Провинция и дух славянства

Потупов Е. Провинция и дух славянства // Брянская учительская газета.- 2009.- 30 нояб. (№42).- С.3-4
В г. Новозыбкове (Брянская область) на базе Новозыбковского филиала Брянского государственного университета им. И.Г. петровского прошли две межгосударственные НПК

 

Эти заметки с двух прошедших в Новозыбкове научно-практических конференций хочется начать с небольшого экскурса в прошлое автора, выпускника Новозыбковского педа. Осенью 1976 года, когда уже заканчивалась моя армейская служба на артиллерийском полигоне в районе Ржевки (жителям Питера известна эта восточная окраина северной столицы), пришло письмо от отца, тяжело переживавшего закрытие школы-восьмилетки в Скоробогатой Слободе, где в течение 18 лет он был ее директором и учителем истории. В конверте, помимо письмеца с рассказом о делах домашних, лежала вырезка из «Брянского рабочего»: куцый фоторепортаж доносил до читателя важную весть о переезде педагогического института из Новозыбкова в Брянск. Внизу под газетным снимком прочел ироническое отцовское «резюме»: «Теперь там будут выпускать исключительно гениев...» Признаюсь, меня не порадовало сообщение о «передислока­ции» педвуза. Хотя в бытность студентом и хотелось учиться в областном центре. Лишившись института, Новозыбков многое потерял. Как-то сразу малолюднее стало на его улицах, опустела площадь в центре города. Приезжая сюда в 70 — 80-е, еще «до-чернобыльские», годы, изредка встречая знакомцев по институту, народному театру (когда-то он был гордостью Новозыбкова), заглядывая порой в «присутствен­ные» места вроде редакции районной газеты «Маяк», превратившейся со временем в скучную контору с табличкой при входе:

«Обед с 13 до 14 часов», ловил себя на грустной мысли: брожу по городу словно по кладбищу... И дело не в том (точнее, не только в том!), что Новозыбков — это юность, первые публикации в «Маяке» (1969 г.), цунами влюбленностей, приобщение к книгам, к поэзии, пирушки с друзьями-приятелями в ресторане «Березка», где порция свиной отбивной с картошкой фри стоила когда-то 59 копеек. Невероятно! В провинциальном, тихом и зеленом до чернобыльской трагедии Новозыбкове мне почему-то всегда не хватало института, избравшего для себя областную прописку. Грусть накатывала еще больше, когда узнал, а потом увидел, что вырезаны высоченные тенистые тополя и кустарники, под сенью которых столько лет пребывало старое институтское здание.

В марте нынешнего года, спустя почти три с половиной десятилетия после окончания НГПИ, решился, наконец, заглянуть в альма-матер. И в общем не пожалел. Да, преподаватели из числа тех, с кем учился примерно в одни и те же годы, явно не стали моложе. Иных не сразу и узнаешь. На второй этаж ведет все та же крепкая лестница с деревянными перила­ми, по которой сразу после войны и позже, в 50-60-е годы, поднимались и спускались мои родители — студенты учительского (потом педагогического) института. А еще раньше, в дореволюционную пору, по этой же лестнице стучали башмаками учащиеся реального училища. Над лестницей, чуть ли не во всю стену, объемное живописное по­лотно неизвестного художника-копииста «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола». Сколько лет шедевру, которому почему-то не нашлось места в Брянске? Полвека? Больше?

Но особенно порадовался лицам студентов педколледжа, многие из которых приехали учиться в Новозыбков из соседних районов — Климовского, Злынковского, Клинцовского, Красногорского, Гордеевского... Узнал, что подавляющее большинство выпускников колледжа и возвращаются работать в родные места. Хотя это не было тайной для меня и раньше. Практически в каждой сельской школе юго-запада области можно встретить учителя, для которого Новозыбков, так же как и для автора этих строк, больше чем просто симпатичный городок, возникший три века назад на одном из пограничных рубежей Великой, Белой и Малой Руси.

Необходимость возвращения педагогического института (или хотя бы части его — в виде филиала) стала самоочевидной после аварии на Чернобыльской АЭС. В 1995 году бывшее здание Новозыбковской школы-интерната приняло первых студентов на комплексный факультет. А спустя восемь лет филиал справил настоящее новоселье — в шестиэтажном здании на улице Советской в самом центре города. В конце 80 — начале 90-х здесь располагался Дом быта, возведенный, как и многие другие объекты социально-культурного назначения, руками строителей местного СМУ под руководством I опытнейшего Б.А. Гуревича, ныне уже покойного. Комплексному факультету суждено было продолжить традицию подготовки учителей с высшим образованием для школ Брянщины. Спустя несколько лет, когда филиал упрочил позиции и открыл на своей базе новые специальности, Новозыбков, мне кажется, опять помолодел. Рабочую смену здесь успешно готовят мастера своего дела в профлицее № 20 и в профучилище № 40 (и об этом наша газета уже рассказывала), а педагогический колледж и филиал БГУ заботятся о кадрах учителей. Притом что детей на селе, увы, становится все меньше...

Филиал университета в Новозыбкове крепко встал на ноги, и в этом безусловная заслуга бывшего мэра города И.А. Нестерова, ныне первого заместителя его директора. Теперешний руководитель филиала Светлана Стародубец успешно соединяет в себе призвание филолога и жилку менеджера, без которой сегодня на рынке образовательных услуг не может обойтись ни ректор вуза, ни директор техникума или колледжа. По ее словам, Новозыбковский филиал БГУ на третьем месте по числу студентов-договорников — после социально-экономического института (что неудивительно) и юридического факультета (что тоже вполне понятно).

Минувшая неделя была особенно насыщенной для педколлектива филиала. Здесь состоялись две научно-практические конференции. Одна из них — «Современные требования к контролю и оцениванию образовательных достижений учащихся по русскому языку и литературе» собрала школьных учителей и пре­подавателей профессиональных учреждений юго-западных районов Брянщины. Почетное право открыть конференцию ее председатель кандидат филологических наук С.Н. Стародубец предоста­вила профессору Московского университета печати, кандидату филологических наук Ирине Борисовне Голуб. Гостью из столи­цы многое связывает со Злынкой, где она окончила среднюю школу, и с Новозыбковом: здесь в 50-м году она стала студенткой факультета русского языка и литературы, а после учебы в аспирантуре в Киеве вернулась в город, ставший близким для нее, и проработала в НГПИ до 1968 года.

Ирина Борисовна — яркая фигура в отечественной филологии. Автор ряда учеб­ных пособий, знакомых многим учителям-словесникам, редакторам, аспирантам и студентам, она была замечена известным специалистом по русскому языку Д.Э. Розенталем. Вместе они выпустили несколько книг. Издания эти не устарели и по сей день. В моем рабочем кабинете на одной из книжных полок стоят тома, подаренные Ириной Борисовной во время нашей январской встречи: «Новый справочник по русскому языку и практической стилистике», «Уроки русской орфографии», «В Швеции под стеклянным колпаком» — воспоминания о командировке в Стокгольмский университет, где она преподавала русский язык, и одно из последних ее изданий — учебник «Риторика» (М., Омега-Л, 2009 г.).

В «Литературной газете» Ирина Бори­совна ведет рубрику «Великий и могучий», посвященную языковой проблематике. Она — желанный автор нашей газеты. «Брянская учительская» неоднократно публиковала ее мемуарную прозу. Автору этих заметок дорого и то, что ровно полвека назад моя мать, продолжившая учебу на заочном отделении педагогического института, один из «госов» сдавала именно ей — молодому кандидату наук Ирине Голуб.

Свое выступление на конференции профессор И.Б. Голуб посвятила Концепции современного профильного обучения. Кроме того, она прочитала курс лекций студентам-филологам и их преподавателям. Вместе мы прикоснулись к новозыбковским достопримечательностям, побывали на городском кладбище, где покоится мать Ирины Борисовны Наталья Иосифовна Карпенко, жена репрессированного украинского писателя Бориса Антоненко-Давидовича. А на следующий день, помимо наших выступлений уже на другой конференции — «Российско-Белорусско-Украинское пограничье: провинция как социокультурный феномен», была поездка в старообрядческую Злынку.

Конечно, это уже далеко не та Злынка, которая в 1944 году приютила 12-летнюю девочку из Киева и ее маму, вернувшуюся из ссылки. И даже не та, что навсегда осталась в моей памяти, — в 1966 году здесь на несколько дней встретились активисты пионерских дружин школ Новозыбковского района (ау, Таня Толубаева, Вера Васильцова!..). На Республиканской улице мы отыскали нежилой дом, под сенью которого нашли когда-то себе стол и кров мать и дочь опального киевского письменника.

Сохранился и другой дом, куда они перебрались позднее. Сейчас здесь живет священник местной старообрядческой церкви. От этого дома совсем недалеко до школы, куда ходила будущий филолог Ирина Голуб. Мы заглянули на школьный двор, прошлись по коридорам давно перестроенного здания, пообщались с директором Сергеем Марухленко — моим земляком из Старого Кривца, победителем областного конкурса «Учитель года-2003». О том, как живут педагоги Злынки и Злынковского района, Мы расскажем в одном из номеров газеты. А Ирина Борисовна пообещала прислать в дар Злынковской школе бандероль со своими книгами.

Обе конференции были предельно насыщены докладами на пленарных заседаниях и выступлениями на секциях. Их проведение в Новозыбкове обусловлено тем, что филиал выиграл внутривузовский грант — 25 тыс. рублей. Потратили и собственные средства. На эти деньги смогли пригласить гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Могилева, Гомеля, Ветки, Мозыря, Нежина, городов и районов Брянской области. В предельно короткие сроки удалось выпустить два объемистых сборника с материалами участников конференций. Каждый докладчик получил в подарок сувенирную продукцию и непременный букет белоснежных хризантем. Кто-то скажет: не это главное. Согласен. Но думается, и такие «мелочи» показатель успешности состоявшихся конференций. Кстати, ученые из России, Белоруссии и Украины собираются вместе в Новозыбкове уже в 13-й раз.

Любопытную информацию (и грустную одновременно) донесла до слушателей доцент кафедры управления и технологий образования Гомельского областного института развития и образования Л.И. Толчикова. Свое выступление она посвятила проблеме преподавания русского языка и литературы в школах Белоруссии. Мы часто говорим и пишем о том, как непроста ситуация с изучением «чужого», т.е. русского, языка и литературы на Украине. А вот данные из Белорус­сии, с которой, как известно, мы находимся в более дружеских отношениях и уже не один год общими усилиями созидаем Союзное государство: Россия — Беларусь. На изучение эпопеи Л.Н. Тол­стого «Война и мир» программой белорусской школы отведено 4 часа (по тому на урок! — Е.П.). А.А. Блоку дается два часа. 1 час — на постижение поэзии и прозы Серебряного века. 3 часа чиновники от образования «отписали» М.А. Булгакову, включив в программу роман «Мастер и Маргарита». Ведущий специалист городского отдела образования Н.Н. Ерема рассказала об итогах ЕГЭ по русскому языку и литературе в школах Новозыбкова. Разговор продолжила ее коллега из Замишевской средней школы М.А. Шкляренко, проанализировавшая ситуацию в сельских школах района. Учитель Климовской средней школы № 3, обладатель президентского гранта А.Е. Рыженкова остановилась на принципах системной работы в рамках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку. Ее землячка из первой Климовской школы, почетный работник общего образования Н.Е. Таперо приобщала участников конференции, среди которых было немало и студентов, к «организации контроля знаний учащихся по литературе с учетом принципов преемственности и форм итоговой аттестации по литературе». Думается, с интересом и несомненной пользой были восприняты выступления преподавателя Новозыбковского педагогического колледжа, отличника просвещения А.И. Сычева, заслуженного учителя РФ Т.А. Сивенок, учителя из Клинцовской средней школы № 7, обладателя гранта Президента РФ А.В. Куриленко.

Еще более напряженная программа ожидала участников конференции 22 октября, когда продолжилось обсуждение множества проблем, объединенных понятием «Российско- Белорусско-Украинское пограничье». Достаточно сказать, что в объемистый сборник, изданный накануне, вошло около 100 (!) докладов и выступлений. В их числе и весьма специфические материалы, рассчитанные на явно неширокий круг слушателей. Назову, к примеру, работу Е. Вакулиной и Н. Максименко «Низкоэнергетическое комптоновское рассеяние и поляризуемость адронов спина в калибровочно-инвариантном подходе».

Автор этих заметок, неплохо знающий Северщину (родился в старообрядческом посаде Лужки Стародубского района, учился в Новозыбковском, как журналист многократно бывал в городах и райцентрах юго-запада области), поделился впечатлениями о народной культуре, уже практически утраченной сельскими жителями. Мало что осталось и от самого феномена «старообрядчество». Но как бы тяжело ни было собирать камни (вспомним Библию), делать это необходимо, чему и служат конференции наподобие тех, что прошли в Новозыбкове. В сущности, к этому призывает нас и переизданная недавно хрестоматийная книга профессора A.M. Лазаревского «Описание старой Малороссии. Полк Стародубский». Автор выпустил свой уникальный труд в Киеве в 1888 году. Спустя 120 лет благодаря финансовой поддержке депутата Брянской областной Думы Ивана Медведя появилось современное изда­ние исследования киевского историка. Я благодарен издателю О.Р. Вязьмитину, подарившему мне эту замечательную книгу еще весной. И признателен своему земляку вице-губернатору Брянской области А.И. Касацкому, на последнем заседании одарившему книгой A.M. Лазаревского всех членов Стародубского землячества. Дареное, как говорится, не дарят. Но для Новозыбковского филиала Брянского госуниверситета мне пришлось сделать исключение. Уверен, там этот труд не будет пылиться на библиотечной полке.

Евгений ПОТУПОВ