Охрана лесов Брянской области

Шматов В.А. Охрана лесов Брянской области / В.А. Шматов // Лесное хозяйство.- 2004.- № 1.- С. 18
Охрана Брянских лесов от пожаров
-- Охрана и защита леса

В.А. Шматов, руководитель Государственной лесной службы ГУПР по Брянской обл., заслуженный лесовод Российской Федерации.

Угроза лесных пожаров на земле никогда не исчезает. К такому выводу приходят каждый раз, когда получают информацию из различных регионов России и других стран мира. Брянская область в этом отношении не исключение.

Как видно из таблицы, в которой отражена динамика пожаров за последние 6 лет, число и площадь их распространения, а также ущерб от них имеют скачкообразный характер. Подобные колебания существенно зависят от погоды (например, в 2002 г. количество атмосферных осадков составило 30 % нормы).

Далеко не всем лесхозам нашей области удавалось удерживать горимость лесов на уровне, достаточно низком по сравнению с многолетними данными. Тем не менее, такие лесхозы есть: Трубчевский, Почепский, Мглинский, Дубровский, Злынковский. Результаты работы их и некоторых других свидетельствуют о том, что безвыходных ситуаций не бывает даже в крайне засушливую погоду.

Затраты на противопожарное устройство лесов распределяются не совсем пропорционально другим показателям (см. таблицу). Они ежегодно увеличивались, а число и площадь пожаров в указанный период имели тенденцию к сокращению (за исключением 2002 г. с его аномальными температурами), причем в 2000-2001 гг. существенно снизился и ущерб от них.

Были основания полагать, что в новом наращивании объемов противопожарного устройства лесов нет большой необходимости, однако события 2002 г. свидетельствуют об обратном, поэтому, несмотря на дефицит средств, работу в данном направлении нужно продолжать. Более того, занимаясь, многие годы охраной лесов от пожаров, мы пришли к заключению, что появление и развитие лесопожарной проблемы обусловлены постоянно действующей системой определенных факторов. Вот почему и противопоставлять им нужно не отдельные мероприятия или их группы, а тоже систему этих мероприятий, в центре которой - противопожарная профилактика.

Часто, казалось бы, неожиданные вспышки пожаров в тот или иной год определяются разбалансированностью указанной системы мероприятий, отсутствием или снижением эффективности отдельных их видов (например, ухудшением технической оснащенности лесной охраны, прекращением авиационного патрулирования лесов). Своеобразную роль играет и ослабление противопожарной пропаганды, а также административных мер воздействия на нарушителей правил пожарной безопасности в лесу.

Обострение лесопожарной обстановки в настоящее время связано в известной степени с реорганизацией лесного хозяйства и, можно сказать, полным отсутствием заинтересованности в предупредительных мерах практически всех субъектов Российской Федерации, которые необоснованно считают лесное хозяйство неприбыльной для них отраслью. В настоящее время 50 % суммы, превышающей минимальные ставки при реализации древесины на лесных аукционах, направляется в областной бюджет. По нашему мнению, это ошибка, потому что получить хотя бы часть этих средств от субъекта на нужды лесного хозяйства практически невозможно.

Есть и другие факторы, которые способствуют горимости лесов: заброшенные мелиоративные сооружения, нынешнее состояние которых - одна из причин обезвоживания больших площадей торфянистых почв, особенно сельскохозяйственного назначения. Многие осушенные земли оказались без достаточного надзора со стороны их пользователей, в частности сельскохозяйственных кооперативов. Вследствие этого на таких землях стали обычным явлением неконтролируемые сельскохозяйственные палы, а на осушенных поймах рек - торфяные пожары, которые не только повреждают пойменные земли, но и все чаще охватывают участки лесного фонда. В результате на тех участках, где раньше пожары случались редко или вообще отсутствовали, сейчас они стали массовым явлением.

Еще одна из причин возрастания числа пожаров - варварское отношение местного населения к лесу. Недостаточно используются средства массовой информации, а образовавшийся в стране идеологический вакуум не способствует устранению нарушений правил пожарной безопасности в лесах. Кроме того, в современных условиях реформирования народного хозяйства внимание лесной охраны отвлекается на решение многих дополнительных задач, не связанных с охраной леса. Изменениям подвергся порядок финансирования противопожарных мероприятий. Бюджетных средств на выполнение этих работ не хватает.

В числе иных причин усложнения лесопожарной обстановки, которые нельзя не учитывать, можно назвать ослабление ранее существовавшей структуры лесоохранных органов, а новая еще не сложилась.

Для успешного решения этих проблем необходимо построить и укрепить соответствующую систему лесопожарных мероприятий, что в Брянской обл. особенно важно, так как она, и, прежде всего ее юго-западная часть, существенно загрязнена радионуклидами и пожары здесь крайне нежелательны, ибо образующиеся при горении радиоактивные аэрозоли распространяются отсюда в другие регионы.

В сложившихся условиях специалисты области используют современные средства и способы совершенствования охраны лесов от пожаров. Большее, чем прежде, внимание уделяется здесь техническому оснащению работников лесной охраны, проведению малозатратных мероприятий, в частности противопожарной пропаганде в школах и других учебных заведениях. При этом мы стараемся прививать детям любовь к природе, т.е. "уходим" от господствовавших ранее и ставших малоэффективными запретительных мер, в районных газетах освещаются особо поучительные случаи предупреждения лесных пожаров и их тушения. Серьезное внимание уделяется выявлению пожаров, в том числе привлечению к этому работников милиции.

Следует отметить, что в последние годы участились умышленные поджоги, что раньше происходило крайне редко. Причем доказать, что поджог умышленный, очень трудно.

При организации патрулирования осуществляется обзор мест, со стороны которых существует реальная угроза распространения пожаров при определенном направлении ветра. Дело в том, что наиболее разрушительные пожары происходят, когда лес загорается вблизи дорог либо в других посещаемых человеком местах, особенно если оттуда ветер направлен в сторону больших массивов соснового леса. В связи с этим маршруты патрулирования бывают самыми разными и нередко зависят от направления ветра.

Существенным резервом совершенствования охраны лесов является активизация совместных учений лесной охраны с подразделениями гражданской обороны и МЧС. В прошедшем году повысилась роль администрации районов области, которые приняли постановления, направленные на усиление охраны лесов от пожаров, утвердили согласованные мобилизационные планы привлечения дополнительных сил и средств для тушения лесных, а также нелесных торфяных пожаров, поэтому возможности проведения совместных действий расширились. Если не активизировать работу в указанном направлении, то горимость лесов будет расти.

Необходимо усовершенствовать оценку результатов охраны лесов от пожаров, поскольку в пояснительных записках годовых отчетов критерии этой оценки практически отсутствуют. Все внимание уделяется числу возникших пожаров, площади их распространения и ущербу, словно эти показатели являются единственной целью нашей работы. Следует стремиться к тому, чтобы лесхозы брали на себя определенные обязательства по сокращению числа и площади распространения пожаров, ущерба от них или удержанию их на определенном уровне при соответствующих объемах лесопожарных мероприятий и затратах на них. Только тогда можно в полной мере разработать механизм оценки качества работы лесной охраны, включив в действие объективные, а, следовательно, эффективные, моральные и материальные стимулы.

Выполнению поставленных задач по совершенствованию охраны лесов от пожаров будет способствовать и реализация Подпрограммы "Реабилитация лесов в зонах радиоактивного загрязнения Брянской области на период 2004- 2010 гг.", проект которой направлен нами государственному заказчику - МЧС России.

Лесные пожары в Брянской обл.

Показатели Число пожаров Площадь распространения пожаров, га Ущерб, тыс. руб. Затраты на противопожарное устройство лесов, тыс. руб.
1998 г. 135 163 321 2840
1999 г. 332 173 717 4668
2000 г. 167 39 213 6657
2001 г. 69 14 130 8378
2002 г. 979 2070 29029 8042
2003 г. 133 54 356 22070