На рубеже веков, вплоть до первой империалистической войны, Н.А. Лебедевым в Брянске построен ряд важных в градостроительном отношении и ярких по своей архитектуре зданий, которые много прибавили в живописности архитектурному ландшафту города.
Архитектура этих построек подтверждает несомненный талант их создателя, его глубокое понимание национальных традиций русского зодчества, высокое композиционное и градостроительное мастерство и умение быть логичным и последовательным в создании своих произведений.
Давно уже ушел в прошлое реалистический стиль русской архитектуры – классицизм, изменились политические и социально-экономические основы, питавшие его развитие. Во второй половине XIX века страна становилась на путь капиталистического развития. Противоречия общественного развития России воздействовали на архитектуру разными путями. В области эстетики оказывали влияние вкусы и взгляды буржуазии, роль которой в экономике и культуре России становилась все более значительной. Эти влияния приводили то к реставраторской эклектике, то к кратковременной моде на стиль модерн. Одновременно делались попытки возродить в новых постройках формы древнерусской архитектуры.
Наиболее распространенное к концу ХIХ века направление развития новорусского стиля в архитектуре представляло подражание русским, особенно московским церковным и гражданским постройкам середины XVII века. Характерной чертой его являются богатство, некоторая перегруженность деталями архитектурной обработки зданий, попытки достичь живописности, узорности путем использования декоративных форм XVII века, выполняемых в кирпиче, камне, с применением изразцов. Достоинством этого направления является развитие до высокого уровня техники кирпичной декоративной кладки, детальная разработка декора каменных зданий.
Работая в русле новорусской архитектуры, архитектор Лебедев очень строг и разборчив в использовании древнего декора, умело перерабатывает его для выполнения в современном материале; например, заменяет белокаменные детали штукатурной отделкой. Для каждого здания он находит свое, присущее только ему образное решение. Если в ранних постройках, таких как мужская казенная гимназия, еще видны композиционные приемы позднего классицизма (ныне – Городской дом культуры с полностью перестроенным архитектором Ф.Э.Фридманом в послевоенные годы первоначальным архитектурным обликом), то в последующих произведениях архитектор выступает уже в полную силу последовательным мастером новорусского стиля.
На улице Калинина (дом №177) довольно хорошо, хотя и не без утрат, сохранилось здание ремесленного училища (ныне – корпус городской больницы), построенное по проекту и под руководством Н.А. Лебедева. Это здание в наши дни, как и прежде, связывает цепь исторической застройки, находясь между двумя ансамблями XVIII-XIX веков: заводом Арсенал и Тихвинской церковью. Весьма существенна роль этого здания в общей панораме города. Являясь красочным акцентом прибрежной, нижней части этой панорамы оно соединяет ее с архитектурным венцом памятников нагорного плато. Можно только пожалеть об утрате высокого шатра центральной части здания училища, так удачно гармонировавшего с шатрами и куполами двух Спасо-Гробовских церквей, возвышавшихся над ним на вершине взгорья. С утратой шатра архитектура училища обеднилась, хотя и не пострадала в своей нарядности.
В 1904 году закончена строительством по проекту Н.А. Лебедева Спасо-Гробовская церковь. Годом позже на ее колокольню перевесили колокола старой деревянной церкви, пока стоявшей рядом. В писцовых книгах 1626-1629 годов есть упоминание об усадебной Спасо-Преображенской церкви. Она была воздвигнута на месте «владычных гробов» – захоронении Брянских епископов. Отсюда происходит наименование церкви «Гробовская». Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые стороны двумя полукруглыми выступами квадратный план. Выступам вторит трехапсидный алтарь. Колокольня поставлена над западным входом, связанным с церковью коротким переходом. Церковь пятиглавая. Центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного светового барабана над угловыми главами и главой колокольни. Внешняя отделка весьма декоративна. Нарядность достигнута обилием членений, обрамлений и различных деталей. Фасады украшены кирпичным орнаментом, кокошниками, аркадами, ширинками и балясинами. Спасо-Гробовская церковь имеет важное градостроительное значение. Это красочное звено в ожерелье памятников архитектуры нагорья. Она замыкает перспективу части современного проспекта Ленина.
Не менее важным для исторического архитектурного ландшафта города является здание женской гимназии на площади К. Маркса (быв. Красная площадь). Оно построено 1907 году по проекту Н.А. Лебедева и во внешнем виде сохранилось полностью – утрачен лишь балкон над угловым входом. Этот памятник, совместно с расположенными на противоположной стороне площади зданиями бывших винных складов («винный замок»), своей архитектурой ведет рассказ о лице Красной площади конца XIX – начала XX века.
В историко-археологическом исследовании, посвященном строительству Брянского Покровского собора, В. Попов сообщает, что, согласно разрешению Синода, с левой, северной стороны собора в 1907 году было построено одно из «лучших в городе по архитектуре двухэтажное здание публичной духовно-нравственной библиотеки». Архитектурные формы постройки, выполненные в новорусском стиле, позволяют предположить, что авторство библиотеки принадлежало Н.А. Лебедеву.
Хочется упомянуть, что в ряду лучших построек Н.А.Лебедева в Брянске стоит родильный приют, располагавшийся на углу улиц Луначарского и Горького. Остается сожалеть о полном исчезновении в годы войны очень эффектного, новорусской архитектуры, здания, которое вместе с другими произведениями мастера, словно вязью кирпичных строк былины, украшало последние из старых страниц архитектурной летописи города.
В музее Брянского строительного колледжа хранятся подлинные чертежи, выполненные на пергаменте, нового учебного корпуса технического училища (исторический предшественник строительного техникума) на ул. Петропавловской (ныне – пр. Ленина). Автор проекта – Н.А.Лебедев. Корпус был открыт в 1902 г. Краснокирпичное здание с арочные окнами, нарядным завершением фасада, увенчанного крестом (на 3-ем этаже размещалась домовая церковь), выстояло даже во время Великой Отечественной войны, но в 1950-е было разобрано.
Очень интересной интерпретацией новорусского стиля является двухэтажное здание аптеки по улице III-его Интернационала в Бежице, построенное по проекту архитектора Лебедева. Фасады здания богато декорированы деталями, заимствованными из древнерусской архитектуры с творческой переработкой. На фоне краснокирпичного поля все архитектурные узоры, выполненные из светлого кирпича, создают жизнерадостный и весьма нарядный образ здания, еще и теперь украшающего улицу. Снова приходится сожалеть об утрате шатровых завершений здания, придававших его облику объемную законченность и остроту, а также балконов над входом.
Строительная практика мастера к началу XX века охватывает многие уезды губернии. Архитектор много строит и проектирует для г. Орла, по его проектам возводятся храмы в Брянском уезде. Дошедший до нас каменный храм Афанасия и Кирилла в селе Страшевичи был построен по утвержденному строительным комитетом проекту Н.А. Лебедева на средства прихожан, под наблюдением комитета попечителей из крестьян, местными брянскими и почепскими мастерами в 1905 году.
Эти мастера продемонстрировали в своем произведении настоящее искусство кирпичной кладки довольно сложного оформления внешней архитектуры храма. Формы, заимствованные из архитектуры московского барокко конца XVII века, но несколько «переосвоенные» архитектором и примененные в духе новорусского стиля, придают большую нарядность зданию. Высокая, четырехъярусная колокольня как бы обособлена от трапезной части храма узким переходом и «читается» цельной стройной башней, изящной по силуэту и доминирующим элементом храма. Господствующим архитектурным мотивом фасадов являются спаренные и строенные арочные проемы и целые венцы аркад в завершениях колокольни и собственно церкви. Украшение карнизов и городчатые орнаменты завершения стен ширинки-ниши под проемами и другие элементы декоративного убора богато украшают тенью фасадные поверхности.
Интерьеру храма архитектор придал глубинное построение – внутренние пространства раскрываются как торжественная анфилада (ряд примыкающих друг к другу, располагающихся по прямой линии помещений), эффектно расчлененная арочными проемами. Храм сохраняет исторический облик села, вносит цветовое и объемное разнообразие в застройку, украшает не только Страшевичи, но и всю округу.
В академии художеств Н.А.Лебедев получил отличную подготовку по "архитектуре и ордерам", как сказано в академическом аттестате, глубоко изучил историю архитектуры и был великолепным стилистом, что проявилось на его постройках в Брянске. Еще лежит и ныне в развалинах фонтан "Самсон", раздирающий пасть льва" на территории бывшего Петропавловского монастыря, сочиненный архитектором в 1909 году и бездумно разрушенный в наше время. Архитектура небольшой постройки – это романтическая улыбка мастера, подаренная городу в виде изящной "готической" стилизации сени над скульптурой фонтана.
Такие "отклонения" от основной линии творчества, лежащей в лоне новорусского стиля, не являются признаком непоследовательности, а скорее показывают широкий диапазон его художественных интересов и увлечений, свободы и уверенности высокого мастерства зодчего.
В 1910-1920 гг. архитектор продолжал интенсивно работать. В этот период строится монастырская больница в Петропавловском монастыре – здание скромной архитектуры, полностью подчиненное ансамблю монастыря. В 1914 г. Н.А. Лебедев участвует в проектировании памятника Павлу Могилевцеву.
Среди архивных находок начала ХХI века, касающихся творчества зодчего, – обмерные чертежи и пояснительная записка к ремонту храма в с. Крупец Жирятинского района, выполненные в 1926 году.
Следует заметить, что ряд зданий в Брянске по стилевым признакам и времени возведения может быть приписан Лебедеву: баня и больница в Бежицком районе, духовно-нравственная библиотека по ул. Калинина (не сохранилась). Однако для подтверждения авторства здесь потребуется продолжение исследований.
Постройки архитектора Лебедева, созданные более чем за четверть века плодотворной деятельности в Брянске, закрепляли на особо важных местах регулярный план, по которому он строился с начала XIX века, монументальными красивыми зданиями, обогатившими историческое лицо города. Они явились важным этапом становления города на рубеже XIX и XX веков, способствовали дальнейшему развитию градостроительства в 1920-1930-е и послевоенные годы. Теперь они вполне оправданно являются памятниками архитектуры и очень жаль, что уничтожение произведений зодчего не прекращается, как это подтверждает снос в декабре 1988 года здания бывшей церковно- приходской школы, составлявшей единый ансамбль со Спасо-Гробовской церковью на проспекте Ленина.
Кроме проектной и строительной практики, Н.А. Лебедев продолжал заниматься общественной деятельностью в Брянске. Он был членом Городской думы, возглавлял попечительский совет учебных заведений города.
Город по-прежнему поручает ему проектные работы. Последней крупной работой архитектора для города явился проект Дома Советов. В 1925 году, когда встал вопрос о строительстве здания Советских органов, газета «Брянский рабочий» писала: «История постройки не нова... Еще в 1921 году по заданию губисполкома архитектором Лебедевым был составлен эскиз постройки "Дома Советов", но ввиду большого типа, требовались колоссальные средства, постройку осуществить не удалось». Позже в качестве общественного контролера и консультанта старый архитектор привлекался на строительство Дома Советов, осуществлявшегося по проекту архитектора-художника А.З. Гринберга.