Николай Владиславович Куспак

(1919-1998)

Заслуженный архитектор России Николай Владиславович Куспак прожил в Петрозаводске сорок четыре года и внёс заметный вклад в формирование современного облика столицы и городов республики. Но мало кто теперь знает, что начинал свой творческий путь Н.В. Куспак в Брянске, куда после окончания Московского архитектурного института приехал в далеком 1949 году.

Родился будущий архитектор в 1919 г. в г. Витим в Якутии. Окончил ху­дожественную школу в г. Красноярске. В 1937 г. поступил в Московский инженерно-строительный институт, затем (1940) продолжил образование в МАРХИ. Участвовал в Великой Отечественной войне и после ее окончания был направлен для практической работы в Брянск. Работал в архитектурно-планировочной мастерской «Брянсархпроект», проектной конторе «Брянскоблпроект» руководителем бригады, главным архитектором проекта, а в воспоминаниях выпускников (1950) Брянского строительного техникума остался одним из лучших преподавателей.

Главной задачей архитекторов и строителей в те послевоенные годы была работа по воссозданию потерь военных лет. И в этой работе, наряду с Б.П. Шавыриным, З.И. Озеровой, А.Э. Фридманом, А.А. Саломахиным, В.Н. Городковым, Н.В. Куспак сумел внести заметный вклад в застройку современного центра города.

За относительно короткое время работы в Брянске архитектор разработал более десяти проектов жилой и общественной застройки города. Среди наиболее значимых объектов, осуществленных строительством в 1949-1954 годы можно назвать Дом прокуратуры на ул.Советской (бул. Гагарина), жилые дома по ул. Горького (в соавторстве с А.Е. Певцовым), Дом профсоюзов (ул. Фокина), Дом промышленности (бул. Гагарина), здания райкомов КПСС Володарского и Фокинского районов. Кроме этих работ, можно упомянуть и проекты детальной планировки Брянска, общественные здания для г. Мглина, многочисленные реконструкции зданий, пострадавших в ходе войны.

Соавторство, взаимопонимание, содружество молодых архитекторов 1950-х помогало им решать сложные задачи. Так при проектировании и строительстве одного из первых капитальных зданий на ул. Калинина (в те годы – ул. III Интернационала) – административного здания Управления лесного хозяйства Брянской области, автор проекта В.Н.Городков привлек Н.В Куспака к созданию моделей сложных лепных архитектурных деталей главного входа и наличников окон первого этажа.

В архиве проектного института «Брянскгражданпроект» сохранилась интересная фотография – это эскизный проект деревянного торгового павильона на привокзальной площади станции Брянск-1. Автор проекта – Н.В. Куспак. Небольшое одноэтажное здание отличается изяществом архитектурных форм и деталей и напоминает парковые павильоны курортных городов юга России. Трудно сказать, был ли он построен, но замысел архитектора ясен. Ведь через Брянск всегда проходили поезда в юго-западном направлении…

В своих произведениях Н.В. Куспак отталкивался от античных прототипов, широко и удачно использовал элементы ретроспективной классики. Примером работы архитектора служит Дом профсоюзов (в соавторстве с А.И. Гуровым), удостоенный диплома Госстроя РСФСР за лучшее гражданское здание в 1953 году, с типичным классицистическим обликом, довольно удачно выражающим административный характер здания. Этому способствует четкий ритм ионических пилястр, объединяющих три верхних этажа с двухсветным залом заседаний. Здание совместно со своими соседями (домом книги арх. В.Н. Городков) и жилым домом (арх. А.А. Саломахин), удачно сфорировала протяженный фронт застройки центральной улицы. И неудивительно, что сегодня этот фрагмент застройки воспринимается как эстетически полноценная архитектурная среда.

После окончания факультета архитектурного совершенствования МАРХИ Николай Владиславович работает в Петрозаводске. Здесь в полной мере реализует свой талант, градостроителя, историка архитектуры. Наиболее значительной работой Н.В. Куспака стала разработка генеральных планов городов Карелии. В Карелии архитектор многие годы осуществлял работу по изучению, сохранению и популяризации историко-архитектурного наследия края. Был исследователем и ревностным хранителем градостроительной истории Карелии. Благодаря его убедительному обоснованию, пять городов Ре­спублики Карелия получили статус исторических – Петрозаводск, Со­ртавала, Олонец, Пудож, Кемь. Много лет, наряду с проектной работой, Н.В. Куспак преподавал в Петрозаводском государственном университете и строительном техникуме.

Своеобразной отдушиной для архитектора Куспака, наделенного большим творческим потенциалом, явилась живопись. Лесное богатство, портреты и, конечно же, архитектура – известные шедевры и неизвестные старинные дома, уголки старых городов и незаметные маленькие деревни. «Интеллигентность, широкая эрудированность, остроумие, очарованность карельской природой, которой пронизаны картины... до сих пор волнуют души остановившихся...» (из рецензии архитектора Е. Ициксона на выставку живописных работ Н.В. Куспака).

Одной из последних работ Николая Куспака стал осуществленный в 1998 году проект возведения часовни во имя Святых Апостолов Петра и Павла в одном из новых микрорайонов Петрозаводска. Он присутствовал на освящении купола, но не успел увидеть свое последнее детище в законченном виде.

Жизненный путь архитектора прервался в 1998 году

Творческое наследие Н.В.Куспака и его уникальный архив, который до сих пор актуален и востребован в архитектурной среде, бережно хранит его вдова Нина Ивановна.

Традиции отца сегодня продолжает его сын Владислав – ныне главный архитектор г. Петрозаводства. Под его руководством и при непосредственном участии формируется новый облик столицы Карелии, дочь Ирина – искусствовед-реставратор живописи, заслуженный работник культуры Карелии и Российской Федерации.