Окружающую среду загрязняем сами

Антонова М. Окружающую среду загрязняем сами // Брянская учительская газета.- 2011.- 12 янв. (№1).- С. 6.
Экологическое воспитание и просвещение в Брянской области.
-- Экологическое образование и просвещение

Экологическое воспитание и просвещение необходимо, так как действия населения спо­собствуют улучшению экологи­ческой ситуации в городе, счи­тает ученица лицея № 27 имени Героя Советского Союза И. Кустова Татьяна Арсенова.

Под руководством доцента ка­федры зоологии БГУ Игоря Леони­довича Прокофьева и учителя выс­шей категории лицея Оксаны Ана­тольевны Шевко она написала ра­боту «Экология города Брянска», ко­торую посвятила этой теме. Рабо­та заняла 1-е место в районной олимпиаде по экологии. Теперь Таня будет участвовать в шестой Гомельской научно-практической конференции учащихся по есте­ственно-научным направлениям «Поиск», которая пройдет в январе 2011 года. Недавно наш корреспон­дент встретилась с одиннадцатиклассницей.

Таня, поздравляю с победой. Ты подняла важную тему, так как в последнее время экология планеты находится в плачев­ном состоянии, а виной тому, конечно, мы, люди, населяю­щие ее. Какую работу ты провела?

— 51 проводила исследования бытового поведения населения Брянска методом опроса, чтобы оценить взаимное влияние челове­ка и окружающей среды. В опросе участвовало 432 человека, которые ответили на вопросы моей анкеты. Она состояла из 45 вопросов, раз­битых на 6 категорий: «Загрязне­ние мусором», «Загрязнение воды», «Использование электроэнергии», «Природа в городе», «Экологичес­ки чистые товары», «Экология и здоровье».

Проанализировав результаты опроса, получила следующие дан­ные. Экология города страдает от загрязнения мусором и равна оцен­ке «2». Так считают представители разных возрастов. Это значит, что среди опрошенных практически никто не задумывается о том, что можно использовать тару по новому назначению, сортировать му­сор, использовать пищевые отхо­ды как удобрение и т.д.

Большая часть населения горо­да старается как можно экономней использовать водные ресурсы. Оценка по шкале ответов — «3». Но в группе от 8 до 18 лет показа­тель равен «2». Напрашивается вывод, что молодое поколение не задумывается о будущем и в этом вопросе мало информировано.

Печально. А как обстоят дела с экономией электроэнер­гии?

— Оценка рационального ис­пользования электроэнергии при­ближается к «4». Но оценка детей и подростков и здесь равна «2». Пользуясь компьютерами, музы­кальными центрами, телевизора­ми, они не следят за тем, чтобы электроэнергия использовалась экономно.

Задавая вопросы о природе в городе, пришла к выводу, что боль­ше любит природу и домашних питомцев как раз молодежь.

— Но не берегут ее. А экологи­ческие отметки на товарах кого-то интересуют?

— На товары с экомаркировкой среди опрошенных лишь единицы обращают внимание. Оценка по разделу «Экологически чистые товары» чуть больше «2». Среди на­селения наибольшую оценку (чуть меньше «4») во всех возрастных группах имеет раздел о здоровье, так как у людей имеется инстинкт самосохранения и какая бы эколо­гическая обстановка ни была в го­роде, люди заботятся о своем здо­ровье.

Каковы же твои выводы?

— На основании результатов опроса сформулировала рекомен­дации:

  • Сортируйте мусор и сдавайте для повторного пользования, пы­тайтесь сократить количество му­сора при покупках.
  • Экономно используйте воду, не отравляя стоки.
  • Станьте «охотником за Ватта­ми».
  • Участвуйте в озеленении своего города.
  • Станьте покупателем-профес­сионалом.
  • Сократите поездки на автомо­биле и отдайте предпочтение пе­редвижению на троллейбусе или пешком.
  • Следите за своим здоровьем.

Знаю, нашлись добровольцы испробовать эти рекоменда­ции в быту?

— Да, несколько человек реши­ли поучаствовать в наших экспе­риментах, которые были проведе­ны по трем направлениям: мусор, электроэнергия, загрязнение ат­мосферы. Им удалось сэкономить на электроэнергии. Кто-то стал пользоваться более экологически чистым транспортом (троллейбу­сами).

А вот участники эксперимента по сокращению бытовых отходов столкнулись с рядом проблем. На­пример, бумагу и картон сжигать не всегда полезно. Хотелось бы, чтобы в нашем городе доступны­ми были пункты приема макула--туры. Для её приема необходимо в каждом районе и по улицам уста­новить день и часы, когда можно бьщо бы сдать макулатуру в выез­дные машины, А еще нужно, что­бы рядом с мусорными контейне­рами появились емкости для плас­тиковых бутылок и была решена проблема их утилизации. Так как у испытуемых накопилось слишком много ненужных пластиковых бу­тылок.

Впрочем, они накапливают­ся у каждого брянца. Что ж, ты проделала важную работу. Экологическое просвещение населения и обучение с раннего детства приемам рациональ­ного использования окружаю­щей среды и ресурсов необходи­мы. Остается надеяться, что власти города обратят внимание на проблемы, кото­рые ты обозначила.

Маргарита АНТОНОВА