев в качестве поло­жительного примера привел успеш­ное сотрудничество, возникшее на основе взаимопонимания, которое связывает его организацию с «Брян­ской учительской газетой». Николай Александрович поблагодарил наше издание за чуткое реагирование на важные процессы, происходящие в образовательной среде региона. Немалую пользу общему делу эко­логического образования принесло и взаимодействие организации с ву­зами Брянщины: БГУ, БГИТА, сель­хозакадемией, а также БИПКРО и го­родским информационно-методи­ческим центром, который принял живое участие в организации семи­нара (совместно с областной биб­лиотекой и областным эколого-биологическим центром).

Очень внимательно слушали уча­стники встречи сообщение специа­листа комитета природопользования и охраны окружающей среды Брян­ской области О.А. Фильченковой о том, в каком состоянии сегодня на­ходится природная среда, с исчез­новением которой исчезнет и сама жизнь. Сейчас нашей природе нуж­ны правозащитники. Ни в чем не по­винная, она тем не менее нуждается в адвокатском красноречии и жерт­венной любви борцов за чистотуи прозрачность воздуха, которым мы дышим, за здоровье «легких Зем­ли — лесов», за безопасность вод и ликвидацию несанкционированных мусорных свалок. За «круглым сто­лом», где разместились экологи, ста­ло очень тихо, когда Ольга Александ­ровна информировала их о том, что в атмосфере воздуха, которым мы дышим (по данным. 2008 года), свы­ше ста тысяч тонн загрязняющих ве­ществ. Главный виновник — авто­транспорт, но обойтись мы без него не можем, и на скамью подсудимых транспортные средства не поса­дишь. А вот необходимость наличия очистных сооружений во всех (даже без редких исключений) районах области очевидна. Утешает, что вода, которую мы употребляем в пищу, по качеству считается вполне удовлетворительной. Противоречия тут нет, просто мы используем для своих нужд не более трех процентов ее об­щего запаса. Однако для головной боли у экологов комитета причин и без того достаточно — к примеру, проблема утилизации пестицидов, доставшаяся в наследство от совет­ских времен, и необходимость по­вышения экологической культуры. Учащиеся школ области должны не понаслышке знать о заповедных зо­нах своего родного края. С этого суждения педагоги-участники семи­нара согласились дружно, с это­го-то, собственно, и начался обмен телефонными номерами. Тем более что кроме известного заповедника «Брянский лес» у нас паспортизиро­вано 152 охраняемые природные территории.

Специалиста управления по бла­гоустройству и экологии города Брянска Т.М. Гричишникову беспо­коит то, что сегодня наблюдается рост заболеваний дыхательной сис­темы у подростков, а взрослые все чаще приобретают заболевания, связанные с кровообращением. Причиной (предположительно) мо­гут служить источники загрязнения воздуха, если руководители тех или иных предприятий не дают себе тру­да подумать о последствиях. Еще одна проблема — свалка в Большом Полпино и многочисленные несанк­ционированные свалки. Тамара Ми­хайловна считает, что управление должно иметь больше полномочий для того, чтобы хозяева частных ма­газинчиков не игнорировали пред­писания и акты, зная, что за ними последует более суровая кара. А еще надо воспитывать экологическую культуру начиная с детского садика, возможно, привлекая к про­паганде и воспитательным акциям и мероприятиям студентов брянских вузов. Чтобы не бросали люди му­сор рядом с урнами, чтобы ценили красоту и осознавали, как много значит для здоровья чистота на ули­цах родного города.

А о том, какие животные и расте­ния находятся в Брянской области под охраной, рассказали присут­ствующим заместитель директора по научной работе заповедника «Брянский лес» Е. Ф. Ситникова и кандидат биологических наук, старший научный сотрудник этого заповедника О. И. Евстигнеев.

О достижениях своих педагоги­ческих коллективов участники семи­нара говорили с гордостью.

— В нашей школе № 2 Стародуба работает экологический десант, — поделилась заместитель директора Н. В. Полонская. — К тому, что надо убирать в городском сквере и во дво­ре своего учебного заведения, уча­щиеся привыкли, а мы, учителя, под­сказали им технологию: закапывать опавшие листья оказалось и проще и лучше для плодородия земли.

Учитель химии и биологии из гим­назии г. Новозыбкова Н. В. Голыго в своем выступлении, по сути, объ­единила воспитательную и образо­вательную задачи педагогического коллектива. Исследовательскую де­ятельность начинают здесь еще в начальной школе, применяя для этого способы увлекательные, нередко с элементами театрализации. Затем следуют элективные курсы занятия в профильных классах и кружках по химии и биологии. А в итоге 99 процентов выпускников поступают в высшие учебные заве­дения. Хоть это и не соответствует сегодня потребностям рынка труда, но учителя-то научили!

Заместитель директора школы № 55 Брянска В. А. Дмитрик пред­ставила на суд коллег и всех участ­ников семинара интересную пре­зентацию, наглядно продемонстри­ровав, как реализуется ею один из новейших и сложных принципов пе­дагогики: партнерство педагога и ученика, экологическое партнер­ство. Коммуникативные и исследо­вательские проекты должны быть социально значимыми, иметь не только внешний результат (мы сде­лали, мы молодцы), но и результат внутренний, имеющий сильное эмо­циональное влияние на личность ученика. Как, в частности, при исследовании Лесных Сараев. Учи­тель биологии Краснорогской шко­лы Почепского района О.Н. Поляко­ва близко к сердцу принимает во­просы экологической культуры, ведь она живет на земле, по которой когда-то ходил А.К. Толстой. Он ис­кренне любил «сей тихий уголок», и Ольга Николаевна стремится при­вить воспитанникам почтение к вдохновляющей красоте родной земли. В ее учебном заведении так принято. Здесь существуют один­надцать отрядов, которые следят за состоянием территории.

Презентация учителя биологии Брянского городского лицея № 1, кандидата педагогических наук Ю. В. Филичевой произвела силь­ное впечатление не только на кол­лег, но и на представителей приро­доохранных организаций, присут­ствовавших на встрече. Речь идет об уникальном эксперименте, кото­рый уже давно перерос рамки уче­ничества и превратился в исследо­вание практически научное. А наука стоит на системности и последова­тельности действий, позволяющих делать выводы. С 1994 года и по сей день под руководством Юлии Вя­чеславовны проводится монито­ринг, цель которого — проследить динамику состояния экосистемы Верхнего Судка. У ручья за это вре­мя несколько изменились русло и химический состав воды. Приво­дились данные о состоянии почвы и замерах уровня воды, но глав­ное — получен тот «внутренний ре­зультат», о котором уже говорилось выше.

Конечно, педагоги остались верны себе, и без элемента отчет­ности выступления не обошлись, но и то, что дело делается, было очевидно, и консолидация ведом­ственная в процессе этого неорди­нарного совещания начала разви­ваться прямо на глазах. Так что можно поздравить организаторов семинара, а заодно и всех нас, ведь экология — это не что-то эфе­мерное, от жизни далекое, она воз­действует на каждого и в чем-то от каждого зависит.

Вера АНДРОВСКАЯ.