Саможенов Владимир Федорович

(15.01.1949 - 08.12.2015)

Саможенов Владимир Федорович – живописец, график, поэт, член Международной фе­дерации художников профессионально-творческого Союза ху­дожников России.

Родился в городе Брянске.

1964-1966 гг. - окончил Брянскую среднюю школу № 2.

1966 г. -  занимался в художественной студии Дворца культуры железнодорожников под руководством В. В. Воробьёва.

1967-1972 гг. - учился на художественно-графическом факуль­тете Орловского государственного педагогического института.

1975 г. - переезжает в Москву. Участник молодёжных зональных, республиканских, всесоюзных выставок.

1978 г. - поездка на Север в Великий Устюг.

1981 г. - поездка на север Вологодской области: г. Белозерск,  г. Кириллов, с. Ферапонтово.

1983 г. - выставка молодых художников Москвы. Централь­ный выставочный зал «Манеж».

1984 г. - всесоюзная выставка акварели, г. Баку.

1987 г. - всесоюзная выставка «Космос», г. Москва.

1987 г. - всесоюзная выставка станковой графики, г. Москва.

1986, 1988 гг.- работает на творческих дачах «Сенеж», «Горя­чий ключ».

1991 г.- принят в Международную федерацию художников, профессионально-творческий Союз художников России.

1990-2006 гг. - персональные выставки в г. Москве.

2003, 2006, 2009 гг.- персональные выставки в г. Брянске.

2014 г. – персональная выставка «Браслет любви», Брянский городской выставочный зал

2015г. – персональная выставка «Зимние птицы»  в Выставочном зале «РОСТ» Брянской региональной общественной организации «Творческий Союз художников»

Также персональные выставки были в Доме Ханжонкова (приурочена к    1-му конгрессу соотечественников) в выставочном зале в Хамов­никах, в ЦДХ, галерее «Кентавр» в Москве, в художественном музее г. Брянска.

Его работы находятся в собраниях Брянского художественно­го музея, Союза художников России, в частных коллекциях Италии, США, Франции, Германии, Англии, Японии, Испании, Турции и дру­гих стран.

Умер Владимир Федорович 8 декабря 2015 г в Брянской городской больнице, похоронен на Центральном кладбище Советского района.

Основные работы

1977-1980 гг. - Серия «Край партизанский», акв. бум. 40 х 6о см.

1978-1982 гг. - Серия «Город над оврагом», акв. бум. 40 х 55 см.

1980-1984 гг. Серия «На родине Тютчева», акв. бум. 40 Х55 см.

1980 г. - «Портрет актрисы», акв. бум. 61 х65 см.

1982-1986 гг. - Серия «Брянские вечера», акв. бум. 61 х 65 см.

 1986-1987 гг. - Серия «Космос», акв. бум. 61 х 65 см.

1988 г. - Серия «Космос»: «Звездочёт», «Земля и космос», «Космос», холст, масло 120 х 60 см.

1990-1993 гг. - Серия «Шапка Мономаха»: «Скоморох», «Подарок императору», «Апока­липсис», «Спас», «Тяжела ты, шапка Мономаха», холст, масло 85 х 65 см.

1990 г. - «Поручик Голицын», холст, масло 90 х 60 см.

1990 г. - Триптих «В монастыре», «Сон», «Кораблик», холст, масло 50 х 55 см.

1990 г. - «Забава королей», холст, масло 60 х 65 см, портрет «Женщина в маске», холст, масло 60 х 65 см.

1992 г. - «Призраки», холст, масло 45 х 65 см.

1994 г - «Мелодия», «Стая», холст, масло 65 х 85 см.

1994  г. - Портрет «Женщина с зонтиком», холст, масло 65 х 70 см, «Золотое руно», холст, масло 65 х 70 см, «Портрет В.И. Дубинина», холст, масло 65 х 70 см.

1995 г. - «Свадьба в Царицыно», холст, масло 60 х 90 см.

1996  г. - «Прикосновение», «Женский портрет», холст, масло 65 х 70 см.

1997 г. - «Портрет Маргариты», холст, масло 57 х 65 см, натюрморт «С Венерой», холст, масло 57 х 65 см.

1998 г. - Портрет «Девушка с голубями», холст, масло 60 х 75 см.

2000-2001 гг. -  «Святой источник», холст, масло 50 х 70 см, «Снег в октябре», холст, мас­ло 50 х 70 см, «Баба с вёдрами», холст, масло 50 х 55 см, «Тройка», холст, масло 50 х 55 см.

2001-2002 гг. -  Серия «Мой маленький Париж»: «Улица Фокина», «Тусовка», «Набережная», «Перекрёсток», холст, масло 45 х 55 см.

2001-2002 гг. - Серия «Земляне»: «Никита-летун», «Идущая», «Зима в России», «Георгий», «Землянин», холст, масло 60 х 70 см.

2002-2003 гг. -  Триптих «Рождество»: «Рождественский натюрморт», «Мастерская», «Туалетный столик», холст, масло 60 х 70 см.

2003 г. - «Лесовичок», холст, масло 60 х 70 см.

2003-2009 гг. -  триптих «Италия», холст, масло 90x70 см. Серия «Зимние птицы», акв., бум., 60x61 см, «Золотая рыбка», х.м., 90x80 см. Серия пейзажей «Брянск», х.м.

 

Творчество художника Владимира Саможенова раскрывается наиболее полно в его акварелях. Эту технику мастер избрал, еще будучи студентом, художественно-графического факультета Ор­ловского пединститута, и до сих пор не изменяет ей.

Основная тема его работ - пейзажи. Красота и величие русской природы, ее единство с че­ловеком - эта тема всегда была популярна у русских художников, и Владимир Саможенов продолжает лучшие традиции отечественной культуры.

Родился он в г. Брянске в 1949 году. Еще в юношеские годы любил бывать в окрестностях го­рода, в местах, связанных с именами Ф. Тютчева и А. Толстого.

С тех пор он много путешествует. Его влекут небольшие старинные русские города, древние храмы и монастыри, загородные усадьбы, несравненная природа средней полосы России. Городской житель, он лучше чувствует себя на природе, любит ее и болеет за нее душой. В ней он находит гармонию, радость, умиротворение, черпает душевное равновесие и спокойствие, как в религии.

Пейзажи Владимира Саможенова разные по настроению, по эмоциональному насыщению, вы­полненные в разной манере - от темпераментного плотного мазка и буйной цветовой палитры до изысканных по цвету, с тонким рисунком и легким прикосновением кисти - всегда передают личное состояние души художника, его отношение к окружающему. Одни пейзажи воспринима­ются с легкой грустью, щемящей тревогой, другие  завораживают трагической силой звучания музыкально-живописных фраз. Много у него пейзажей лирических, поэтически-одухотворенных, в которых запечатленное мгновение в природе приобретает значение вечного, незыблемого. Ху­дожник не ищет эффектных композиций, не стремится к красивости, поэтому часто пейзажи, напи­санные в традиционной повествовательной манере, подчинены не натурным впечатлениям, а его собственному замыслу. Таковы акварели «Вечер в парке», «Три музы»...

Владимир Саможенов не только интересный акварелист, но и мастер сюжетно-тематической картины. Здесь он раскрывается как человек, стремящийся проникнуть в глубь человеческих от­ношений, истории, в тайны космоса жизни и осознать драмы современности.

Он много экспериментирует. Но формальные поиски новых выразительных средств никогда не были самодовлеющими в его творчестве: они направлены на постижение вечных духовных ценностей, на осмысление прошлого и настоящего, на связь человека с землей и вселенной. Его живописные произведения можно выстроить в некие циклы, объединенные общей тематикой, родственностью мотивов и образов. Так, выделяется ряд работ, объединенных космической тема­тикой, написанных сочными, экспрессивными мазками, выражающими стремительное движение, которое словно дематериализует предметную форму.

Другой ряд картин объединен темой власти, которая раскрывается в логически выстроенной цепи работ, где присутствует один и тот же предмет - шапка Мономаха как символ власти: «Ар­бат», «Спас», «Апокалипсис», «Шут», «Подарок императору».

Картины этого ряда написаны с драматическим накалом, внутренним столкновением разных мировоззрений, принципов. Они имеют сложное смысловое поле, подчас перегружены деталями и символами. Но художник не может отказаться ни от одной детали, чтобы не разрушить эмоцио­нальный и смысловой подтекст произведения: многие детали, наделенные определенным символическим значением, увязаны в единый сюжетный узел, каждая деталь «работает» на содер­жание. Этой цельности мастер старается не нарушить и в цветовом решении. Он выбирает единую тепловато-коричневую гамму, в пределах которой добивается эмоциональной выразительности.

«Подарок императору» можно считать программным произведением художника. В нем выра­зилось не только художественное кредо мастера, но и его социально-политическое мировоззре­ние. Картина с довольно сложной образно-композиционной структурой построена по законам диалога с взаимодополняющими контрастами. Это диалог прошлого и настоящего, истории и со­временности. Здесь множество символов: зеркало, отражающее образ прошлого, палитра худож­ника с шапкой Мономаха, которую художник отдаст императору, выразив таким образом свои мо­нархические убеждения.

Произведения Владимира Саможенова требуют от зрителя определенного знания истории, библейских и евангельских сюжетов, умения читать скрытый смысл символов.

Наталия Макаревич

Литература

  • Саможенов,  В.Ф. Браслет любви : проза, поэзия / В. Ф. Саможенов. - Брянск : Ладомир, 2008. - 111 с.
  • Саможенов, В.Ф. Живопись. Графика. Поэзия / В.Ф. Саможенов. – Брянск: Читай-город,  2009. – [30] с.