О демографических проблемах, состоянии окружающей среды и реформе управления эколого-ресурсной политикой в Брянской области

Мудров А.Б. О демографических проблемах, состоянии окружающей среды и реформе управления эколого-ресурсной политикой в Брянской области // Российский Чернобыль.- 2005.- 29 дек. (№51).- С.4
-- Экологическое состояние Брянской области (общие вопросы)

По данным Госкомстата России, за период с 1.11.2003 г. по 1.11.2004 г. численность населения страны уменьшилась на 750 тысяч человек. Согласно областной демографической статистике за первое полугодие 2004 года в Брянской области родилось 6204 человека, а умерло - 13505 человек (смертность превысила рождаемость в 2,2 раза). Установлено, что причиной заболеваемости и смертности людей в России более чем в 50% случаев является прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды. Указанный факт в полной мере касается и нашего региона.

Задача по удвоению ВВП к 2010 году, поставленная Правительством РФ, является идеёй-фикс, поскольку при названных темпах утраты численности населения, т.е. человекопотребпения, обеспечивать экономический рост будет некому и не для кого.

Двумя авторитетными институтами ООН - ЮНЕСКО и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) - установлен "коэффициент жизнеспособности народов", характеризующий возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях конкретной социально-экономической и экологической политики, проводимой правительством той или иной страны и измеряемой по пятибалльной шкале. Согласно исследованиям ЮНЕСКО - ВОЗ, охватившим практически все регионы мира в 1992-1993 годах, 5 баллов не имеет ни одна страна, по 4 балла получили Швеция, Дания, Бельгия, Исландия, по 3 балла - США, Япония, Германия, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия. Коэффициент жизнеспособности России был оценен в 1,4 балла. Балл ниже "1,5" означает, по мнению экспертов ЮНЕСКО и ВОЗ, что население данной страны обречено на вымирание и деградацию, нация с таким КЖН уже не имеет внутренних источников поступательного развития и иммунитета.

Общее ухудшение экологического состояния России определяется нарастающими процессами деградации окружающей среды в каждом российском регионе.

Основными болевыми точками в общей массе экологических и природоресурсных проблем Брянской области являются: усугубляющиеся последствия чернобыльской катастрофы; накопление отходов производства и потребления; ухудшение качества питьевой воды; перепотребление природных и энергетических ресурсов в экономике и системе ЖКХ; нерешенность вопросов по экологической и медико-санитарной защите территории области и ее населения от последствий уничтожения 7,5 тысячи тонн химического оружия в Почепском районе; отсутствие внятной региональной политики по управлению земельными и другими природными ресурсами.

Каждую из перечисленных проблем можно охарактеризовать кратко следующим образом.

Экологическая ситуация в районах области, пострадавших от аварии на ЧАЭС в 1986 году, имеет тенденцию к ухудшению по следующим причинам: во-первых, из саркофага, смонтированного над руинами 4-го энергоблока, продолжаются перманентные выбросы радиоактивных веществ в сторону Брянской области по северо-западной "розе ветров", сам саркофаг потенциально опасен из-за своего аварийного состояния и наличия в его объеме свыше 40 тыс. тонн радиоактивной пыли; во-вторых, продолжается увеличение накопления радионуклидов в фунтовых и артезианских водах юго-западных территорий области, что установлено полевыми исследованиями, проведенными с 1977 по 2000 гг. по Программе развития ООН; в-третьих, в оценках уровня радиоактивного загрязнения и состояния здоровья населения пострадавших районов не учитывается влияние других радиоактивных элементов, более опасных, чем радиоцезий-137. Так, по данным Национальной академии наук Украины за 2000 год, площади загрязнения радиостронцием-90 Черниговской и Сумской областей Украины, граничащих с нашей областью, соответственно составили 2 миллиона и 300 тысяч га. Попадая в организм человека и животного, стронций-90 замещает в его костной ткани кальций и разрушает скелет. Только в г. Брянске остеопорозом (охрупчиванием и разрушением костей) страдают свыше 4 тысяч детей в возрасте до 14 лет. На юго-западе области эта цифра многократно превышена. Необходимо отметить, что серьезную потенциальную угрозу для северовосточной и центральной частей области представляет Смоленская АЭС, построенная в г. Десногорске, на русле реки Десны, с "чернобыльским" типом реакторов. В случае аварии на этой АЭС радиоактивные вещества по водостоку менее чем через 2 суток попадут в г. Брянск (протяженность р. Десны в пределах территории нашей области составляет 1187 км), а в случае радиоактивного выброса в атмосферу - через 8-12 часов, что и показал аварийный радиоактивный выброс с одного из атомных блоков САЭС в ночь с 4 на 5 января 2003 года (в указанный период времени радиоактивный фон в г. Брянске увеличился в три раза).

Накопление отходов производства и потребления (ОПП) создает региональным и муниципальным властям области серьезные проблемы, т.к. растущие по численности и объему свалки ОПП выводят из социально-экономического оборота значительные площади земельных ресурсов и одновременно загрязняют атмосферный воздух и Фунтовые воды. По данным ГУП "Зарубежчермет-Арсенал" Минэкономразвития РФ, среднестатистический гражданин России в год вырабатывает и выбрасывает на свалку до 400 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Исходя из этого население области (около 1,4 млн. чел.) ежегодно выбрасывает на свалки до 560 тыс. тонн ТБО, не считая размещения в окружающей среде промышленных отходов и отходов сельхозпроизводства, более масштабных и токсичных.

Вопрос создания в нашей области технологий и схем по сбору и утилизации ОПП, альтернативных вывозу отходов на свалки, имеет длинную историю - с 1987 года, однако из-за отсутствия гарантий экологической безопасности предлагаемых решений (в основном это процессы сжигания) и высокой стоимости объектов по переработке отходов (более миллиона долларов) проблема остается нерешенной.

Качество водных ресурсов является главной причиной ухудшения состояния здоровья фаждан России, поскольку человек более чем на 60% состоит из воды. Для нашей области более чем серьезными проблемами являются: рост зафязне-ния воды в системе ЖКХ и истощение водных артезианских источников в городах.

Угрожающее снижение качества воды происходит из-за катастрофического износа металлических труб в системах водоподведения в течение десятков лет и отсутствия централизованных систем фильтрации воды в жилищном секторе городов и районов. Сегодня население и хозяйствующие субъекты не заинтересованы в экономном потреблении воды и иных энергоресурсов (тепла и газа), т.к. в области практически нет учета их расходования, а действуют некие нормативы потребления воды, тепла и газа, непонятно кем и на каком основании (экономическом и правовом) установленные, что ведет к колоссальному их перепотреблению и, как следствие, нехватке. На сегодня области угрожает наступающий дефицит артезианской воды по причине ее неконтролируемого использования в промышленности, энергетике и на транспорте. Выход из данной ситуации заключается в законодательном запрете использования подземных вод для промышленных нужд, кроме как для нужд населения и перевод отраслей экономики на водопотребление из поверхностных водных источников. Формально в области действует несколько региональных водных профамм, но из-за отсутствия достаточного и своевременного финансирования и по причине их неквалифицированного менеджмента они практически оказались нереализованными.

Серьезную потенциальную экологическую угрозу для Брянской области представляет Программа по уничтожению арсенала химического оружия (УХО) нервно-паралитического действия в пос. Речица Почепского района, реализация которой должна начаться с 2006 года. На практике сегодня прорабатывается вопрос обеспечения безопасности работы персонала, непосредственно занятого на объекте УХО (около 1,5 тыс. человек), однако до сих пор заказчиком и исполнителями Программы не предложено эффективных мер экологической и медико-санитарной защиты прилегающих к намечаемому объекту УХО территорий от возможного поражения боевыми отравляющими веществами (ВОВ) и проживающих на них людей. В случае возникновения возможной аварийной ситуации в процессе ликвидации химоружия и утечки БОВ в окружающую среду при вероятностном неблагоприятном воздействии нескольких климатических факторов (высота, направление и скорость ветра, давление, влажность, температура, интенсивность выпадения осадков и др.) площадь химического загрязнения и численность пораженного населения могут быть многократно расширены в сравнении с планируемыми в штабах и кабинетах (для сведения, расстояние от Речицы до Брянска равно порядка 90 км).

Статьей 87 Закона РФ от 22.08.04 №122-ФЗ внесены значительные изменения в федеральный закон от 2.05.97 №76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", заключающиеся в фактической отмене государственных федеральных льгот и гарантий для граждан, работающих и проживающих в зоне защитных мероприятий при УХО. Нетрудно предположить, что решение вопросов обеспечения гарантий по возмещению возможного ущерба имуществу и вреда здоровью указанной категории граждан явочным порядком будет переложено на плечи региональных властей области и областной бюджет.

Нынешнее земельное федеральное законодательство составлено таким образом, что вопросы распоряжения и контроля над использованием земель находятся в компетенции федеральных и муниципальных органов власти, а полномочия и права субъектов РФ напрямую не урегулированы. Вместе с тем согласно Земельному кодексу РФ региональные органы власти вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование земельно-имущественных отношений на уровне субъекта РФ, в т.ч. разрабатывать и реализовывать региональные программы по использованию и охране земель. В.И. Ульянов (Ленин) в свое время утверждал, что земельный вопрос - есть ключевой вопрос всякой революции. В современных условиях - это ключевой вопрос всех социально-экономических отношений в обществе. Новое градостроительное и жилищное законодательство России не может быть реализовано без грамотной и эффективно выстроенной земельной политики со стороны административного менеджмента субъекта РФ. В частности, областные Дума и администрация должны в соответствии с ЗК РФ разработать и принять не менее полутора десятков законов области и постановлений губернатора, регулирующих земельно-имущественные отношения, например, по установлению публичного сервитута, ограничению прав на землю и т.д.

К началу 2007 года в области должен завершиться процесс разграничения земельной госсобственности на государственную федеральную, государственную субъекта РФ и муниципальную. К указанной дате, т.е. через полтора года государственная собственность на землю Брянской области должна получить необходимое нормативно-правовое обеспечение. Все это позволит на базе упорядоченных земельных отношений оценить состояние и качество других ресурсов окружающей среды, перешедших вместе с землей в собственность области (минерального сырья, редких полезных ископаемых, поверхностных и подземных вод, леса, биологических ресурсов и ресурсов рекреации), а затем разработать государственную региональную профамму их рационального использования и охраны.

В настоящее время управление эколого-ресурсной политикой на территории Брянской области со стороны областных органов государственной власти практически не осуществляется, более того, отсутствует даже концепция, или идеология ее реализации. Однако данному факту есть объективно-историческое объяснение, состоящее в том, что вначале в СССР, а затем в постсоветской России охрана окружающей природной среды в соответствии с действовавшим тогда законодательством осуществлялась территориальными природоохранными органами в лице областных (республиканских, краевых) комитетов по экологии, находившихся под совместной юрисдикцией федерального природоохранного органа - Госкомэкологии РФ и исполкомов региональных советов народных депутатов. В частности, Брянский комитет по экологии осуществлял функции государственного управления и контроля в природоохранной сфере на всей территории области через систему районных (городских) комитетов с частичным финансированием из областного бюджета. Хозяйственное использование природных ресурсов - леса, недр, воды осуществлялось по программам, совместно разработанным и финансируемым соответствующими федеральными ресурсно-отраслевыми ведомствами (Минлесхозом РФ, Роском-экологией, Минвсдхозом РФ) и органами государственной власти области.

В мае 2000 года Указом Президента РФ №867 в стране началась административная реформа, в результате которой природоохранные функции и функции хозяйственного использования ресурсов окружающей среды были совмещены в одном федеральном органе-Министерстве природных ресурсов РФ (МПР). При этом территориальные органы МПР в регионах были преобразованы в управления (в Брянской области - главное управление) с выводом из их состава районных (городских) комитетов по экологии. Фактически Указ №867 исключил возможность совместного проведения экологической и природоресурсной политики органами государственной власти субъектов РФ и территориальными органами МПР, оставив за последними только надзор и исключив функции управления и лабораторного обеспечения природоохранной деятельности. Главное управление МПР РФ по Брянской области готово было взять на себя выполнение природоохранных функций администрации области при условии финансирования этой деятельности из областного бюджета, но согласно нормам Бюджетного кодекса РФ это запрещено.

В мае 2004 года Указом Президента РФ №649 федеральный природоохранный орган - Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в составе МПР была разделена на две структуры: Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзооу с причинением непосредственно Правительству РФ и службу по надзору в сфере природопользования в структуре МПР в которую также вошли федеральные агентства по недрам, лесу и воде. В этой связи в Брянской области осуществляют деятельность пять федеральных эколого-ресурсных структур через свои территориальные органы, никак не скоординированные друг с другом и не подотчетные ни губернатору, ни областной Думе: один орган - в сфере экологического и технологического надзора (без атомного), другой - в сфере надзора за природопользованием и три отдела от соответствующих федеральных агентств, занимающихся оформлением лицензий на использование воды, леса и недр. Ранее существовавшие на территории области в качестве федеральных структур районные (городские) природоохранные органы вошли в состав местных администраций с полномочиями, которые ныне определены статьей 140 Федерального закона от 22.08.04 г. №122-ФЗ.

В итоге, окружающая среда регионов оказалась, как дитя у семи нянек, без глазу. Формально решение вопросов по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному природопользованию в структуре администрации Брянской области возложено на комитет по лицензированию. Однако совмещение в одном структурном подразделении нескольких функций, отличных друг от друга по целям и задачам, является не более чем имитацией той или иной деятельности.

Учитывая исключительную актуальность и сложность вышеупомянутых экологических и природоресурсных вопросов для нашего региона, в структуре администрации области необходимо создать реально и эффективно действующее подразделение на уровне департамента (управления), целями и задачами которого являлись бы: определение приоритетов и направлений эколого-ресурсной политики области; разработка эколого-ресурсных профамм и проектов по экологизации ключевых технологических решений; разработка нормативно-правовых актов области в сфере экологии, землепользования и использования иных ресурсов окружающей среды; координация деятельности федеральных надзорных органов, органов местного самоуправления и крупных хозяйствующих субъектов в сфере рационального природопользования; организация работы со СМИ, общественными и политическими организациями по обеспечению населения области достоверной экологической информацией.

От редакции

В ближайших номерах "РЧ" по просьбе редакции Александр Борисович Мудров более подробно расскажет о некоторых проблемных вопросах, упомянутых в этом выступлении. Среди них: демография, удвоение ВВП и другие.