Музыкальное краеведение исключительно привлекательно для исследователей, неравнодушных к состоянию культуры на Брянщине. Тем не менее, современная музыкальная жизнь в нашем регионе практически остается за пределами серьёзного музыковедческого анализа. Как правило, изучаются явления искусства, перешедшие в разряд классики. Процесс незавершённый осмыслить труднее, чем-то, что «отстоялось», прошло проверку временем. Однако оценивать сегодняшнюю ситуацию в музыкальной культуре необходимо. Таким образом мы участвуем в отборе эстетических ценностей и можем дать жизнь тем из них, которые составляют духовное богатство нации. На Брянщине немало композиторов, исполнителей, педагогов, чья творческая деятельность заслуживает самого серьёзного внимания. Среди них - Олег Викторович Смолин. То. что сделано им как пианистом, композитором и преподавателем музыки, несоизмеримо со скромными оценками в небольших газетных публикациях, не содержащих глубокого научного анализа результатов творческой деятельности. Этот неординарный, «нетусовочный» человек в наше сложное историческое время пересмотра критериев художественности в искусстве последовательно и бескомпромиссно утверждает национальные духовные традиции в музыке и педагогике.
Цель нашей работы - дать по возможности целостное представление о содержании деятельности О.В. Смолина: выделить этапы творческого развития его личности: оценить наиболее значительные музыкальные произведения, сочиненные им: выявить своеобразие исполнительского стиля музыканта; понять «секреты» его педагогики: определить значение деятельности О.В. Смолина в развитии отечественной музыкальной культуры.
Основным источником материалов для исследования стал личный архив О.В. Смолина, а также интервью с его учениками и коллегами, просто любителями музыки. В нашу задачу входила систематизация этих материалов.
Олег Викторович Смолин родился в 1951 году в г. Курске. Его отец, Виктор Иванович - фронтовик, инженер-гидротехник. Мать, Александра Федоровна, инженер по профессии - тоже представительница технической интеллигенции. Именно мать оказалась музыкально одарённым человеком, очень хорошо пела колыбельные и другие песни. Этот факт, на наш взгляд, не мог не отразиться на стиле композитора в дальнейшем, определил его тяготение к напевной мелодии, её основополагающей роли в фактуре произведения.
Большую роль в формировании таланта и музыкального вкуса О.В. Смолина сыграла Гусева Екатерина Ивановна - знакомая матери, жившая в их семье. Она любила играть на фортепиано, а у О.В. Смолина уже с четырёх лет обнаружились музыкальные способности. Е.И. Гусева стала первой его наставницей.
Серьезно заниматься музыкой Олег Викторович стал с Еленой Яковлевной Клебанской. Её он называет своим первым педагогом. Она же была первой учительницей известной пианистки Бэллы Давидович. Когда О.В. Смолину исполнилось семь лет, она помогла ему попасть в музыкальную школу, куда в то время поступить было нелегко. Но О.В. Смолин уже играл серьезную программу, причём свободно, без боязни. Уже тогда он страстно полюбил сцену.
После переезда семьи в г. Брянск Олег учится в музыкальной школе им. П.И. Чайковского, а после её окончания (с отличием) поступает в музыкальное училище. На вступительных экзаменах он играет произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, К. Черни. В 1970 году О.В. Смолин заканчивает обучение в училище (тоже с отличием) и в этом же году становится студентом Астраханской консерватории на фортепианном отделении. Хороших педагогов было много, но об одном из них стоит сказать отдельно. На первом курсе О.В. Смолин занимается у Юрия Михайловича Сивко, закончившего Московскую консерваторию. Ю.М. Сивко занимался в классе самого А.Б. Гольденвейзера, а значит, был представителем школы, подарившей русскому искусству ряд блистательных имён, в том числе имя нашей землячки Татьяны Петровны Николаевой - звезды первой величины в отечественной пианистике. Как показал анализ творческой деятельности О.В. Смолина, на Брянщине он также стал достойным представителем этой школы.
С 1975 года по рекомендации Брянского областного управления культуры Олег Викторович Смолин направляется на работу в Брянское музыкальное училище, где и по сей день работает преподавателем фортепиано.
За многолетнюю плодотворную работу он был награждён Почетными грамотами Брянского областного музыкального общества, Президиума ЦК Профсоюзов и в течение последних лет постоянно избирается членом профсоюзного комитета. Коллеги по работе знают личные качества Олега Викторовича: его желание бескорыстно помогать людям, умение сострадать, понимать человека. В нём привлекает искренняя устремленность к духовным сторонам нашего бытия. Это человек, в деятельности которого нет противоречия между творчеством и нравственной сутью личности. Такая гармоничность всегда положительно результативна.
Концертная деятельность О.В. Смолина началась сразу же по приезде из Астраханской консерватории. Замечательный пианист-художник, он обладает свойством, по-видимому, унаследованным от первой учительницы Е.Я. Клебанской: блестяще владеет кантиленой. В его игре лирическая строгость сочетается с романтическим психологизмом и богатством красок. Слушая его исполнение, всегда восхищаешься изяществом звукоизвлечения, поэтичностью его музыкальной мысли, колоритностью педализации. Выступление О.В. Смолина - всегда событие, подлинный музыкальный праздник для слушателей, будь то сочинение П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, Ф. Листа, Ф. Шопена, И. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена... Любимые произведения О.В. Смолина-исполнителя - 6-я симфония П. Чайковского («Патетическая»), 2-я симфония А. Скрябина, «Страсти по Иоанну» И.С. Баха, баллада № 1 Ф. Шопена. Репертуар пианиста самого высокого класса. О.В. Смолин всегда стремится выявить внутреннюю сущность произведения, донести до слушателя духовную озарённость композитора, степень его таланта.
Как концертмейстера О.В. Смолина привлекает гений П.И. Чайковского, он играет все его романсы. Естественно и просто артисту также в рахманиновском репертуаре. В его концертной практике - исполнение произведений Э. Грига и Н. Метнера. Созвучны художественной индивидуальности О.В. Смолина романсы М Глинки. Гармоничным оказался творческий союз О.В. Смолина и брянской певицы-сопрано Э.В. Манистиной. обогативший музыкальными впечатлениями обоих артистов. Наиболее плодотворным оказался период их сотрудничества в 1988-1993 годах. В это время на брянском радио были записаны романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, романсы и песни М. Мусоргского, романсы П.И. Чайковского, романсы и песни Э. Грига, романсы Н. Метнера. Аккомпанемент О.В. Смолина всегда яркий, рельефный.
Интерпретируя музыку. О.В. Смолин всегда знает, чего он хочет добиться, его отличает чёткая постановка творческой задачи. Таинственные вспышки импровизационных озарений, романтические наития - не его стихия. Поэтому он всегда надёжен на сцене. Кажется, таким, как он. адресованы слова Г. Нейгауза: «...Наши молодые исполнители... стали значительно умнее, трезвее, зрелее, целенаправленнее, собраннее, энергичнее (прилагательные предлагаю умножить), чем их отцы и деды. Отсюда их огромное превосходство в технике...» (Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX в. - Л., 1976, стр. 111). Однако подчеркнём: привлекательность исполнителя О.В. Смолина состоит не только в техническом качестве игры, но и в умении донести до слушателя содержание музыкального произведения, проникнуть в тайны формирования, структурирования звукового материала, в искусстве создать неповторимый образ композитора.
Как в художнике в нём происходит непрестанная работа по пути к совершенству. Неизменной остается цель исполнения: проникновение в замысел композитора, в строй его музыкального языка, глубокое осмысление формы исполняемого произведения, осознание самобытности таланта композитора. Безусловно, исполнительский талант О.В. Смолина органично вписывается в традицию нашей отечественной пианистической школы.
Содержательна и интересна композиторская деятельность О.В. Смолина. Одним из его любимых музыкальных жанров является романс, в котором, на наш взгляд, выражаются существенные стороны и таланта, и личности О.В. Смолина.
Интересно, что композитор никогда не писал произведения с ориентацией на конкретных исполнителей, однако они органично вписались в репертуар брянских талантливых вокалистов: А. Сафронова. Э. Манистиной. Л. Беленковой и др. Своеобразие стиля композитора определяет сочетание вокальной и декламационной выразительности, яркость отдельных интонаций, обилие экспрессивных, «говорящих» пауз. Для фортепианной фактуры О. Смолина характерна значительная роль арпеджированного и аккордного типа изложения. В этом смысле показательны романсы «Забытая весна» и «Это было когда-то давно!» (На ел. К. Фофанова). «О, будь моей звездой» и «Монолог» (На ел. А. Апухтина). Отметим, что в списке созданных О. Смолиным романсов есть произведения на стихи И. Анненского. Ф.И. Тютчева... О.В. Смолина привлекает психологически насыщенная, содержательная по мыслечувствованию лирическая поэзия. Он дал жизнь в музыке произведениям наших современных брянских поэтов, например О. Вороничева (романсы «Сердце Ярославны» и «Фаэтон»). Ему близка патриотическая лирика. Гражданское чувство композитора нашло отражение в созданных им песнях «Родина» (На ел. В. Кулемина). «Песнь о черёмухе» (На ел. Алатырева) и др.
Индивидуальность композитора О.В. Смолина полно раскрылась в его произведениях для хора. Здесь проявилось его мастерство в «лепке» образа средствами человеческого голоса, сочетанием драматизма с душевной теплотой песенности. Наиболее яркие произведения, на наш взгляд. - три хора: «Осеннее прощание Эльфа» (На ел. В. Брюсова), «Пахнут гарью туманы» и «Босоногое детство» (На ел. В. Кожухова). На первом плане в хоровых композициях - художественное качество поэтического текста. Однако между стихами, избранными для романсов и для хора, есть заметная разница. Романсовые тексты более лиричны. Но и в хорах поэтическое слово трактуется не обобщённо, а детализированно. Хоровые сочинения О.В. Смолина - это «пейзажи» настроений, сфера личных высказываний. Композитор опирается на богатейшие русские хоровые традиции П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. Рахманинова. В своих хоровых миниатюрах О.В. Смолин обращается к простым и понятным каждому человеку переживаниям. Он питает неприязнь к «общедраматической» музыке, оторванной от жизненной конкретики, лишённой характерных примет времени изображаемого явления.
Безусловно, одна из наиболее интересных страниц творчества О.В. Смолина - его инструментальные произведения. Будучи замечательным пианистом, он прекрасно ощущает инструментальную специфику фортепиано, но пишет музыку и для других инструментов: альта, кларнета и трубы. Это произведения «Импровизация для трубы и фортепиано», «Пьесы для альта» и др. Инструментальные произведения оттеняют особенности вокальных сочинений и дополняют существенно характеристику таланта композитора. На наш взгляд, О.В. Смолин раскрывает богатые возможности взаимовлияния музыкальных жанров, например, воздействия вокальной музыки на инструментальную. Ни у кого из брянских композиторов такое взаимообогащение не оказалось столь плодотворным, как у О.В. Смолина. В целом особенности его инструментальных жанров - это открытость эмоционального высказывания, предельная утончённость и простая, понятная манера изложения. Он стремится к ясности и лаконичности выражения большого внутреннего напряжения чувства и глубокой мысли.
Как композитор О.В. Смолин придерживается традиций реалистического искусства. В то же время его творческие искания связаны с рациональным использованием особенностей романтической музыки. Композитору чужда погоня за новизной во что бы то ни стало. Его творческие усилия направлены на поиск формы, адекватной содержательной сути.
Исследуя образную сферу сочинений композитора, мы пришли к выводу, что в её основе лежит образ ускользающего, невозвратимого счастья, так ярко претворённого в последних сочинениях П.И. Чайковского, в частности, в его 6-й симфонии, «Колоколах», 4 концерте для фортепиано, «Вокализе» СВ. Рахманинова, творчестве поэтов «серебряного века».
Преподавательская деятельность в творческой жизни О.В. Смолина - факт не случайный. Богатый опыт музыканта должен передаваться другим. О.В. Смолин - один из опытнейших педагогов Брянского музыкального училища и Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского. К этой работе он никогда не относился формально. У него есть свои педагогические принципы, которые он изложил в «Записках педагога» (Из личного архива О.В. Смолина). О.В. Смолин знает «болевые точки» музыкальной педагогики, чётко представляет трудности овладения профессиональным мастерством на каждом этапе формирования навыков фортепианной игры. В своём классе он стремится создать оптимальные условия для успешной работы с учеником. Например, для него очень важна атмосфера сотрудничества в классе, когда душа одного человека распахнута навстречу другому, в противоположность авторитарным отношениям. (Создавать атмосферу сотворчества всегда умела Т.П. Николаева). Для О.В. Смолина - педагога принципиально важно добиваться от ученика не только технически «чистой» игры, но научить любое знание пропустить сквозь призму собственного переживания. Конечная цель процесса обучения - вызвать у учащихся стремление к самостоятельному творческому развитию. Такими были и педагогические установки Т.П. Николаевой.
Из класса О.В. Смолина вышло много квалифицированных музыкантов-педагогов, таких, как, например, С. Цыганкова - преподавательница фортепиано в Детской школе искусств им. П.И. Чайковского (г. Брянск).
О.В. Смолин даст ученикам не только урокимузыкального мастерства, но и пример подлинной интеллигентности. Он ответственныйи трудолюбивый человек. Такие же качества педагог старается воспитатьв своих подопечных. Не жалея личного времени и энергии, он спешит на дополнительные занятия, терпеливо добивается результатов. «Записки педагога» О.В. Смолина начинаются словами: «Любое исполнительство (вокальное, инструментальное,дирижёрское) состоит из двух элементов: технической оснащённости и музыкальногоинтеллекта». Эти записки - свидетельство глубокого, всестороннего осмысления своего труда как исполнителя и педагога. Совершенно очевидно, что в исполнительской и педагогической практике О.В. Смолин является проводником наследия отечественной пианистической школы А.Б. Гольденвейзера и Т.П. Николаевой. Особенностью нашей пианистики всегда была высокая одухотворённость исполнения, сопереживание содержанию музыкального произведения, в процессе исполнения сопричастность духовному озарению композитора при безупречной техничности.
Сегодня О.В. Смолин в расцвете творческих сил. Несмотря на незавершённость его биографии как музыканта уже сегодня можно сделать вывод о том. что исполнительская, композиторская, педагогическая деятельность О.В. Смолина является существенным вкладом в развитие музыкальной культуры на Брянщине. Она являет собой образец последовательного служения не музыкальной моде, а Искусству, содержательной основой которого является духовная жизнь человека. Сочинения О.В. Смолина нуждаются в популяризации. К сожалению, многие из них не изданы. Сегодня они находятся в личном архиве О.В. Смолина, часть которого хранится на кафедре художественного образования в Брянском государственном университете им. И.Г. Петровского. Даже самое убедительное словесное описание не может заменить живое звучание музыки. Выражаем надежду, что такая ситуация - не навсегда.
// Реализация социально-образовательных функций обучения в XXI веке: Межвузовский сборник студенческих научно-методических работ. - Брянск: Изд-вс БГУ, 2006.-186 с.