Сама Орлова восхищалась…

Федоткин В. Сама Орлова восхищалась… / Вячеслав Федоткин // Гомельская праўда.- 2002.- 23 лютага.- С. 3.

 

Здесь ставил свой спектакль "Про Федота-стрельца" Леонид Филатов. Сюда к народным артистам приезжали Нина Русланова, Михаил Пуговкин и Олег Басилашвили.

Все началось с драмкружка. Тогда, в начале тридцатых, во всех уголках молодого Советского государства, словно огоньки среди непроглядной многовековой темноты, один за другим "зажглись" большие и маленькие очаги культуры. Появился такой и в поселке Белые Берега, при только что построенном Доме культуры. Для большинства жителей поселка - работников Брянской ГРЭС само понятие "театральное искусство" было в диковинку. Но молодежь тянулась к новому, неизведанному, и уже вскоре сформировался костяк из десяти одаренных молодых людей. А первым руководителем кружка стала профессиональный культорганизатор Ольга Петровна Будина.

- Заниматься у нас хотели многие, - рассказывает одна из первых участниц самодеятельности Екатерина Коловаева. - Поэтому отбор был достаточно жестким. После первых же постановок, принятых местным зрителем на "ура", нас окрестили самодеятельным театром. Проблем, конечно, хватало. Практически весь реквизит добывали сами: ходили по домам, просили ту или иную вещь. А каких трудов стоило порой оформление сцены!

Самодеятельная труппа осваивала все новые горизонты, берясь за сложные даже для профессиональных коллективов постановки. В репертуаре театра были такие спектакли, как "Старик" М. Горького, "Женитьба Бальзаминова", "Свои люди - сочтемся" А. Островского, "Шестеро любимых" А. Арбузова. Коллектив театралов рос, закалялся. Обозначилась и группа ведущих актеров, среди которых особенно ярко блистали Е.И. Дядин и Е.П. Манухин. Начиная с предвоенных лет, труппа Белобережского Дома культуры стала активно практиковать выездные спектакли, выступая на полевых станах, в тесных совхозных клубах, вселяя в загрубевшие крестьянские души ростки прекрасного, доброго, вечного. О том, как принимали актеров, рассказывает Валентина Гавриловна Кузнецова:

- Встречи после спектаклей продолжались по нескольку часов, а нередко труженики полей не отпускали до глубокой ночи. Расспрашивали, острили, иногда даже давали советы. И мы, актеры, постоянно учились у... зрителя, всерьез воспринимая каждое замечание.

Путь к официальному признанию оказался долгим. Несмотря на многочисленные дипломы областных и республиканских конкурсов, только в 1973 году театру присвоили высокое звание народного. Игру самодеятельных актеров оценивало высокое жюри Министерства культуры во главе с тогдашним руководителем столичного театра "Современник"... Девять лет подряд белобережский коллектив становился победителем областного конкурса. Такого не достигал еще никто.

Многие связывают такой успех с именем режиссера Георгия Степановича Кузнецова. "Не человек - легенда", - говорят о нем. Обладая многогранным художественным талантом, он прекрасно шил костюмы, делал парики, наносил грим и даже столярничал. Нельзя не отметить и другого руководителя - Юрия Кузьмича Вещикова. Именно благодаря его усилиям в 1982 году театр стал лауреатом Всероссийского смотра-конкурса, покорив строгое жюри спектаклем "Жены".

В разное время гостями белобережских артистов становились Нина Русланова, Михаил Пуговкин, Олег Басилашвили. А талантливый актер и режиссер Леонид Филатов приезжал сюда, чтобы помочь поставить сказку "Про Федота-стрельца". Но, пожалуй, самая яркая встреча состоялась в далеких пятидесятых с выдающейся советской актрисой Любовью Орловой. Звезда сцены была восхищена искусством самодеятельных актеров, а диалог с ней затянулся на несколько часов.

В начале девяностых, на волне губительных для провинции "преобразований", театр распался. И казалось, никому уже не склеить его "осколков", не возродить былой известности. Чудо, которого практически никто не ждал, произошло с приходом в Белобережский Дом культуры нового руководителя - Александра Костина, И вот уже в марте прошлого года белобережцы увидели первый спектакль возрожденного театра. Его поставила нынешний режиссер, профессиональный культработник Татьяна Кузнецова.

Кстати, менее чем за год в здешних стенах появились театральная и хореографическая студии, клуб веселых и находчивых, различные детские группы... Неузнаваемо преобразился внутренний интерьер ДК. Думаю, заслуженно в адрес его директора звучали слова благодарности из уст председателя горсовета В.И. Полякова, главы Фокинского района Л.И. Гранкина, начальника городского управления культуры В.И. Севченкова. А директор новоиспеченного Дворца в свою очередь благодарил спонсоров: Белобережскую бумажную фабрику и ее генерального директора В.А. Стрекаловского, Брянскую ГРЭС, ЛВЗ "Снежеть"...

- Хочется как можно быстрее завершить отделку зрительного зала ДК и сцены, придав им современный облик, - замечает директор. - Убежден, что молодое поколение по достоинству оценит наш общий труд.

Вячеслав Федоткин