Опыт не знает границ

Силаев В. Опыт не знает границ // Брянская учительская газета.- 2009.- 20 февр. (№6).- С. 6,16
В поселке Климово (Брянская область) прошел межгосударственный семинар учителей-предметников естественно-научного цикла приграничных районов трех сопредельных государств

 

В поселке Климово прошел межгосударственный семинар учителей-предметников естественно-научного цикла приграничных районов трех сопредельных государств.

От содружества к сотворчеству

Хотя в государствах меняются, по выражению гостьи из Украины, «коренники»-президенты, тради­ция проводить совместные семинары работников образования Городнянского района Чернигов­ской области Украины, Добрушского района Гомельской области Беларуси и Климовского района Брянской области остается нерушимой. И вот в 23-й раз межгосударственный семинар собирает коллег — работников образования трех районов. Принимающая сторона — Климовский район. Тема семинара — «Основные проблемы и тенденции модернизации естественно-научного образования учащихся». Выбор темы обусловлен не только злободневной для всех участников проблемой современного подхода к преподаванию химии, биологии и географии в общеобразовательных учреждениях (которая, впрочем, не острее, чем в сфере обучения, к примеру, гуманитарным предметам). Выбор определили и две годовщины — две памятные даты, которые не могут оставить безучастными не только учителей химии, но и каждого педагога в отдельности, осведомленного хотя бы в общих чертах с величайшим научным открытием — периодическим законом химических элементов, одним из основных законов естествознания, на основе которого разработана периодическая система, названная в честь открывшего закон русского ученого.

В этом году отмечаются 175-летие со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева и 140-летие его открытия — периодического закона. Семинар в Климове

с согласия всех участников посвящался годовщине великого ученого. Актуальность его проведения еще и в том, что, по признанию гостей и данным методического кабинета Климовского районного отдела образования, средний рейтинг учителей географии, химии и биологии уступает рейтингам других предметников и фактически замыкает рейтинговую таблицу. Это свидетельство определенной сложности усвоения учащимися химико-биологических знаний. На вершине таблицы, кстати, учителя ИЗО, русского языка и литературы и начальных классов.

«Ни один международный семинар не проходит бесследно для его участников, — сказала, открывая эту встречу в стенах Климовской средней школы № 2, заместитель главы Климовского района по социальной политике З.Ф. Толстикова. — И хочется отметить, что с 2007 года семинар проводится на новом уровне — с участием не одних управленцев в образовании, как обычно, но и учителей, педагогов». Всех участников поздравили с открытием семинара заместитель директора департамента общего и профессионального образования Брянской области A.M. Кравченко и начальник отдела образования Климовского района Т.В. Смольская. Она пояснила, что место проведения семинара — школа № 2 — выбрано не случайно. Школа имеет устойчиво высокие результаты по предметам естественно-научного цикла. В 2007 — 2008 учебном году на межгосударственной олимпиаде по химии (участники — школьники Добрушского и Климовского районов) девятиклассница школы № 2 п. Климово Маргарита Мажугина заняла первое место (учитель-наставник СВ. Лагуто). На областных олимпиадах по географии и химии ученики школы заняли соответственно 3-е и 5-е места. На областной олимпиаде по химии текущего учебного года Маргарита Мажугина улучшила свой результат, завоевав 4-е место. 4-е место по экологии в области — у Дмитрия Сафонова — учащегося школы № 2, которая бьем нее рекорды по числу побед в районных предметных олимпиадах. В этом году — 43 призовых места. Есть у школы заслуженные победы на Всероссийских краеведческих чтениях — 3-е место, на «Всероссийском Ломоносовском турнире» — 2-е место по математике, 2-е место в многоборье и в других конкурсах. Школе присужден грант губернатора в рамках нацпроекта «Образование», учителю географии Н.А. Грачевой — грант Президен­та РФ и премия НП «Социальное партнерство развития Брянщины», учителю начальных классов Т.В. Самыко — грайт губернатора области, учителю химии СВ. Лагуто — грант администрации Климовского района. Судя по тому, что федеральная и районная награды — у педагогов-предметников естественно-научного цикла, их рейтинг в школе № 2 значительно выше общерайонного и, вероятно, самый высокий во 2-й школе, в которой обучаются 330 учащихся и работают 40 учителей. И практически все имеют квалификационные категории — от высшей (13 человек) до первой (17) и второй (10). Среди них четыре отличника народного образования РФ. Средний возраст учителей — 37 лет. Представление «визитной карточки» школы перед участниками семинара было насыщено не только цифровой и фактической информацией. Огромный бумажный цветок с лепестками в руках детей символизировал направления школьной работы: личностно ориентированный подход, внедрение здоровье сберегающих технологий, профильного и предпрофильного обучения (нетрудно догадаться, что одним из двух «профилей» в школе, помимо физико-математического, является химико-биологический), компьютерных технологий, исследовательская и проектная деятельность. Последнее направление ярко «прозвучало» в начале работы семинара, когда творческая группа 10 «А» класса школы № 2 представляла информационный проект «Д.И. Менделеев и А.А. Блок — два гения России». Члены группы сумели передать особый драматизм поиска, когда ученый «природы ищет алфавит» и находит его. Презентация проекта гостям понравилась: они убедились, что прозвучавший в «визитке» школьный девиз: «Привычно слово нам «проект» — не надуманный, а подтвержден жизнью. Как, впрочем, и другие девизы и лозунги: «От содружества — к сотворчеству», «Мы — школьные друзья, и в этом наша сила», в том числе и учительские: «Лепим души детей день за днем» и «Вначале любить, а затем уж воспитывать». Им естьособое подтверждение. Уча­щийся школы № 2 Дима Ляшок в декабре 2008 года Указом Президента РФ награжден медалью «За спасение погибавших». Директор школы В.Т. Козодоев и весь педагогический коллектив вправе гордиться тем, что их воспитанник проявил храбрость, не оставил человека в беде. Понятно, что в школе, где ведущими ценностями декларируются «здоровье, развитие и сотрудничество», сама атмосфера способствовала работе семинара, обмену опытом.

Когда науку принимают сердцем

Мало кому известное высказывание Д,И. Менделеева (но известное всей школе № 2, потому что украшает кабинет химии под портретом ученого): «Наука тогда благотворна, когда мы принимаем ее не только разумом, но и сердцем» — пожалуй, вполне применимо к участникам семинара, которые обеспечивали его «содержательную» часть, то есть выступали с докладами, давали открытые уроки, вдохновляли учащихся — авторов исследовательских работ и проектов.

Заведующая Климовским районным методкабинетом Е.В. Ломако представила методиста кабинета И.Ф. Евсеенко и предложила принять участие в обсуждении проблем. И.Ф. Евсеенко в своем выступлении эти проблемы обозначила. Одна из них — кадровое обеспечение. Средний возраст преподавателей предметов цикла — 48 лет. Выпускники школ неохотно идут обучаться преподаванию географии, химии, биологии. Сложность предметов вытесняет их на места, замыкающие рейтинговую таблицу учителей-предметников. Постоянно нуждается в обновлении материально-техническая база кабинетов. В рамках нацпроекта за два последних года району выделено пять «предметных» кабинетов, учебного оборудования — на 316 тысяч рублей и учебников — на 123 тысячи.

Развитие направлений модернизации — внедрение нового учебного плана, апробация альтернативных программ и учебников, инновационные и информационные образовательные технологии — повышает, как отметила методист, результативность образовательного процесса, что заметно по итогам участия района в конкурсах и олимпиадах разных уровней, в проектной деятельности школьников и по результатам ЕГЭ. Хотя при переходе на новый базисный учебный план количество учебных часов сократилось с 1080 до 980. Наименее всех «пострадала» география. Профильное обучение — главная составляющая модернизации естественно-научного образования — наиболее развито в школах № 1 и № 2 Климове Повсеместно учителями разрабатываются элективные курсы, осуществляется предпрофильная подготовка. Качество знаний по ЕГЭ в прошлом учебном году в районе составило в среднем: по географии — 100 процентов, по химии — 82, по биологии — 74 процента.

Участники семинара с интересом ознакомились с разработкой элективного курса учителя химии Климовской средней школы № 1 Т.И. Бондаревой по теме «Атмосфера», значимость которого только возросла в связи с включением в рамки курса семинара-практикума, в ходе которого ученики замеряют объемы и «содержание» выбросов угарного газа на оживленном участке автотрассы, составляют диаграммы, исследуют, сколько содержится углекислого газа в кабинетах школы. На занятиях курса обсуждаются пути решения проблемы защиты атмосферы, проводится анкетирование учащихся, которых к тому же обучают, как правильно проводить влажную уборку и проветривать помещение.

Учитель химии Хохловской основной школы, обладатель президентского гранта Г.М, Отинова поделилась опытом апробации альтернативных программ и учебников, которая является одним из направлений модернизации в сфере естественно-научного предметного цикла.

Благотворность науки наверняка испытали, пропустив ее через сердце, а не только через разум, дети, защищавшие на семинаре исследовательские работы и проекты. Победитель районного конкурса исследовательских работ одиннадцатиклассница Климовской средней школы № 3 Т. Мальцева пояснила, что выбрала именно эту тему представленной работы, потому что ничего не знала об одной из граней таланта Дмитрия Менделеева, о которой и не все взрослые знают. Работу «Д.И. Менделеев — организатор и первый директор палаты мер и весов» она защитила не менее успешно, чем десятиклассница Новоюрковичской средней школы В. Прус — свой межпредметный исследовательский проект по биологии и физической культуре «Осанка и здоровье». Вику Прус подвигло на этот труд желание доказать свою гипотезу о прямой связи осанки со здоровьем, выявить ребят с нарушениями осанки и помочь им. Что и было сделано благодаря продолжительному исследованию школьников с 1 по 11 класс, выявлению характерных нарушений осанки в каждом звене, анализу пропуска занятий учащимися, их анкетированию, разработке контрольных тестов, комплекса упражнений и рекомендаций. Эта большая работа по силам увлеченному человеку, уже знающему о своем призвании. Вика хочет стать врачом, и местные органы власти содействуют, согласно заключенному договору, ее поступлению в вуз. А проект Вики «пошел в народ», ее разработка используется специалистами сельской больницы в беседах с населением.

Экологический проект десятиклассников Климовской школы № 2 Д. Сафонова, А. Мороз, Е. Кожемякина уже по определению имеет практическую, полезную направленность — «Роль колодцев в обеспечении питьевой водой населения поселка Климово». 12 колодцев из 13 недействующих (всего в поселке их 29) надо восстановить — резюме проекта. Депутаты совета об этом уведомлены, они должны найти средства на восстановление.

И другие школы и учащиеся района в этот день участвовали, в защите проектов и исследова­тельских работ. А наука химия царствовала на открытых уроках. Учителя-участники семинара не без пользы посетили уроки в 8 и 10 классах учителей химии высшей категории В.Д. Сулимовой и СВ. Лагуто.

— У вас, во 2-й школе, отличные учителя, — высказала общее мнение после открытых уроков методист Черниговского областного института последипломного педагогического образования Н.Н. Акименко. Она осветила тенденции модернизации естественно-научного образования учащихся на Украине и в целом изменения в образовании: переход на 12-летнее обучение в общеобразовательных школах с профилизацией в 10 — 12 классах, переименование ряда элементов таблицы Менделеева (!), введение экспериментальной программы по химии и предоставление права каждому учителю разрабатывать свой учебник. Она рассказала об успехах учащихся Черниговской области во всеукраинских олимпиадах — на 14 предметных олимпиадах область в прошлом учебном году завоевала 12 дипломов. Около 40 процентов победителей — черниговцы. Проектную деятельность школьников страны называют «Малой академией наук Украины». Финалистов олимпиад и конкурсов высшего уровня тут же приглашают на учебу в вузы. Одаренным детям выплачивают стипендии — от районной до президентской.

Заведующая методическим кабинетом отдела образования Добрушского района Гомельщины С.П. Ковалева рассказала об организации работы институтов развития образования Беларуси (у нас — институты повышения квалификации) и об изменениях в системе. Срок обучения в школах согласно декрету Президента снижен с 12 до 11 лет, отменено профильное обучение, есть единый типовой учебный план (у гимназий и лицеев — особые). Но повысился статус факультативных занятий. Факультативы (39 наименований) готовят к централизованному тестированию по 12 предметам, олимпиадам, исследовательской деятельности и т.д.

Качество обучения по Добрушскому району — в среднем около 63 процентов. Свой кабинет химии, используя информ-технологии, презентовала на семинаре представитель делегации Добрушского района Е.М. Скоблик.

Теплые слова в адрес организаторов семинара и школы № 2 высказали начальник Добрушского отдела образования И.М. Шкарубо, заведующая методкабинетом Городнянского отдела образования В.В. Лось. «Впервые мы принимаем участников международного семинара, — обратился к ним директор школы № 2 В.Т. Козодоев. — Нам очень приятно встретиться с коллегами, показать им школу — наш дом — и испытать чувство единения, осознать общность задач, стоящих перед учительством, без которого заглохла бы цивилизация...»

Ректор БИПКРО И.Н, Пихенько отметил в своем выступлении высокий уровень представленных исследовательских работ и проектов и коснулся перспектив российского образования, модернизацию которого предполагается завершить к 2010 году. Утвержденные в ходе модернизации новые образовательные стандарты привели к сокращению учебных часов естественно-научного цикла, и надо компенсировать эти потери, как следует из выступления ректора, возможностями, заключенными в профильном и предпрофильном обучении, в проектно-исследовательской работе, в информационном поле Интернета. БИПКРО пропагандирует и распространяет опыт лучших учителей географии, химии, биологии — победителей конкурсов, грантоносцев. Педагоги могут использовать в работе эти ресурсы.

И нет сомнения, что опыт, не знающий границ (в прямом и переносном смысле), которым обменялись на семинаре в Климове российские, украинские и белорусские педагоги, поможет им в их нелегкой деятельности и укрепит единое славянское образовательное пространство.

Владимир СИЛАЕВ