Экологическое воспитание и просвещение необходимо, так как действия населения способствуют улучшению экологической ситуации в городе, считает ученица лицея № 27 имени Героя Советского Союза И. Кустова Татьяна Арсенова.
Под руководством доцента кафедры зоологии БГУ Игоря Леонидовича Прокофьева и учителя высшей категории лицея Оксаны Анатольевны Шевко она написала работу «Экология города Брянска», которую посвятила этой теме. Работа заняла 1-е место в районной олимпиаде по экологии. Теперь Таня будет участвовать в шестой Гомельской научно-практической конференции учащихся по естественно-научным направлениям «Поиск», которая пройдет в январе 2011 года. Недавно наш корреспондент встретилась с одиннадцатиклассницей.
— Таня, поздравляю с победой. Ты подняла важную тему, так как в последнее время экология планеты находится в плачевном состоянии, а виной тому, конечно, мы, люди, населяющие ее. Какую работу ты провела?
— 51 проводила исследования бытового поведения населения Брянска методом опроса, чтобы оценить взаимное влияние человека и окружающей среды. В опросе участвовало 432 человека, которые ответили на вопросы моей анкеты. Она состояла из 45 вопросов, разбитых на 6 категорий: «Загрязнение мусором», «Загрязнение воды», «Использование электроэнергии», «Природа в городе», «Экологически чистые товары», «Экология и здоровье».
Проанализировав результаты опроса, получила следующие данные. Экология города страдает от загрязнения мусором и равна оценке «2». Так считают представители разных возрастов. Это значит, что среди опрошенных практически никто не задумывается о том, что можно использовать тару по новому назначению, сортировать мусор, использовать пищевые отходы как удобрение и т.д.
Большая часть населения города старается как можно экономней использовать водные ресурсы. Оценка по шкале ответов — «3». Но в группе от 8 до 18 лет показатель равен «2». Напрашивается вывод, что молодое поколение не задумывается о будущем и в этом вопросе мало информировано.
— Печально. А как обстоят дела с экономией электроэнергии?
— Оценка рационального использования электроэнергии приближается к «4». Но оценка детей и подростков и здесь равна «2». Пользуясь компьютерами, музыкальными центрами, телевизорами, они не следят за тем, чтобы электроэнергия использовалась экономно.
Задавая вопросы о природе в городе, пришла к выводу, что больше любит природу и домашних питомцев как раз молодежь.
— Но не берегут ее. А экологические отметки на товарах кого-то интересуют?
— На товары с экомаркировкой среди опрошенных лишь единицы обращают внимание. Оценка по разделу «Экологически чистые товары» чуть больше «2». Среди населения наибольшую оценку (чуть меньше «4») во всех возрастных группах имеет раздел о здоровье, так как у людей имеется инстинкт самосохранения и какая бы экологическая обстановка ни была в городе, люди заботятся о своем здоровье.
— Каковы же твои выводы?
— На основании результатов опроса сформулировала рекомендации:
- Сортируйте мусор и сдавайте для повторного пользования, пытайтесь сократить количество мусора при покупках.
- Экономно используйте воду, не отравляя стоки.
- Станьте «охотником за Ваттами».
- Участвуйте в озеленении своего города.
- Станьте покупателем-профессионалом.
- Сократите поездки на автомобиле и отдайте предпочтение передвижению на троллейбусе или пешком.
- Следите за своим здоровьем.
— Знаю, нашлись добровольцы испробовать эти рекомендации в быту?
— Да, несколько человек решили поучаствовать в наших экспериментах, которые были проведены по трем направлениям: мусор, электроэнергия, загрязнение атмосферы. Им удалось сэкономить на электроэнергии. Кто-то стал пользоваться более экологически чистым транспортом (троллейбусами).
А вот участники эксперимента по сокращению бытовых отходов столкнулись с рядом проблем. Например, бумагу и картон сжигать не всегда полезно. Хотелось бы, чтобы в нашем городе доступными были пункты приема макула--туры. Для её приема необходимо в каждом районе и по улицам установить день и часы, когда можно бьщо бы сдать макулатуру в выездные машины, А еще нужно, чтобы рядом с мусорными контейнерами появились емкости для пластиковых бутылок и была решена проблема их утилизации. Так как у испытуемых накопилось слишком много ненужных пластиковых бутылок.
— Впрочем, они накапливаются у каждого брянца. Что ж, ты проделала важную работу. Экологическое просвещение населения и обучение с раннего детства приемам рационального использования окружающей среды и ресурсов необходимы. Остается надеяться, что власти города обратят внимание на проблемы, которые ты обозначила.
Маргарита АНТОНОВА