Чачило Е.В., Семенищенкова Л.Л. Олег Викторович Смолин - исполнитель, композитор, педагог

Музыкальное краеведение исключительно привлекательно для исследователей, нерав­нодушных к состоянию культуры на Брянщине. Тем не менее, современная музыкальная жизнь в нашем регионе практически остается за пределами серьёзного музыковедческого анализа. Как правило, изучаются явления искусства, перешедшие в разряд классики. Про­цесс незавершённый осмыслить труднее, чем-то, что «отстоялось», прошло проверку вре­менем. Однако оценивать сегодняшнюю ситуацию в музыкальной культуре необходимо. Таким образом мы участвуем в отборе эстетических ценностей и можем дать жизнь тем из них, которые составляют духовное богатство нации. На Брянщине немало композиторов, исполнителей, педагогов, чья творческая деятельность заслуживает самого серьёзного внимания. Среди них - Олег Викторович Смолин. То. что сделано им как пианистом, ком­позитором и преподавателем музыки, несоизмеримо со скромными оценками в небольших газетных публикациях, не содержащих глубокого научного анализа результатов творче­ской деятельности. Этот неординарный, «нетусовочный» человек в наше сложное истори­ческое время пересмотра критериев художественности в искусстве последовательно и бес­компромиссно утверждает национальные духовные традиции в музыке и педагогике.

Цель нашей работы - дать по возможности целостное представление о содержании дея­тельности О.В. Смолина: выделить этапы творческого развития его личности: оценить наи­более значительные музыкальные произведения, сочиненные им: выявить своеобразие исполнительского стиля музыканта; понять «секреты» его педагогики: определить значе­ние деятельности О.В. Смолина в развитии отечественной музыкальной культуры.

Основным источником материалов для исследования стал личный архив О.В. Смолина, а также интервью с его учениками и коллегами, просто любителями музыки. В нашу задачу входила систематизация этих материалов.

Олег Викторович Смолин родился в 1951 году в г. Курске. Его отец, Виктор Иванович - фронтовик, инженер-гидротехник. Мать, Александра Федоровна, инженер по профессии - тоже представительница технической интеллигенции. Именно мать оказалась музыкаль­но одарённым человеком, очень хорошо пела колыбельные и другие песни. Этот факт, на наш взгляд, не мог не отразиться на стиле композитора в дальнейшем, определил его тяго­тение к напевной мелодии, её основополагающей роли в фактуре произведения.

Большую роль в формировании таланта и музыкального вкуса О.В. Смолина сыграла Гусева Екатерина Ивановна - знакомая матери, жившая в их семье. Она любила играть на фортепиано, а у О.В. Смолина уже с четырёх лет обнаружились музыкальные способности. Е.И. Гусева стала первой его наставницей.

Серьезно заниматься музыкой Олег Викторович стал с Еленой Яковлевной Клебанской. Её он называет своим первым педагогом. Она же была первой учительницей известной пианистки Бэллы Давидович. Когда О.В. Смолину исполнилось семь лет, она помогла ему попасть в му­зыкальную школу, куда в то время поступить было нелегко. Но О.В. Смолин уже играл серь­езную программу, причём свободно, без боязни. Уже тогда он страстно полюбил сцену.

После переезда семьи в г. Брянск Олег учится в музыкальной школе им. П.И. Чайков­ского, а после её окончания (с отличием) поступает в музыкальное училище. На вступи­тельных экзаменах он играет произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, К. Черни. В 1970 году О.В. Смолин заканчивает обучение в училище (тоже с отличием) и в этом же году стано­вится студентом Астраханской консерватории на фортепианном отделении. Хороших пе­дагогов было много, но об одном из них стоит сказать отдельно. На первом курсе О.В. Смолин занимается у Юрия Михайловича Сивко, закончившего Московскую консервато­рию. Ю.М. Сивко занимался в классе самого А.Б. Гольденвейзера, а значит, был предста­вителем школы, подарившей русскому искусству ряд блистательных имён, в том числе имя нашей землячки Татьяны Петровны Николаевой - звезды первой величины в отечествен­ной пианистике. Как показал анализ творческой деятельности О.В. Смолина, на Брянщине он также стал достойным представителем этой школы.

С 1975 года по рекомендации Брянского областного управления культуры Олег Викто­рович Смолин направляется на работу в Брянское музыкальное училище, где и по сей день работает преподавателем фортепиано.

За многолетнюю плодотворную работу он был награждён Почетными грамотами Брян­ского областного музыкального общества, Президиума ЦК Профсоюзов и в течение по­следних лет постоянно избирается членом профсоюзного комитета. Коллеги по работе знают личные качества Олега Викторовича: его желание бескорыстно помогать людям, умение сострадать, понимать человека. В нём привлекает искренняя устремленность к ду­ховным сторонам нашего бытия. Это человек, в деятельности которого нет противоречия между творчеством и нравственной сутью личности. Такая гармоничность всегда положительно результативна.

Концертная деятельность О.В. Смолина началась сразу же по приезде из Астраханской консерватории. Замечательный пианист-художник, он обладает свойством, по-видимому, унаследованным от первой учительницы Е.Я. Клебанской: блестяще владеет кантиленой. В его игре лирическая строгость сочетается с романтическим психологизмом и богатством красок. Слушая его исполнение, всегда восхищаешься изяществом звукоизвлечения, по­этичностью его музыкальной мысли, колоритностью педализации. Выступление О.В. Смо­лина - всегда событие, подлинный музыкальный праздник для слушателей, будь то сочи­нение П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, Ф. Листа, Ф. Шопена, И. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена... Любимые произведения О.В. Смолина-исполнителя - 6-я симфо­ния П. Чайковского («Патетическая»), 2-я симфония А. Скрябина, «Страсти по Иоанну» И.С. Баха, баллада № 1 Ф. Шопена. Репертуар пианиста самого высокого класса. О.В. Смо­лин всегда стремится выявить внутреннюю сущность произведения, донести до слушателя духовную озарённость композитора, степень его таланта.

Как концертмейстера О.В. Смолина привлекает гений П.И. Чайковского, он играет все его романсы. Естественно и просто артисту также в рахманиновском репертуаре. В его концертной практике - исполнение произведений Э. Грига и Н. Метнера. Созвучны худо­жественной индивидуальности О.В. Смолина романсы М Глинки. Гармоничным оказался творческий союз О.В. Смолина и брянской певицы-сопрано Э.В. Манистиной. обогатив­ший музыкальными впечатлениями обоих артистов. Наиболее плодотворным оказался период их сотрудничества в 1988-1993 годах. В это время на брянском радио были записа­ны романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, романсы и песни М. Мусоргского, романсы П.И. Чайковского, романсы и песни Э. Грига, романсы Н. Метнера. Аккомпане­мент О.В. Смолина всегда яркий, рельефный.

Интерпретируя музыку. О.В. Смолин всегда знает, чего он хочет добиться, его отличает чёткая постановка творческой задачи. Таинственные вспышки импровизационных озаре­ний, романтические наития - не его стихия. Поэтому он всегда надёжен на сцене. Кажется, таким, как он. адресованы слова Г. Нейгауза: «...Наши молодые исполнители... стали зна­чительно умнее, трезвее, зрелее, целенаправленнее, собраннее, энергичнее (прилагатель­ные предлагаю умножить), чем их отцы и деды. Отсюда их огромное превосходство в тех­нике...» (Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX в. - Л., 1976, стр. 111). Однако подчерк­нём: привлекательность исполнителя О.В. Смолина состоит не только в техническом каче­стве игры, но и в умении донести до слушателя содержание музыкального произведения, проникнуть в тайны формирования, структурирования звукового материала, в искусстве создать неповторимый образ композитора.

Как в художнике в нём происходит непрестанная работа по пути к совершенству. Неиз­менной остается цель исполнения: проникновение в замысел композитора, в строй его му­зыкального языка, глубокое осмысление формы исполняемого произведения, осознание самобытности таланта композитора. Безусловно, исполнительский талант О.В. Смолина органично вписывается в традицию нашей отечественной пианистической школы.

Содержательна и интересна композиторская деятельность О.В. Смолина. Одним из его любимых музыкальных жанров является романс, в котором, на наш взгляд, выражаются существенные стороны и таланта, и личности О.В. Смолина.

Интересно, что композитор никогда не писал произведения с ориентацией на конкретных исполнителей, однако они органично вписались в репертуар брянских талантливых вокали­стов: А. Сафронова. Э. Манистиной. Л. Беленковой и др. Своеобразие стиля композитора оп­ределяет сочетание вокальной и декламационной выразительности, яркость отдельных инто­наций, обилие экспрессивных, «говорящих» пауз. Для фортепианной фактуры О. Смолина характерна значительная роль арпеджированного и аккордного типа изложения. В этом смыс­ле показательны романсы «Забытая весна» и «Это было когда-то давно!» (На ел. К. Фофанова). «О, будь моей звездой» и «Монолог» (На ел. А. Апухтина). Отметим, что в списке созданных О. Смолиным романсов есть произведения на стихи И. Анненского. Ф.И. Тютчева... О.В. Смолина привлекает психологически насыщенная, содержательная по мыслечувствованию лирическая поэзия. Он дал жизнь в музыке произведениям наших современных брянских по­этов, например О. Вороничева (романсы «Сердце Ярославны» и «Фаэтон»). Ему близка пат­риотическая лирика. Гражданское чувство композитора нашло отражение в созданных им песнях «Родина» (На ел. В. Кулемина). «Песнь о черёмухе» (На ел. Алатырева) и др.

Индивидуальность композитора О.В. Смолина полно раскрылась в его произведениях для хора. Здесь проявилось его мастерство в «лепке» образа средствами человеческого голоса, сочетанием драматизма с душевной теплотой песенности. Наиболее яркие произве­дения, на наш взгляд. - три хора: «Осеннее прощание Эльфа» (На ел. В. Брюсова), «Пахнут гарью туманы» и «Босоногое детство» (На ел. В. Кожухова). На первом плане в хоровых композициях - художественное качество поэтического текста. Однако между стихами, избранными для романсов и для хора, есть заметная разница. Романсовые тексты более лиричны. Но и в хорах поэтическое слово трактуется не обобщённо, а детализированно. Хоровые сочинения О.В. Смолина - это «пейзажи» настроений, сфера личных высказыва­ний. Композитор опирается на богатейшие русские хоровые традиции П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. Рахманинова. В своих хоровых миниатюрах О.В. Смо­лин обращается к простым и понятным каждому человеку переживаниям. Он питает не­приязнь к «общедраматической» музыке, оторванной от жизненной конкретики, лишённой характерных примет времени изображаемого явления.

Безусловно, одна из наиболее интересных страниц творчества О.В. Смолина - его инст­рументальные произведения. Будучи замечательным пианистом, он прекрасно ощущает инструментальную специфику фортепиано, но пишет музыку и для других инструментов: альта, кларнета и трубы. Это произведения «Импровизация для трубы и фортепиано», «Пьесы для альта» и др. Инструментальные произведения оттеняют особенности вокаль­ных сочинений и дополняют существенно характеристику таланта композитора. На наш взгляд, О.В. Смолин раскрывает богатые возможности взаимовлияния музыкальных жан­ров, например, воздействия вокальной музыки на инструментальную. Ни у кого из брян­ских композиторов такое взаимообогащение не оказалось столь плодотворным, как у О.В. Смолина. В целом особенности его инструментальных жанров - это открытость эмоцио­нального высказывания, предельная утончённость и простая, понятная манера изложения. Он стремится к ясности и лаконичности выражения большого внутреннего напряжения чувства и глубокой мысли.

Как композитор О.В. Смолин придерживается традиций реалистического искусства. В то же время его творческие искания связаны с рациональным использованием особенно­стей романтической музыки. Композитору чужда погоня за новизной во что бы то ни ста­ло. Его творческие усилия направлены на поиск формы, адекватной содержательной сути.

Исследуя образную сферу сочинений композитора, мы пришли к выводу, что в её основе лежит образ ускользающего, невозвратимого счастья, так ярко претворённого в последних сочинениях П.И. Чайковского, в частности, в его 6-й симфонии, «Колоколах», 4 концерте для фортепиано, «Вокализе» СВ. Рахманинова, творчестве поэтов «серебряного века».

Преподавательская деятельность в творческой жизни О.В. Смолина - факт не случайный. Богатый опыт музыканта должен передаваться другим. О.В. Смолин - один из опытнейших педагогов Брянского музыкального училища и Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского. К этой работе он никогда не относился формально. У него есть свои педаго­гические принципы, которые он изложил в «Записках педагога» (Из личного архива О.В. Смо­лина). О.В. Смолин знает «болевые точки» музыкальной педагогики, чётко представляет труд­ности овладения профессиональным мастерством на каждом этапе формирования навыков фортепианной игры. В своём классе он стремится создать оптимальные условия для успешной работы с учеником. Например, для него очень важна атмосфера сотрудничества в классе, когда душа одного человека распахнута навстречу другому, в противоположность авторитарным отношениям. (Создавать атмосферу сотворчества всегда умела Т.П. Николаева). Для О.В. Смолина - педагога принципиально важно добиваться от ученика не только технически «чис­той» игры, но научить любое знание пропустить сквозь призму собственного переживания. Конечная цель процесса обучения - вызвать у учащихся стремление к самостоятельному твор­ческому развитию. Такими были и педагогические установки Т.П. Николаевой.

Из класса О.В. Смолина вышло много квалифицированных музыкантов-педагогов, та­ких, как, например, С. Цыганкова - преподавательница фортепиано в Детской школе ис­кусств им. П.И. Чайковского (г. Брянск).

О.В. Смолин даст ученикам не только урокимузыкального мастерства, но и пример подлинной интеллигентности. Он ответственныйи трудолюбивый человек. Такие же каче­ства педагог старается воспитатьв своих подопечных. Не жалея личного времени и энер­гии, он спешит на дополнительные занятия, терпеливо добивается результатов. «Записки педагога» О.В. Смолина начинаются словами: «Любое исполнительство (вокальное, инст­рументальное,дирижёрское) состоит из двух элементов: технической оснащённости и му­зыкальногоинтеллекта». Эти записки - свидетельство глубокого, всестороннего осмысле­ния своего труда как исполнителя и педагога. Совершенно очевидно, что в исполнитель­ской и педагогической практике О.В. Смолин является проводником наследия отечествен­ной пианистической школы А.Б. Гольденвейзера и Т.П. Николаевой. Особенностью нашей пианистики всегда была высокая одухотворённость исполнения, сопереживание содержа­нию музыкального произведения, в процессе исполнения сопричастность духовному оза­рению композитора при безупречной техничности.

Сегодня О.В. Смолин в расцвете творческих сил. Несмотря на незавершённость его био­графии как музыканта уже сегодня можно сделать вывод о том. что исполнительская, компо­зиторская, педагогическая деятельность О.В. Смолина является существенным вкладом в развитие музыкальной культуры на Брянщине. Она являет собой образец последовательного служения не музыкальной моде, а Искусству, содержательной основой которого является духовная жизнь человека. Сочинения О.В. Смолина нуждаются в популяризации. К сожале­нию, многие из них не изданы. Сегодня они находятся в личном архиве О.В. Смолина, часть которого хранится на кафедре художественного образования в Брянском государственном университете им. И.Г. Петровского. Даже самое убедительное словесное описание не может заменить живое звучание музыки. Выражаем надежду, что такая ситуация - не навсегда.

// Реализация социально-образовательных функций обучения в XXI веке: Межвузовский сборник студенческих научно-методических работ. - Брянск: Изд-вс БГУ, 2006.-186 с.