Природа - состояние души

Семенова В. Природа - состояние души / В. Семенова // Земля Трубчевская.- 2013.- 16 января (№4).- С. 1,2
-- Экологическое образование и просвещение

Экология становится приоритетом в политике государства, об этом говорит Указ Президента В. В. Путина, согласно которому 2013-й объявлен Годом охраны окружающей среды. В свою очередь, Правительство РФ одобрило программу «Охрана окружающей среды», согласно которой до 2020 года планируется выделить из федерального бюджета 268 млрд. рублей на решение таких проблем, как экологическая безопасность, обращение с отходами, экологическое образование и культура, охрана атмосферного воздуха, водных объектов и лесов и др.

Уже никому не нужно объяснять, что окружающая нас природа: реки, озера, леса, воздух - нуждается в защите, в бережном отношении. Экологические проблемы в нашей стране на повестку дня выносятся не только сегодня - многие из них уже решаются на го­сударственном уровне. Но охрана окружающей среды - дело не только власти, но и каждого из нас. Об этом мы беседуем с кандидатом сельскохозяйственных наук, учителем экологии Трубчевской средней школы №2 Л. В. Казадаевой.

- Сегодня каждый должен осознать, что качество жизни человека зависит не только от материального благополучия, но и от состояния окружающей среды. При этом проблемы экологии - это проблемы не отдельной страны, а планеты в целом. Поэтому их решение должно объединить людей, помочь им научиться ставить во главу угла те законы, по которым живет природа, формировать, я бы сказала, новое экологическое мышление и экологическую культуру. И в этом отношении экологическое воспитание наших детей, конечно, играет одну из первостепенных ролей.

Один из тех институтов, который сегодня должен работать над формированием у подрастающего поколения осознанного бережного отношения к окружающему миру, рачительного использования тех богатств, которые он дает человеку, умного общения с природой - это школа, считает Л. В. Казадаева.

Школа № 2 стала первой в нашем районе, где стали преподавать экологию и решать вопросы экологического воспитания. Этот предмет был введен в программу по инициативе тогдашнего директора Е. М. Хворостинина.

- Начиная с седьмого класса, ребята изучают лесную экологию, в восьмом - ландшафтную, в девятом - общую (классическую), десятом и одиннадцатом - глобальную. Кроме того, проводится пред-профильная подготовка по экологии и валеологии (наука о здоровье) на элективных курсах в 9-ом классе. Отмечу, что в 2012-2013 учебном году изучение экологии начато с 5-го класса по экспериментальному курсу учебной программы В. А. Самковой.

В школе также развита система дополнительно образования. Уже 14 лет работает кружок «Юный эколог» по разработанной мной программе «Прикоснись душой к душе...».

Кружковцы занимаются не только теорией, но и участвуют в природоохранной деятельности: в «Неделях в защиту живот­ных», Маршах Парков, чернобыльских митингах, экологических фестивалях «Живи, Брянский лес», конкурсах детского рисунка и плаката «Живая планета глазами детей», мероприятиях, посвященных Дню птиц. Часто проводятся экскурсии в наш краеведческий музей, парк и заповедник «Брянский лес», - рассказывает о своей работе Людмила Васильевна.

18 лет она преподает в школе свой предмет, и за это время десятки юных трубчан, её воспитанников, достойно представляли свою школу и наш район на научных конференциях как районного, так и областного уровня. Среди них - Ольга Волкова, Екатерина Филина, Елена Евенок, Вероника Кузькина, Ксения Ноздрова, Юлия Шилина, Елена Антоновская. Ежегодно школа и кружок «Юный эколог» награждаются Почетными грамотами и благодарностями Российского представительства Международного фонда защиты животных за участие в «Неделях защиты животных» и за вклад в общее дело спасения природы.

Летом в областной профильной  смене детского оздоровительного лагеря «Огонек» (г. Сельцо) юные экологи школы уже в 12-й раз становятся победителями и призерами областного слета «Юные друзья природы». В их числе - Марина Завьялова, Екатерина Хитрова, Юлия Шилина, Наталья Авдеева, уже закончившие школу, и сегодняшние ученики Людмилы Васильевны - Антон Плющев, Александра Борзых, Евге­ния Борисенкова, Кира Мисник.

Среди учеников Л. В. Казадаевой есть и те, кто связал свою жизнь с экологией, охраной окружающей среды. Так, Алексей Алейников - кандидат биологических наук, ра­ботает сотрудником в Центре по проблемам экологии и продуктивности лесов в Российской академии наук. В прошлом году он получил Грант Президента России среди молодых ученых. Елена Евенок и Ольга Лушина закончили естественно-географический факультет по специальности «экология». Сергей Левкин в этом году заканчивает Военную академию войск радиационной и биологической защиты и инженерных войск по специальности «инженер-химик-эколог». Александра Борзых, которая учится в Москве, заняла первое место в олимпиаде по экологии Юго-Западного округа Москвы.

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской подчеркнул в своем выступлении, что залогом успешной реализации государственной программы по охране окружающей среды на 2012-2020 годы является активное участие в её мероприятиях об­щественных, научных, экспертных организаций. Учитель экологии Людмила Васильевна Казадаева не сомневается, что в претворении в жизнь этой программы будут принимать участие и ее бывшие, сегодняшние и будущие ученики. Они сделают все, чтобы мы дышали свежим воздухом, питались экологически чистыми продуктами. Это станет своего рода вкладом нашего района в дело повышения уровня экологической безопас­ности в нашей стране. Если будет жить природа - будет жить человек.