с. Павличи. Из прошлого

Глубокими корнями в далёкое прошлое уходит история моего* родного села Павличи. Миллионы лет, после ледникового периода, возрождалась жизнь на нашей Земле. Одним из таких возрождающихся пятачков были и земли окружающие будущее поселение Павличи. Это были непроходимые леса и болота, где водились звери и птицы, протекали реки, а до ледникового периода водились даже мамонты. Вот один из фактов: в 1988 году впервые в нашем Клинцовском районе проходила мелиорация земель. В двух километрах от села, где были вечные болота, экскаватор. выкопал несколько огромных костей неизвестного животного (об этом мне рассказал бульдозерист, участвовавший в осушении болота, Пётр Воронко). В то время этому случаю никто значения не придал. В 2005 году житель села Павличи Пётр Фёдорович Аксененко пас частный скот в урочище Прудок, где в канаве обнаружил вымытые дождём кости животного. Это были позвонки, чашечка ноги мамонта (часть этих костей сейчас находится в музее Павличской средней школы).

А сейчас о далёком прошлом нашего села и его цивилизации.

Как известно из истории древней Руси, наши предки обычно селились возле рек, озёр, лесов, где основной пищей были дикие животные, птицы, грибы и ягоды. В километре от нынешнего села есть урочище Купелы, где когда-то протекала большая река Навозовка, которая впадала в речку Рамана, Рамана - в речку Унеча, Унеча - в Десну, Десна - в Сож, Сож - в Днепр. По берегам Реки Навозовка росли густые леса, где в Х- XIII в.в. поселились жители Киевской Руси - Русичи, о чём свидетельствуют четыре ряда курганов с северо-востока и юго-запада от села Павличи. Всего 27 курганов -могильников. Данные курганы были обследованы археологами под руководством профессора археологии П.Е. Ерёменко в 1896 году. Повторное обследование проводилось в 1970 году. В основном здесь находили украшения из кости, бронзы, камня.

Шли годы, столетия и по всей вероятности из числа тех далёких предков Русичей и появилось новое поселение Павличи.

Серебряные монеты (чешуйки) времен Ивана ГрозногоВ 1658 году русский царь Алексей Михайлович выдал Киево-Печерской лавре, архимандриту Гизелю грамоту на владение землями в Стародубеком полку (Поповой горой, ныне Красная Гора, Бобовичами с прилегающими к ним сёлами, «да селом Лыщичами, да деревней Павличи»). Отсюда мы видим, что документальное упоминание о Павличах, согласно этой грамоте, относится к 1720 году, т.е. царствованию Петра I. Однако это не значит, что село было основано в этом году. В книге описания Малороссии приводятся такие факты: в 1710 году по указанию того же Петра I проходила Всероссийская перепись населения. По тем документам в селе значилось 18 дворов с 47 жителями, это говорит о том, что село до этого уже существовало и не один год. По второй переписи населения России 1720 года в селе, а точнее в хуторе, имелось 52 избы, в которых проживало 134 человека. Третья перепись 1730 года показывает численность роста 232 человека, дворов имелось 107.

Учитывая вышеизложенные данные, можно с уверенностью сказать что, село развивалось медленными темпами.

Так кто же был первопоселенцем села и откуда его название «Павличи»? Как я предполагаю, это те славяне или Русичи. Вторая версия видимо ближе к истине: в конце XVI века в Стародубском полку (а наша территория в то время принадлежала Стародубскому уезду) появилось много раскольников и казаков, бежавших от преследований. Одного из них звали Павлом (русского), второго Павло (украинца). Вначале хутор прозвали Павлы, позже к названию прибавился слог «чи» - Павличи.

В областном архиве 15 лет тому назад мне удалось обнаружить пять метрических церковных книг (1851 - 1890 г.г.) Дмитриевской церкви села год постройки которой, к сожалению, точно неизвестен, примерно середина XVIII века, а также две книги (1880 - 1905 г.г.) Успенской церкви построенной в 1770г. Например, в соседних сёлах Зап-Халевичи, Душкино Стародубского уезда, Лыщичской волости. Черниговской губернии деревянные церковные постройки относятся к середине XVII века, точнее 1648 году, временам царствования А.М.Романова. Эти сёла старше Павлич, но не намного.

Интересна хронология посещения прихожанами церкви с. Павличи: в 1770 году посетило церковь 388 человек; в 1790 -415 человек; в 1810-379 человек; в 1830 - 580; в 1850 - 625; в 1860 - 690. Если анализировать эти стат. данные, то в 1810 было самоенаименьшее число посещений церкви прихожанами. Скорее всего это было связано со свирепствовавшими в те года голодом, холодом, болезнями, особенно такой страшной болезни как корь. В 1864 году в деревне родилось 114, а умерло 60 детей (что составило больше половины новорождённых). С 1850 по 1905 г.г. бессменным священником был Иоанн Храмцов. У него было два сына, которые служили в Стародубской земуправе. Они отличались скромностью и добротой, как и их отец Иоанн. Интересную запись удалось мне обнаружить в одной из метрических книг облархива. В акте о венчании записано, что в хуторской семье Якушенко забеременела девушка от парня из соседнего села Робчик. Тем не менее, батюшка их тайно обвенчал, а затем и крестил ребёнка. А помог этому парню сын батюшки Иоанна, с которым они дружили. По тем временам это был большой грех.

В 1939 году церковь была закрыта, переоборудована под клуб, сельский Совет, контору колхоза. В 1943 году при отступлении фашисты спалили её.

Во времена отмены крепостного права (1861 год) императором Александром II крестьяне села были раскрепощены и имели право быть свободными - казёнными, а до этого их, как и по всей России, называли дворовыми, т.е. постоянно прикреплёнными к дому, как дворовые собаки.

Помещика у нас не было, но в те далёкие времена на берегу речки Навозовки жил богатый человек по прозвищу Конон, который выплавлял железо, делал крестьянский инвентарь, наконечники для сохи, вилы, лопаты, зубья для борон. На другом конце этой реки жил ещё один мастер по выплавке металла, который разбогатев, возвёл там дом. Впоследствии поместье своё продал петербургскому князю Пескарю, где тот открыл небольшой завод по изготовлению пива. Местные крестьяне состояли у него на службе, зарабатывая тем самым на кусок хлеба.

Во времена Столыпинской реакции 40 семей общины стали жить хуторами, селились в основном возле рек, как и их предки. В хозяйствах имелось по 5 коров, 10 лошадей, много пчелиных семей. Земли обрабатывали с помощью лошадей и вручную (в семьях насчитывалось по 8-10 человек). Из техники появились молотилки с конным приводом, веялки, вместо сохи железные плуги. Однако в раздробленных хозяйствах единоличников в дальнейшем с появлением техники невозможно было внедрить широкую механизацию. Однако в то время Столыпинская реформа сыграла свою роль. Как мы знаем из истории в 1913 году Россия экспортировала 647 миллионов пудов хлеба, а большинство крестьян жили в бедности как и 300 лет тому назад, т.е. со дня прихода к власти дома Романовых.


* Здесь и далее повествование ведется от лица Сиганова В.И. (директора Павличского СДК)