ФОРУМЫ, КОНГРЕССЫ, ВЫСТАВКИ, ЯРМАРКИ — ЭТО НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОИСКА НОВЫХ ИНВЕСТОРОВ, ПАРТНЕРОВ, РЫНКОВ СБЫТА. О ТОМ, КАК БРЯНСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ПЛАНИРУЕТ РАЗВИВАТЬ ДАННЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЫ БЕСЕДУЕМ С ЕЕ ПРЕЗИДЕНТОМ ТАТЬЯНОЙ СУВОРОВОЙ.
ПОЧЕМУ СЕЙЧАС
— Татьяна Федоровна, еще недавно был повод говорить о стремительном развитии выставочно-конгрессной деятельности в нашей стране. Но сегодня все стараются экономить, и выставки, наверное, уже не входят в число приоритетов!
— Если кто-то собирается экономить на этом, то он сильно ошибается. Выставочно-ярмарочная деятельность является эффективным инструментом инвестиционной политики. Выставки формируют информационное поле, объединяют значительные финансовые потоки, консолидируют внутренние и внешние рынки, способствуя тем самым привлечению инвесторов и пополнению бюджетов всех уровней.
Если говорить конкретно о Брянской области, то участие в международных и межрегиональных форумах, конгрессах, выставках и особенно проведение мероприятий здесь, у нас, способствуют увеличению спроса на продукцию и услуги местных предприятий, росту объемов продаж, наполнению рынка качественными товарами, а также росту налоговых отчислений в региональный бюджет. Да и укрепление деловых связей и формирование позитивного имиджа инвестиционной привлекательности региона не помешают.
Сегодня как раз то время, когда выставочно-ярмарочная деятельность может стать очень эффективной антикризисной мерой, способной поддержать как стабильные предприятия, так и товаропроизводителей, находящихся в тяжелом финансовом положении.
ПОЧЕМУ МЫ
— Но для самой палаты это не станет нвподъемным бременем?
— Брянская торгово-промышленная палата — это динамично развивающаяся организация, даже сейчас. Мы стремимся к созданию в регионе экономики инновационного типа, мы хотим объединить все деловые круги, повысить эффективность предпринимательской деятельности. В состав нашей палаты входят около 900 представителей крупного, среднего и малого бизнеса из разных отраслей экономики. Мы располагаем собственными выставочными площадями — более 1000 квадратных метров закрытых и более 2000 квадратных метров открытых площадей. Для проведения конгрессных мероприятий у нас в распоряжении есть три комфортных зала, оснащенных современной презентационной техникой. Наши сотрудники обладают внушительным управленческим опытом в организации выставок. Поэтому мне кажется логичным, что координатором выставочно-конгрессной деятельности в регионе являемся именно мы. И мы со своей функцией успешно справляемся.
— Насколько известно, в прошлом году БТПП проводила выставки чуть ли не ежедневно. В этом году темпы сохранятся?
— Я могу привести статистику: в 2008 году в палате прошли 16 международных и межрегиональных выставок, в которых приняли участие 519 предприятий, 115 из них — представители Украины и Беларуси. Мы проводили тематические универсальные ярмарки: «С любовью к женщине», «Все для дома, сада, огорода», «Счастливое детство», «Школьный базар», «Русь православная», «Славянское подворье». Для нас это не просто ярмарки. Мы предоставляем возможность даже малообеспеченным людям приобрести у нас, в одном месте, самые различные товары по доступным ценам. И заметьте, очень качественные товары.
В декабре 2008 года совместно с администрацией Брянской области мы провели «Ярмарку вакансий». Ее посетители могли тут же трудоустроиться или же получить консультацию по профориентации, направление на переобучение. Вы понимаете, что сейчас, когда идут сокращения на предприятиях, предоставлять людям подобные возможности просто необходимо. Мы обязательно продолжим эту деятельность.
— Татьяна Федоровна, поделитесь секретом: организация подобных мероприятий требует не только опыта...
— Она требует опыта и материально-технической базы, умения анализировать экономическую эффективность, поддерживать и налаживать новые деловые связи. Для выставочно-конгрессной деятельности важной составляющей является информационный ресурс. У нас он тоже есть: издание «Деловой Брянск», интернет-сайт, посещаемость которого около 1,5 тысячи человек в день, электронные базы данных, информационные справочники и многое другое. Кроме того, Брянская торгово-промышленная палата располагает собственным учебным центром, мы можем готовить для себя и не только для себя квалифицированные кадры.
ПОЧЕМУ РАБОТАЕТ
— На кого в первую очередь ориентированы выставки и деловые встречи?
— Если говорить об участниках, то это малый и средний бизнес. В прошлом году у нас выставлялись около 100 представителей именно малого бизнеса, более 30 из них получили такую возможность впервые. Позже мы проводили анкетирование всех участников, приятно, что люди отмечали высокий статус выставочной организации, соответствие экспозиции теме и заявленному уровню, большой приток посетителей, желание дальнейшего сотрудничества. Продолжать сотрудничество намерены 90% наших постоянных экспонентов.
— Но ведь есть еще довольно популярный формат деловых встреч, форумов. Он сегодня тоже востребован?
— Совсем недавно, 26 марта, в рамках Дней делового сотрудничества «Брянск-Гомель-2009» мы провели бизнес-встречу с гомельской делегацией. Основная задача, которую мы ставили перед собой, — это поиск решений, способных смягчить кризисные явления в экономике приграничных регионов.
Брянскую и Гомельскую торговые палаты дружественные и деловые отношения связывают уже много лет. Благотворно сказывается наше соседство и на экономическом развитии обоих регионов. Так, в 2008 году товарооборот между Брянской и Гомельской областями составил 98,5 млн. долларов. В качестве наиболее успешного примера сотрудничества могу привести завод «Брянсксельмаш». Для производства комбайнов применяются белорусские технологии, но используются российские комплектующие. Это позволяет снизить себестоимость машин, а Брянщина получает дополнительные налоговые отчисления, из которых формируется бюджет.
С Гомельской областью сотрудничают и другие брянские предприятия: один из крупных дятьковских заводов «Ивотстекло», ООО «Тепломонтаж», долгосрочные связи налажены между молоко- и мясоперерабатывающими предприятиями. Мы стараемся регулярно участвовать в совместных выставочных мероприятиях. Крупнейшие из них — IV Гомельский инвестиционный форум в 2007 году и два Брянских инвестиционных форума, последний из которых проходил уже в этом году. В рамках соглашения «Еврорегион «Днепр» активно сотрудничают торгово-промышленные палаты трех приграничных областей: Брянской, Гомельской и Черниговской.
ПОЧЕМУ ПЕРСПЕКТИВНО
— Какие проблемы существуют в приграничном сотрудничестве?
— На встречах чаще всего обсуждаются вопросы по правовому обеспечению бизнеса, по изменениям в законодательстве. Выясняется конъюнктура международных рынков, наличие или отсутствие отраслевых ниш. Такие проблемы самим бизнес-сообществам трех соседних государств или отдельно взятого региона не решить без поддержки властей разного уровня.
Поэтому Брянская торгово-промышленная палата активно участвует в разработке проектов по государственной поддержке выставочно-конгрессной деятельности, привлекает к участию в ней руководителей региона и областного центра. Мы разработали и направили на рассмотрение в администрацию Брянской области программу совместной деятельности «Ответственный бизнес — за ответственное партнерство». В одном из ее разделов речь идет о долгосрочном планировании межрегиональных, федеральных и международных мероприятий, об осуществлении их государственной поддержки, разработке предложений по льготному налогообложению для представителей малого и среднего бизнеса, участвующего в зарубежных выставках. Предусмотрено в программе и продолжение успешной практики презентаций промышленного и инвестиционного потенциала Брянской области.
Реализация подобных программ на федеральном и региональном уровнях позволит создать благоприятное правовое поле и условия для развития местных товаропроизводителей. А это, в свою очередь, будет содействовать развитию экономики, пополнению бюджетов и, в конечном итоге, созданию новых рабочих мест на Брянщине.
Наша мечта — создать на базе палаты постоянно действующую выставку, чтобы все желающие в любое время могли ознакомиться с инновационным потенциалом региона, с возможностями малого и среднего бизнеса. В идеале это должны быть сменные, возможно, профильные экспозиции. Еще мы очень хорошо понимаем, насколько важной составляющей успеха является развитая инфраструктура выставочного центра. Приезжающие делегации нужно поселить так, чтобы люди чувствовали себя желанными гостями, чтобы им было комфортно. Поэтому мы вплотную подошли к строительству собственного гостинично-выставочного комплекса. Будем работать, чтобы мечта стала реальностью.
Ольга Корнеева.