Путешествуя с пользой

Силаев В. Путешествуя с пользой / В. Силаев // Брянская учительская газета.- 2019.- 30 августа (№33).- С. 5.
-- Экологическое образование и просвещение

Перспективам сотрудничества школы, вуза, Русского географического общества в развитии биоэкологического и географического образования была посвящена недавняя областная конференция педагогов - географов, биологов, химиков, экологов, прошедшая в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского.

ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Как отметил в приветственном слове к участникам конференции заместитель декана естественно-географического факультета БГУ, кандидат биологических наук, доцент Алексей Харлан, проблема обучения естественно-географическим наукам и предметам в школе и вузе, готовящем учителей географии, биологии, экологии, остаётся. Причина не только в том, что в школах не хватает квалифицированных учителей, чему «способствует» уменьшение числа бюджетных мест в вузах по естественно-географическим специальностям и увеличение платы за обучение по ним на коммерческой основе, достигающей суммы в полмиллиона рублей за весь период учёбы. Но причина ещё и в том, что организация полевой (то есть в естественных природных условиях) исследовательской работы в школе или вузе, что является очень важной составляющей биоэкологического и гео­графического образования, становится редким явлением. Во-первых, это затратно, во-вторых, не всегда безопасно, как признаёт на конференции кандидат географических наук, доцент БГУ Григорий Лобанов, при изучении глухих малоисследованных территорий. «И мы, географы, — отмечает он, — как-то подзабыли о полевой исследовательской работе». Но она необходима и должна развиваться с учётом трёх факторов. Это мотивация, тематика будущего исследования, корректное описание методического аппарата (то есть без претензий на глубокие и, как правило, неоправданные обобщения при описании работы, передаче её результатов, придающие ей ложную значимость; к примеру, приписывание какой-то выявленной особенности, проблемы реки Снежеть всем малым рекам России) и обеспеченность оборудованием и методической поддержкой.

Тематика и направление исследований могут быть самыми разнообразными, касающимися областей физической, социальной и культурной географии, геоэкологии, гидрологии, биогеографии, почвологии и других. В прямом и переносном смысле для желающих предоставляется широкое поле (читай, река, болото, озеро и т.д.) деятельности. «Взять, к примеру, — поясняет Г. Лобанов, — реку Усожу в Комаричском районе. О ней нигде нет никаких данных, кроме, пожалуй, средней ширины водного потока. Но мы ничего не знаем о его расходах, скоростях, глубине... Актуальны изучения мощности снежного покрова, динамики подземных вод, уровня, расхода воды по родникам, ручьям, колодцам.

У нас мало описаний местных туристических маршрутов, и они слабо пропагандируются. Что можно увидеть на них, где сделать стоянку, в каком направлении двигаться? Не описаны как следует особо охраняемые территории на Брянщине, а их более 130. И если о заповеднике «Брянский лес» и Судках информации можно узнать немало, то о других местах — почти ничего».

Простор для исследователей представляют более тысячи объектов культурного и исторического наследия, объ­екты социальной географии, сельские территории, требующие оценки качества жизни на них, состояния инфраструктуры и т.д. Чрезвычайно важно, взяв направление «биогеография», определить участки распространения вредных видов растений, таких как борщевик или золотарник. Если обратиться к сфере геоэкологии, внимания исследователей потребуют проблемные участки, а работа приобретёт общественную значимость при определении, к примеру, «истории» свалки — откуда, почему она взялась, всегда ли она была здесь?

Действительно, очень важно выявление участков нарушенной природной среды, объяснение их появления, составление, к примеру, карт размытых, смытых почв. А помочь обеспечить оборудованием для исследований, методической помощью постарается Брянский госуниверситет имени И.Г. Петровского.

Участники конференции сошлись во мнении, что следует развивать географическую практику. Такую форму географического и биоэкологического образования, как школьная, студенческая исследовательская экспедиция, всегда поддержит и Брянское областное отделение Русского географического общества (РГО), возглавляемого министром обороны РФ Сергеем Шойгу. РГО, как отметил на конференции председатель Брянского областного отделения географического общества Евгений Борисов, способствует организации школьных эколого-краеведческих экспедиций. Среди проектов РГО акция «Всероссийский географический диктант», в которой с каждым годом участвует на Брянщине всё больше людей. Очередной географический диктант пройдёт 27 октября, и в связи с этим Е. Борисов обратился к участникам конференции: «Готовьте площадки для диктанта. Пусть они будут небольшие, для 10 — 20 человек, но важно, чтобы этот опыт распространялся».

Выступающий привёл примеры участия брянских представителей РГО в общероссийских экспедициях в Архангельской области, где им пришлось пройти на квадроциклах и исследовать 1000-километровый географический маршрут, проходить в рамках проекта молодёжногоклуба РГО «Дороги памяти» по местам боевой славы, порой труднодоступным настолько, что маршрут определялся сначала с воздуха, с вертолёта... В результате за пять лет удалось восстановить восемь заброшенных памятников боевой славы, открыть три новых места, где проходили бои, составить маршруты к ним.

Евгений Борисов отметил, что деятельность отделения РГО поддерживают губернатор и областная Дума, а у самого географического общества есть возможность выделять гранты на организацию исследовательских эколого-географических экспедиций, и такие примеры имеются.

ПОШАГОВАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА

При грантовой поддержке Русского географического общества учащиеся школы № 56 Брянска, Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина, Домашовской средней школы Брянского района и школы посёлка Дружба Дятьковского района приняли участие в научно-исследовательской, эколого-географической экспедиции в пойме реки Ипуть Клетнянского района. Тогдашний директор 56-й школы, получивший грант РГО, а ныне председатель комиссии по экологическому туризму и рекреационной деятельности Брянского областного отделения РГО Олег Заварзин рассказал участникам конференции об организации этой экспедиции, в которой особую роль сыграли директор Домашовской школы Н. Корягина, директор школы посёлка Дружба А. Самуйленко и доцент кафедры биологии БГУ И. Прокофьев. Экспедиция побывала в государственном природном заказнике федерального значения «Клетнянский», на Галом и Колыханском болотах, у Узровских дубов, на Большой кринице. Это гидрологические, исторические, ботанические памятники природы. За три дня ребята собрали богатый материал на основе исследований флоры и фауны этих мест. Они обмеряли дубы, изучали особенности летучих мышей, бабочек, давали оценку состоянию природной среды и сами её приводили в порядок, собирая и вывозя мусор. На институтской кафедре, в школах проходила обработка полученного материала. По результатам экспедиции были разработаны «16 шагов» — подробная инструкция по организации и проведению полевых исследований. Этот проект настолько хо­рошо был принят в столице, что на следующую заявку — отправиться на изучение малых рек и озёр — отказа не поступило. И в течение нескольких осенних дней новая экспедиция, организованная на средства гранта, побывала в Брянском, Трубчевском, Дятьковском, Жуковском районах, сфокусировав своё исследовательское внимание на пяти крупных озёрах — Круглое, Святое, Бездонное, Средний Жерон и Малый Жерон. Ребята совместно с педагогами и родителями изучали экосистему прибрежных лесов, водно-болотные угодья, экологическое состояние озёр, места обитания редких и ценных видов растений и животных. Экспедиция побывала в партизанском заповеднике в урочище «Круглое озеро», на мемориальных комплексах «Партизанская поляна», «Хацунь». Школьники участвовали в посадке деревьев и благоустройстве территории комплекса «Стоянка Виноградова». В этом была патриотическая составляющая экспедиции, результаты которой широко обсуждались на областной научно-практической конфе­ренции РГО в школе N9 Брянска.

Целям расширения биоэкологического и географического образования взрослых служит вот уже пять лет клуб «Путешественник» при Брянском областном художественном музейно-выставочном центре. Научный сотрудник музея Лола Нечипоренко, организатор всех встреч участников клуба, а их прошло уже 25, рассказала на конференции о том, с каким желанием люди приходят на встречи, чтобы узнать больше о географических особенностях родной страны, государств ближнего и дальнего зарубежья. А при поддержке РГО клубу, работа которого была представлена даже членам Совета Федерации РФ, удалось в этом году побывать, что называется, на местах: в Новозыбкове, Трубчевске, Ляличах, и познакомиться с памятниками природы и зодчества, с историей этих мест. Это особенно важно для географов, художников, историков, архитекторов, которые составляют основной контингент клуба. В его планах — посещение Севска, Брасова, Калужской области. Поездки не затратны для участников — 400 — 500 рублей.

ЭКО-ШКОЛЫ ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ

Директор Домашовской средней школы Брянского района, заведующая кабинетом по географии и краеведению Брянского областного отделения РГО Наталья Корягина познакомила на конференции с программой «Эко- школы/Зелёный флаг» как с примером международного сотрудничества в области образования для устойчивого развития. В этот международный проект Россия вступила в 2002 году. На Брянщине в нём участвуют 20 образовательных организаций, в основном Брянского, Дятьковского районов, г. Сельцо. Как отметила Н. Корягина, большинство из них — дошкольные образовательные учреждения. А ведь задачи программы рассчитаны и на более взрослых участников. Это можно отметить по четырём приоритетным темам программы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение  климата». В программе участвуют более 49000 школьников из 64 стран мира. Более 5000 школ награждены ежегодно вручаемым Зелёным флагом — свидетельством проделанной школой работы в области экологии, сохранения окружающей среды. У Домашовской школы уже девять таких флагов. На её площадке проведены два фестиваля. «Вся школа участвует в мероприятиях в рамках программы «Эко-школы/Зелёный флаг», — говорит Н. Корягина, — и ребятам всё интересно, от конкурсов рисунков на экологическую тему до участия в акциях по уборке территорий школы и населённого пункта».

С опытом работы по организации школьного лесничества познакомила участников конференции заместитель директора Стекляннорадицкой школы Брянского района Екатерина Моисеева. Оно возникло ещё в 1969 году. Члены лесничества— постоянные участники и призёры конкурсов имени В.И. Вернад­ского. Много полезных практических дел на счету у ребят — сбор желудей, огораживание муравейников, изготовление кормушек, подготовка почвы к посеву лесных культур, посадка саженцев кустарников и деревьев, экологические десанты по уборке мусора, сбор макулатуры. Этот полезный опыт, конечно, необходимо распространять.

Организация научно-исследовательской деятельности — последняя тема конференции, рассмотренная кандидатом биологических наук, доцентом БГУ Игорем Прокофьевым. В целом её участники получили не только необходимые знания, но и большой заряд для своей работы в сфере научных, эколого­географических исследований.