Промышленное производство Гомельской губернии: состояние и проблемы восстановления

Мурашко М. Промышленное производство Гомельской губернии: состояние и проблемы восстановления / Михаил Мурашко // Гістарычнаму факультэту – 20 гадоў: зборнік навуковых прац гістарычнага факультэта ГДУ імя Францыска Скарыны.- Гомель: ГДУ імя Францыска Скарыны, 2009.- С. 70-80.

 

В первые послевоенные годы для советской власти одной из важнейших задач была организация экономики и ее восстановление. Экономическая политика большевиков и первые социально-экономические преобразования были направлены на подрыв экономической базы буржуазии. В период осуществления политики «военного коммунизма» был взят на ликвидацию частнокапиталистических элементов с передачей основных средств производства и обмена государству, на ускоренную разработку системы управления экономикой с применением административных методов.

Социально-экономические преобразованиями на Гомельщине осложнялись не только последствиями военных действий на её территории. Большие проблемы возникли также в связи с ликвидацией старого территориально-административного деления и поиском новых форм территориально-административного устройства, обусловленного как внешнеполитическими факторами, так и внутриполитическими.

Политическая ситуация в регионе особенно обострилась в связи с предложением Полесского комитета РКП(б) и Гомельского ревкома, с которым они обратились 5 февраля 1919 г. к руководству РСФСР, о создании Гомельской губернии. Однако это предложение вызвало широкий резонанс и неоднозначную реакцию со стороны руководителей партийных и государственных структур различно ранга. На определенную часть Гомельщины претендовали не только РСФСР и созданная Литовско-Белорусская ССР, но и Украина.Кроме того, негативное отношение к проекту создания новой губернии высказало и руководство Могилевской губернии (она при этом ликвидировалась), предложив только перенести губернский центр изМогилева в Гомель [1, с. 170-171].

Целесообразность придания г. Гомелю статуса губернского города диктовалось тем, что Гомель был крупным городом созначительно большим числом населения, чем Могилев и с более развитой промышленностью и транспортными коммуникациями. В немнаходились такие крупные предприятия, как механические мастерские бывшей Либаво-Роменской железной дороги, спичечная фабрика «Везувий», литейно-механический завод «Двигатель». Сюда в годы Первой мировой войны были эвакуированы несколько предприятий.

Еще в конце декабря 1917 г. Наркомат внутренних дел РСФСР в своем обращении «Об организации местного самоуправления» предложил Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов перераспределить административные функции между губернскими и уездными городами и переместить административные центры в город более развитые в промышленном и торговом отношении [1, с. 169].

Обсуждение вопроса об образовании Гомельской губернии и окончательное решение по нему затянулось на несколько месяцев, что негативно сказалось и на хозяйственной жизни региона. И только 20 апреля 1919 г. был создан временный губисполком, который принял решение о созыве губернского съезда Советов. Созванный 25 мая I Гомельский губернский съезд Советов принял решение о том, чтобы бывшую Могилевскую губернию именовать Гомельской губернией. В состав новой губернии вошли 9 уездов Могилевской губернии, 1 уезд Минской и 4 уезда Черниговской губерний. Съезд предложил оставить губернию в составе РСФСР [2, с. 25-26].

Однако вскоре административно-территориальное деление губернии стало претерпевать значительные изменения. Постановлениями ВЦИК РСФСР от 4 мая и 27 июля 1922 г., от 14 февраля 1923 г. были упразднены Чаусский, Мглинский и Быховский уезды в связи с укрупнением ряда уездов губернии, а Горецкий уезд практически весь был передан Смоленской губернии. Решением Президиума ВЦИК в мае 1923 г. было утверждено новое административное деление. Почепский уезд отошел к Брянской губернии, а ряд волостей Климовичского и Чериковского уездов – к Смоленской. В начале 1924 г. в составе губернии были Гомельский, Климовичский, Клинцовский, Могилевский, Новозыбковский, Речицкий, Рогачевский, Стародубский и Чериковский уезды. В связи с укрупнением БССР в марте 1924 г. значительная часть территории, где преобладало белорусское население, была передана ей. В Гомельской губернии осталось 5 уездов: Гомельский, Клинцовский, Новозыбковский, Речицкий и Стародубский. Таким образом, к началу 1925 г. первоначальная территория губернии сократилась более чем в 2 раза, а население – более чем на 1 млн. человек, в том числе городское – почти на 120 тысяч [3, с. 4-5]. Значительно сократился промышленный потенциал «урезанной» губернии.

В непростой ситуации, связанной с постоянной реорганизацией административного управления в регионе, вновь созданным структурам приходилось принимать меры по коренной перестройке экономики, предусматривающей формирование государственной собственности и укрепления государственного сектора. Для регулирования хозяйственной деятельности и организации производства вводился рабочий контроль на предприятиях с их последующей национализацией, создавались губернские и уездные советы народного хозяйства. Однако, имевшая место чрезмерная коллегиальность в деятельности советских и хозяйственных органов не обеспечивала максимальной централизации системы управления промышленностью. Поэтому еще в декабре 1918 г. II Всероссийский съезд СНХ принял положение о губсовнархозах, в соответствии с которым они выводились из подчинения местных советов и становились исключительно исполнительными органами ВСНХ. Местным совнархозам запрещалось вмешиваться в дела национализированных предприятий, которые подчинялись созданным органам централизованного управления отраслями промышленности – главным управлениям (главки) и центральным комитетам (центры) [4, с. 203].

Партийно-советское руководство считало национализацию частного сектора в промышленности мерой социалистического переустройства народного хозяйства. На Гомельщине, которая сначала была прифронтовой зоной, а затем в связи с оккупацией ее территории немецкими войсками, она начала проводиться только с января 1919 г. В первую очередь были национализированы железнодорожные мастерские и деревообрабатывающие предприятия. Среди них фабрика «Везувий» в Гомеле, бумажная фабрика в Добруше. Для руководства национализированными предприятиями избирались управления, в состав которых с целью установления рабочего контроля входили представители от рабочих [4, с. 204].

Политика «военного коммунизма», в основе которой были принципы приказного (директивного) метода управления монополизации произведенного продукта, централизованного распределения и натурализации обмена, привела к экономическому и политическому кризису, поставившего под вопрос само существование советской власти. Чрезмерная централизация, лишение предприятий хозяйственной самостоятельности привели к всеобщему огосударствлению средств производства и централизованному государственному управлению. С экономическим кризисом был связан и процесс деклассирования рабочих, что препятствовало обеспечению национализированных предприятий необходимой рабочей силой. Поэтому власти вынуждены были ввести принудительную мобилизацию рабочих, переселившихся в деревню. Однако это нерешало полностью проблему квалифицированных кадров. В этой связи в 1919 – 1920 гг. начали создавать систему курсовой подготовки рабочих. Трехлетние политехнические курсы были созданы в Могилеве, двухлетние – в Гомеле. В ряде местечек Гомельской губернии были открыты трех и четырехмесячные профессионально-технические школы [5, с. 48].

Утвержденная X съездом РКП(б) новая экономическая политика как средство по выходу из экономического кризиса, предусматривала переход от продуктообмена к товарно-денежным отношениям. Основой деятельности промышленных предприятий становилась прибыль, обеспечивающая их финансирование в условиях хозрасчета. Стало очевидным, что попытки большевиков осуществить всеобщее огосударствление были обречены на провал. Частный сектор в мелкой и кустарной промышленности, который занимал преобладающие позиции в производстве продукции, получал определенные права, юридически закрепленные законодательством РСФСР.

Декретом СНК РСФСР от 9 августа 1921 г. о проведении в жизнь начал новой экономической политики предусматривалось обсспечить благоприятные условия для восстановления и развития крупных государственных предприятий, наиболее важных для народного хозяйства и обороны страны [6. с. 257]. Обращалось внимание на необходимость поддержки мелких частных и кооперативных кустарныхпредприятий, на развитие частной инициативы. Особое значение придавалось реорганизации управления промышленностью, в ходе которой закрывались нерентабельные государственные предприятиями Гомельской губернии реорганизация началась уже в 1921 г. сликвидации главков и создания трестов, которым было предоставлено право управлять предприятиями, распоряжаться материальными, финансовыми и другими ресурсами. В созданный трест Гомлес вошли 6 деревообрабатывающих завода, в Полесский спичтрест – 10 фабрик, Бумтрест – 4 предприятия. Родственные и связанные между собой производственными отношениями предприятия объединились в Сукнотрест, Гомметалл, Гомэлектро, Гомщетина, Гомодежда и др. [7,1 с. 328]. Кроме того происходило перераспределение подчинения предприятий. В ведении губернского СНХ в декабре 1921 г. оставалось только 191 предприятие из 458, находившихся ранее в его подчинении [4, с. 205].

Основными отраслями промышленности в губернии были деревообрабатывающая и суконная. Стала развиваться и металлообрабатывающая промышленность, которая была представлена такими предприятиями как гвоздильный завод «Интернационал» в Речице, гомельские заводы «Пролетарий», механический, арматурный и «Двигатель революции» по выпуску сельхозмашин и орудий. В 1921г. были открыты судоремонтные мастерские. Вместе с тем, техническое состояние большинства предприятий из-за изношенности оборудования было на низком уровне. Требовалось срочная реконструкция старых предприятий с частичной заменой оборудования. Однако практически до 1923 г. капитальный ремонт на предприятиях губернии не проводился из-за отсутствия необходимых средств [4, с. 206].

В организации промышленности и в работе по восстановлению производства существовали также проблемы, которые были связаны с имевшим место в начале 20-х годов топливным кризисом, а также с нехваткой квалифицированных рабочих. Однако в работе с кадрами главным была не квалификация, а политическая зрелость работника. Некоторые руководители советских органов, проявляя чрезмерную политическую бдительность в отношении работников государственных предприятий, следили за их лояльностью к советской власти. Были случаи, когда за участие в прошлом в небольшевистских организациях их увольняли с работы. Так, в сводке ОПТУ СССР от 7 февраля 1923 г. указывалось, что по сокращению штатов из главных Гомельских железнодорожных мастерских было уволено 86 эсеро-меньшевистских элементов [5, с. 162].

Трудности в восстановлении промышленного производства значительно возросли в связи с огромной инфляцией, а затем с возникшим перепроизводством товаров и кризисом сбыта. Власти вынуждены были принять радикальные меры по выходу из кризиса, проведя денежную реформу и усовершенствовав систему управления промышленностью. Ликвидировались лишние звенья управления и нерентабельные тресты, осуществлялась концентрация производства. Были приняты меры по созданию собственной снабженческо-сбытовой системы и уменьшены пошлины на ввозимое из-за границы сырье. Все эти меры способствовали стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Уже в 1923/1924 хозяйственном году на 102 цензовых предприятиях, с числом работающих около 13 тысяч человек, было выработано продукции почти на 33 млн. червонных рублей. Крупные предприятия принадлежали государству. Их насчитывалось 63 числом работающих 10833 человека или 95% от общего количества наемных рабочих цензовых заведений губернии. Причем, на 9предприятиях текстильной, бумажной и спичечной отраслей в 1924 работало около 8000 рабочих [8, с. 154-155]. Наиболее крупными предприятиями были: спичечные фабрики «Везувий» в Новобелице, «Волна революции» в Новозыбкове, «Днепр» в Речице, «Революционный путь» в Злынке Новозыбковского уезда; суконные фабрики в Клинцах – Глуховская, Стодольская и имени Октябрьской революции; а также Добрушская и Суражская бумажные фабрики.

Размещение производств в государственной цензовой промышленности по губернии было неравномерным. Наиболее развитым в промышленном отношении был Гомельский регион, менее всего – Стародубский уезд.

Таким образом, из 107 цензовых предприятий государственной формы собственности Гомельской губернии 58 (54,2%) были размещены в Гомеле, Речице, Гомельском и Речицком уездах. Большинство лесопильно-фанерных и металлообрабатывающих предприятий также находились в этом регионе. Все текстильные предприятия были в Клинцовском уезде, а 5 из 6 заводов по переработке пеньки – в Новозыбковском. Вместе с тем, часть предприятий была законсервирована или находилась на ремонте. В 1924 – 1925 гг. проводилась реконструкция гомельских заводов «Пролетарий», «Двигатель революции», «Красный химик». В 1925 г. В губернии действовали 13 электростанций. В ноябре 1925 г. на Гомельской электростанции был введен в эксплуатацию турбогенератор мощностью 500 кВт, что позволило обеспечить электроэнергией такие промышленные предприятия как заводы «Пролетарий», «Двигатель революции», фабрика «Полеспечать» [9, с. 314].

Вместе с тем, техническое состояние основных фондов Предприятий в 1924 – 1925 хозяйственном году еще было тяжелым несмотря на то, что на капитальный и текущий ремонт, на частичную реконструкцию в губернии было израсходовано почти 3 млн. руб. Тем не менее физическая и моральная изношенность паросилового хозяйства предприятий текстильного треста составляла 40%, спичтреста – 60, Бумтреста – 35, Гомлеса – 40. Степень изношенности промышленных зданий составляли 50 – 60% [3, с. 53].

В условиях новой экономической политики, возродившей товарно-денежные отношения, правительство поставило целью привлечь частный капитал и восстановить мелкое производство, развивая предпринимательство. Провозглашалась поддержка малых и средних (частных и кооперативных) предприятий, не требовавших снабжения из государственных запасов сырьем и топливом [10, с. 232-234]. Активное развитие мелкого производства позволяло не только обеспечить в кратчайшие сроки потребность рынка в предметах первой необходимости и ликвидировать товарный голод, но и использовать материальные и финансовые ресурсы для развития производства на государственных предприятиях, решать проблему создания рабочих мест, снижая уровень безработицы.

Те предприятия, которые ранее были национализированы и не стали рентабельными, было решено вернуть под частное управление путем сдачи их в аренду. Особенно активизировалась аренда предприятий в губернии в 1922 г. Если на начало года было арендовано 88 предприятий, то к концу 1922 г. число арендованных предприятий достигло 322. В основном преобладала краткосрочная аренда – 1-3 года. Арендная плата взималась не только в денежном выражении, но и продуктами производства в зависимости от его профиля. Так, мукомольные предприятия расплачивались за аренду зерном, кожевенные – кожей и хромом. Удельный вес частных лиц в аренде составлял 69,4%, а аренда предприятий кооперативным сектором составляла всего 17,3%. Наиболее рентабельным в Гомельской области было кожевенное производство, насчитывавшее в 1926 г. 146 кожевенных заводов, из которых 128 находились в частном пользовании. Их общая валовая продукция составляла в год 290 тысяч кож на сумму до 4 млн. руб. Производительность частных предприятий была в 1,5 раза выше, чем в государственной промышленности [ с. 231].

Частная инициатива в промышленной сфере также проявилась в развитии ремесленного и кустарного производства. Для контроля поддержки кустарей при губернском СНХ в 1919/1920 хозяйствен году был создан специальный кустарно-промышленный отдел. Но с введением нэпа кустарные промыслы получили широкое распространение именно как частная инициатива, поэтому всеобъемлющий контроль стал не нужен. В этой связи в 1922 кустарно-промышленный отдел был ликвидирован. Однако к началу 1923 г. в развитии мелкого производства возникли сложности, связанные с проявлением администрирования в отношении частников. Многочисленные налоги (подоходный, на строения, основная рента, дополнительная рента, рента за коммунальные услуги, стоимость патента), административное вмешательство местных властей трудности в приобретении сырья и сбыта готовой продукции, попытки заставить ремесленников и кустарей брать себе работников в целях борьбы с безработицей привели к массовому закрытию мелких предприятий. Это отрицательно могло сказаться на рынке товаров и услуг и снова привело бы к товарному голоду. В этой связи правительство вынуждено было принять ряд постановлений об уменьшении налоговой нагрузки частникам. 5 сентября 1924 г. ВЦИК и СНК СССР приняли постановление о льготах для кустарей, ремесленников и промышленных предприятий, имевших учеников. Постановлением от 10 апреля 1925 г. предоставлялись льготы в сфере налогообложения, сбыте продукции и обеспечения сырьем кустарей и ремесленников из числа сельского населения. Эти меры способствовали расширению кустарного и ремесленного производства, что позволяло удовлетворять потребности рынка.

Власти проводили активную работу по объединению кустарем частников в промысловые артели. С каждым годом количество кустарно-промысловых артелей и число людей, занятых в производстве, возрастало. С конца 1922 г. с целью оказания помощи населению и осуществления мер по борьбе с безработицей в Гомельской губернии стали создаваться артели из числа безработных. Первая артель сапожников была организована в Гомеле из 5 безработных. В начале 1923 г. была открыта мастерская по изготовлению сначала кульков, а затем и бумажных коробок. В 1923 – 1926 гг. губернским отделом труда только в Гомеле было создано болев 25 производственных артелей, что позволило обеспечить работой некоторую часть безработных. Количество промысловых артелей значительно выросло и в других регионах губернии. Только за 1925/1926 хозяйственный год в губернии было создано 55 артелей и их число достигло 92 [12, с. 220-232].

Для развития и поддержки коллективных форм труда большое значение имело государственное кредитование кооперации, которая являлась вспомогательной отраслью для государственной промышленности. Мелкое производство, представленное ремесленниками и кустарями, составляло в определенной мере серьезную конкуренцию государственному сектору в промышленности. В мелком производстве в 1925г. было задействовано 68,3% работников, занятых в промышленности губернии.

Таким образом, в 1925 г. в промышленности губернии работало около 49 тысяч человек, из них более 15,5 тысяч – на крупных предприятиях, на которых было произведено продукции почти на 49 млн. руб. В целом по промышленности Гомельской губернии выпуск валовой продукции значительно увеличился. Если в 1924 г. средняя выработка на одного рабочего составляла 2870 червонных рублей, то за 1925 г. – 3540. Из частных предприятий выживали только более крупные, что объяснялось вытеснением частника из наиболее прибыльных отраслей пищевой промышленности. Всего промышленностью губернии за 1925 г. было произведено продукции на сумму свыше 58 млн. руб. [8, с. 161]. Наступившее с 1924 г. небольшое оживление рынка позволило промышленным предприятиям в основном реализовать скопившиеся запасы выпущенной продукции. Продукция, произведенная в Гомельской губернии, активно продавалась во многих городах СССР. Большие партии товаров были реализованы в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове, Воронеже и многих других городах.

Несмотря на государственную поддержку, кооперативная промышленность в этот период развивалась слабо. Производственной кооперации советским и партийным руководством страны отводилась особая роль в борьбе с частными предпринимателями. Состоявшийся в 1924 г. XIII съезд РКП(б) в своем решении указывал, что «переход к нэпу удесятеряет значение кооперации» и «никакими другими путями не подведешь к социализму, как только через коллективные формы организации, т.е. потребительскую и производственную кооперацию» [13, с. 234]. Поэтому советские и хозяйственные органы принимали меры, чтобы направить развитие кустарной промышленности в русло кооперирования.

В ноябре 1925 г. в Гомельском губсовнархозе был создан специальный отдел по обслуживанию кустарной промышленности. В 1925/1926 хозяйственном году в созданных артелях работало 2675 кустарей [3, с. 49].

К 1926 г. промышленность губернии, как отметил IX губернский съезд Советов, в целом превысила довоенный уровень и была достигнута максимальная по техническому состоянию предприятий производительность. Уже за 1924/1925 гг. промышленность дала прибыль в сумме около 5 млн. руб. Дальнейший рост производства требовал технической реконструкции старых предприятий. В 1925/1926 хозяйственном году были разработаны и начали внедряться перспективные планы развития и технической реконструкции отраслей и отдельных предприятий губернии [3, с. 50-52]. Реализация этих планов требовала больших капиталовложений, которых в этот период было явно недостаточно, и осуществлялась уже в годы индустриализации, после ликвидации Гомельской губернии и возвращения части ее территории БССР.

Таким образом, с проведением в жизнь нэпа стало возможным восстановить промышленность губернии, используя сосуществование различных форм управления и различных форм собственности для поднятия производства и наполнения рынка товарами. По мере преодоления кризисных явлений усиливались административные методы руководства и контроль за деятельностью негосударственного сектора экономики.

  1. Елизаров, С.А. Образование Гомельской губернии / С.А. Елизаров // Гомельщина в событиях 1917/1945 гг. : материалы науч.-практ. конф. – Гомель, 2007. – 304 с.
  2. Пичуков, В.И. Гомельщина многонацональная (20-30-е годы XX века). Выпуск 1 / В.П. Пичуков, М.И. Старовойтов. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорипы, 1999. – 235 с.
  3. Кудрявицкий, И.Б. Трудящиеся Гомельской губернии в борьбе за восстановление народного хозяйства / И.Б. Кудрявицкий, ИМ. Игнатенко, В.В. Прохоров. – Мн., 1961. – 79 с.
  4. Ерохина, К.А. Промышленность Гомельской губернии в 1921 – 1926 гг.: проблемы управления и развития / Ю.А. Ерохина, М.Н. Мурашко // Социально-экономические приоритеты рыночных преобразований в Республике Беларусь: Материалы международной науч.-практ. конф. в 2-х ч. 4.1. – Гомель, 2000. – 280 с.
  5. Гісторыя Беларусі. У 6 т. Т. 5. Беларусь у 1917 – 1945 гг. – Мн.: Экаперспектыва, 2007. – 613 с.
  6. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. – М., 1957. Т.1.
  7. Восстановление народного хозяйства Гомельской губернии (1921 – 1925 гг.): Сборник документов и материалов. – Гомель, 1960.
  8. Календарь-справочник на 1926 год. Гомельское губернское статистическое бюро. – Гомель, 1925. – 204 с.
  9. Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Гомеля. У 2-х кн. Кн. 1. – Мн.: БЕЛТА, 1998. – 608 с.
  10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917 – 1967). Т.1. – М., 1967.
  11. Мурашко, М.Н. Из истории предпринимательства на Гомельщине (1921 – 1928 гг.). / М.Н. Мурашко, Ю.А. Ерохина // Общество в условиях трансформации социально-экономической системы: проблемы экономики и права: Сборник научных трудов. Часть 111. – М., 2002. – 244 с.
  12. Мурашко, М.Н. Развитие производственной кооперации на Гомельщине в 1920-х годах / М.Н. Мурашко, СВ. Туркенич // Гомельщина в событиях 1917 – 1945 гг.: материалы науч.-практ. конф. – Гомель, 2007. – 304 с.
  13. КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.З (1922 – 1925). – М.: Политиздат, 1984. – 494 с.