Одно из средств привития экологической культуры — субботник. Воспитанники из детского сада № 69 ОАО «РЖД» Брянска с удовольствием наводят порядок на территории, делая участок уютным и чистым. Совсем как эколята — сказочные защитники природы, которые берегут её и заботятся о ней. А ещё они выращивают рассаду на подоконнике, чтобы вырастить настоящий урожай.
Во время всероссийского субботника дети вооружились вениками, вёдрами, совками и оправились убирать мусор, скопившийся за зиму. Кроме этого, были подметены дорожки к веранде, подготовлены грядки для последующей высадки рассады, цветов. Акцию «Зелёная весна» провели администрация Фокинского района Брянска, волонтёрское движение ОАО «РЖД» при поддержке департамента экологии ОАО «РЖД» и фонда имени В.И. Вернадского.
14 мая наши педагоги, родители воспитанников, волонтёры вышли на субботник, чтобы улучшить состояние территории дошкольного учреждения. Было покрашено оборудование, обрезаны сухие ветки деревьев, собран и вывезен мусор, посажены молодые кустарники. С огромным энтузиазмом включился наш дружный коллектив в благоустройство детского сада. В парниках мы посадили рассаду перцев, помидоров. Ребята её вырастили на подоконнике в уголке природы, наблюдая за всхожестью культур. Такой уголок есть в каждой группе. Педагоги с фантазией обустраивают и украшают его.
Я со своей коллегой работаю с детьми четырёх лет. В этом возрасте формируются первичные представления о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле. В нашей группе есть календарь природы, а в нём — окошечки и карманчики, куда дошколята после прогулки вставляют изображение явлений природы, за которыми наблюдали. Есть зона для экспериментов с песком и водой. Дети ухаживают за комнатными растениями под присмотром педагога.
Ранней весной мы начинаем оформлять огород на подоконнике. Наблюдения за всходами расширяют представления детей о растениях, условиях, необходимых для их роста и развития. Работа проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названием и датой посадки, знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями (есть садовый инвентарь), подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, загадки, сказки. Затем мы вместе с детьми проводим опыты, фиксируем результаты в дневнике наблюдений. Оформляем выставки фотоколлажей «От семян к ростку».
Здесь же у нас есть плоскостные фигурки домашних животных, а также главные герои — дедушка Миша и бабушка Маша. Ребята придумывают небольшие рассказы, в которых делятся своими наблюдениями за растениями.
Огород на подоконнике — это уголок, притягивающий внимание детей. Ребёнок видит, как формируются растения, усваивает логическую последовательность: семечки, ростки, цветки, плоды, А главное, выполняет взрослое дело — делает бороздки, раскладывает и закапывает семена, поливает сеянцы и описывает свои действия.
Сегодня саженцы высажены на настоящих грядках. Уход за растениями будет осуществляться на открытом воздухе. Мы уверены, что нас ждёт богатый урожай. Всё, что вырастили ребята, потом окажется на столе. Повара приготовят салаты, борщи из выращенных культур. Как же это здорово!