Храм в честь Вознесения Господня (г. Севск)

Храм в честь Вознесения Господня расположен в северо-восточной части города на высоком левом берегу р. Сев, в бывш. Казачьей слободе. Первоначально здесь существовала деревянная церковь Обновления Храма Воскресения Христова с приделом Флора и Лавра, сгоревшая при осаде города поляками. Вскоре после этого возобновленная, она просуществовала до сер. 18 в., когда в 1765 г. была заменена нынешней Вознесенской с указанным выше приделом. Храм возведен из кирпича, не оштукатурен; в 1830 г. верхние деревянные ярусы колокольни заменены каменными; в 1883 г. устроен второй придел Пантелеймона

К настоящему времени храм отреставрирован (архитектор Л.С. Семенова). Скромный ярусный бесстолпный храм в стиле барокко, один из двух древнейших сохранившихся памятников Севска, принадлежит к характерным для Брянщины сер. 18 в. зданиям типа восьмерик на четверике.

Высокий основной кубический объем в два света с примыкавшим пониженным алтарем, полукруглым в плане увенчан широким восьмигранником с купольной кровлей. Над ним возвышается световой восьмерик с маленькой более поздней главкой в виде вазы, которую украшают корона с российским гербом под крестом - дар Екатерины II в память о посещении храма при проезде через город. Короткая трапезная имеет необычную трехгранную западную стену со слегка криволинейными снаружи и прямыми внутри боковыми гранями и оригинальные скосы на углах. Композицию довершаtn колокольня с восьмигранным верхним ярусом, куполом и шпилем.

Небогатый декор фасадов зданияками, с выпуском углов в нижнем ярусе и размещением полуколонок на углах в верхнем. Окна и входы обрамлены оригинальными наличниками с "фартуками", "ушами" и килевидными завершениями. Все объемы венчают простые антаблементы или карнизы небольшого выноса.

В интерьере центральное помещение, сильно развитое по вертикали, перекрыто сомкнутым восьмилотковым сводом с круглым отверстием восьмерика в центре; при переходе от четверика к восьмерику устроены крупные арочные тромпы. Три прохода ведут в алтарь, один - в трапезную с двумя приделами, перекрытую коробовым сводом с тремя лотками над западной частью.

Пышный барочный иконостас храма (не сохр.) также украшал российский герб.


  • Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 76.
  • Надеждин Н.С. Исторические города на Руси. Город Севск//Живопис. Россия. - 1901. - №1. - С. 8, 10.
  • Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 118.
  • Попов В.И. Брянский Покровский собор// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. - В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 2. - 1906. - С. 427-432.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 483-484.
  • Святский Д. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. - Орел: Тип. Хализева, 1908. - С. 68-71.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 130.
  • Васенков В. Возвращение долгов//Брян. рабочий. - 2000. - 16 июня.
  • Грохотов С. Русь жива молитвами Святых…//Брян. известия. - 2000. - 21 окт.
  • Помаривнев Г. Иконостас, которым любовались Елизавета Петровна и Екатерина II//Брян. неделя. - 2002. - 6 июня (№23). - С. 4.
  • Столицын В. Блистала красотой Вознесенская церковь в Севске//Брян. газ. - 1998. - 28 мая-3 июня (№22). - С. 9.
  • Храм Вознесения будет восстановлен//Сев. правда. - 1999. - 21 мая.