«Продвинутая» классика

Орлова Т. «Продвинутая» классика // Рэспубліка.- 2008.- 2 снеж.- С. 8

 

В десятый раз прошли в Гомеле «Славянские театральные встречи». На месте «Вишневого сада» прорывали метро, а в «Ревизоре» Хлестакова застрелили из пистолета с глушителем.

Девятнадцать спектаклей показали театральные коллективы, приехавшие на этот фестиваль. К его традиционным странам- учредителям – Беларуси, России и Украине – присоединились Молдова, Литва, далекие Якутия и Абхазия. Они не только придали международный статус форуму, но и внесли особый национальный колорит. О путях традиционной культуры порубежья – трех братских стран, а также о состоянии современного театра ежедневно дисскусировали критики и театральные деятели, которых гостеприимные гомельчане пригласили в большом количестве.

В период сегодняшнего затишья научных споров о театральной культуре именно фестивали берут на себя задачу определить состояние и перспективы движения этого вида искусства. Сегодня зритель воспитывается в обстоятельствах художественных противоречий. На театр оказывает серьёзное давление шоу-бизнес. Сохранит ли сцена свои традиционные ценности? Ответить на этот вопрос пытались не только практики и теоретики, но прежде всего спектакли наших славянских стран.

Огромный запас русского психологического театра, на котором воспитывались мастера белорусские и украинские, был щедро представлен на фестивале. Зрители могли окунуться в мир Янки Купалы, Дунина-Марцинкевича, Гоголя, Островского, Чехова, Фонвизина. Именно эти авторы, а не современные драматурги, вызывают главный интерес публики, которая что-то читала, о чём-то слышала и всё христаматийное считает скучным. Вот театры и удивили. Современным “продвинутым” прочтением классики. Бережным раскрытием текста. Умением находить в давно ушедшей эпохе современные проблемы и нравственные предостережения.

По поводу способов обновления старого театра на примерах спектаклей из Брянска “Русское варенье” и смоленского “Ревизора” полыхали основные страсти. Опытный современный русский драматург Людмила Улицкая замахнулась в пьесе “Русское варенье” на своеобразное продолжение чеховского “Вишневого сада”, на показ жизни сегодняшней рафинированной русской интеллигенции в новых экономических условиях. Не может быть так, что театр отдельно, а жизнь отдельно. Даже зритель безо всякого театрального опыта идёт не только за развлечением, но и за сравнениями своей судьбы с чужой. У солидной же публики накоплены свои пристрастия и разочарования. На эти болевые точки будто наступил театр в поисках лекарства. Над кем-то посмеялся, кого-то пожалел.

“Ревизор” смоленского театра оказался красной тряпкой для быков на корриде. Режиссёр Анатолий Ледуховский (мы непременно ещё услышим это имя) заставил злиться, негодовать, радоваться, восхищаться своим авторским спектаклем, переместившем героев пьесы Гоголя в наше время. Эта работа стала центром дискуссии “Искусство в век глобализации”. И несмотря на жесточайшие споры специалистов, получила главный приз за режиссёрский талант.

Украинский театр был представлен единственным спектаклем – версией пьесы Д. Фонвизина “Бригадир”. Черниговцы назвали своей спектакль “Кумир души моей”. Переведённый с русского на украинский, он был понятен публике. Весёлый музыкальный фарс с ритмами рок-н-ролла завоевал приз зрительских симпатий.

Белорусский театр показал много спектаклей по количеству, но не слишком удачных по качеству. Смею думать, что белорусская афиша могла быть и должна быть ярче и своеобразнее. Конечно, обидно прежде всего за гостеприимных гомельчан. Их театр – один из самых крепких и основательных в республике. Он всегда умел задавать тон, рождать новые формы, радовать актёрской игрой. Благодаря этому стало возможным существование в городе второго профессионального театра – Молодёжного. Другие областные города этим похвастаться не могут. Но именно молодёжный показал самый слабый спектакль фестивальной программы.

Получивший новое прекрасное здание Гомельский театр кукол впервые стал полноправным участником «Славянских театральных встреч» и принимал на своей на своей площадке коллективы из Москвы и Республики Саха. В очередной раз порадовал зрелым мастерством Гродненский театр кукол. Его «Тутэйшыя» стали лауреатом фестиваля. Но это, к сожалению, не новая, а уже проверенная временем работа. Сами же гомельские кукольники сделали серьёзную заявку на будущее спектаклем «Поминальная молитва», который предназначен взрослому зрителю.

Три гомельских театра и свой фестиваль формируют своеобразный облик города. Это хорошо понимает руководство области, которое и финансировало театральный форум. На встрече гостей фестиваля в замечательной Славянской библиотеке говорилось о том, что театральное искусство является одним из сильнейших стимулов развития интеллектуального потенциала нации. В условиях перенасыщения рынка развлечений низкопробной продукцией именно театр должен серьёзно бороться за зрителя.

В рамках театрального праздника состоялась ещё одна очень важная акция, правда со слезами на глазах. Приехавший из далёкой Якутии театральный коллектив съездил в Лоевский район. На могилу своего земляка, Героя Советского Союза, погибшего за освобождение Беларуси, они возложили цветы и землю из Республики Саха. Это ещё одно свидетельство того, как тесно связаны наши народы не только искусством, но и судьбой.