Преподаватель Брянского механико-строительного техникума

Продолжая работать на «Мехарт-заводе» (бывшем Арсенале), в сентябре 1922 года Н.А. Лебедев был «зачислен… преподавателем специальных предметов Брянского механико-строительного техникума по 14-ому разряду с вознаграждением 68 руб. 84 коп…» (из личного дела).

Преподавательской работе в строительном техникуме Лебедев посвятил 10 лет. Вел курсы предметов: история архитектуры, архитектурное проектирование, черчение, организация строительных работ, начертательная геометрия. Его коллегами по техникуму, который во все времена славился высокопрофессиональными преподавательскими кадрами, были известные в 1920-1930-е гг. педагоги, ученые, внесшие немалый вклад в развитие образования, культуры, науки и техники на Брянщине:

Сергей Сергеевич Деев – краевед, археолог, автор первой археологической карты Брянской губернии; организатор архивного и музейного дела на Брянщине;

Василий Васильевич Грабовский – выпускник МГУ, преподаватель математики и физики с дореволюционных времен – преподавал в мужской частной гимназии Брянска (работал в техникуме и в послевоенные 50-е гг.).

Лев Агафонович Борович – инженер, ученый, автор 46 научных трудов, переведенных на многие иностранные языки; организатор строительства городской электростанции, первой на Брянщине высоковольтной линии (ВЛ) электропередачи и электрификации Брянского арсенала, главный механик Арсенала; первый в Брянске удостоен звания Героя труда (1929 г.).

За 10 лет преподавательской деятельности Николай Андреевич выпустил немало грамотных, хорошо «оснащенных» знаниями техников-строителей. Но доподлинно известна судьба двух его выпускников – из первого и последнего в его жизни выпуска.

Это выпускник 1924 года Георгий Александрович Гвоздиков (1891-1964), член Союза архитекторов РСФСР, работавший ещё в 1910-1918 гг. у Н.А. Лебедева на Арсенале чертежником. Гвоздиков стоял у истоков проектного дела на Брянщине – с 1918 г. работал в управлении главного губернского архитектора и главного губернского инженера, в брянских проектных организациях, в том числе, в довоенной Брянской конторе Орловского«Облпроекта». В 1920-е гг. составлял рабочие чертежи лучших построек московского архитектора-художника А.З. Гринберга в Брянске и Клинцах, а также типовых 4-5тиэтажных жилых домов по ул. Ленина (ныне – ул. Фокина), разработанных московским архитектором Н.В. Марковниковым. В послевоенное время разрабатывал проекты реконструкции жилых и общественных зданий. В соавторстве с заслуженным архитектором России В.Н. Городковым проектировал здание кооперативного техникума по ул. Горького в Брянске.

Выпускник 1932 г. Иван Петрович Артемьев – техник-строитель, инженер-конструктор. В 1930- е гг. участник довоенного строительства сталелитейного завода в г. Бежице и сталелитейного цеха завода «Красный Профинтерн» (БМЗ). Вместе с Г.А. Гвоздиковым работал в Брянской конторе Орловского «Облпроекта», проектировавшей центральную часть г. Бежицы. Участник предвоенного проектирования и строительства военного аэродрома в Брянске и Орле. После войны восстанавливал Брянск, был удостоен премии и почётных грамот за участие в строительстве административных зданий УВД и МГБ (ФСБ).

Портрет Н.А. Лебедева с фотографии, датированной 15 сентября 1932 г.

Сердце Николая Андреевича Лебедева остановилось 22 сентября 1932 г., когда он собирался на занятия. Долгое время ошибочно считалось датой смерти архитектора сентябрь 1933г. Документальным подтверждением даты ухода его из жизни служит выписка из приказа 395 по БКСТ от 22.09.32 г. (из личного дела).

«Преподавателя инженера Лебедева Н.А. полагать выбывшим из числа преподавателей техникума за смертью от 21.09.1932г. Директор Драгунов 27.04.33 г.»

Деревянный, двухэтажный дом архитектора на улице К. Либкнехта (ныне – ул. Арсенальной) пережил своего хозяина и строителя почти на полвека. В доме была большая библиотека, личный архитектурный архив мастера. В годы войны эти ценности исчезли. Как исчезла и могила его на ликвидированном в 1950 г. кладбище Володарского района.

Так жизнь уносит многое... Но память о зодчем, посвятившем свое творчество городу не должна покинуть его.