Служба маркетинга для еврорегиона

Бондаренко В.С. Служба маркетинга для еврорегиона / В.С. Бондаренко; беседу вел Максим Баль // Гомельская праўда.- 2003.- 27 снежня.- С. 5.

 

На любом крупном предприятии есть служба маркетинга, в числе основных задач которой - изучение ситуации на рынках сбыта и анализ потребительского спроса на те или иные виды продукции. Эта информация помогает предприятию грамотно строить свою производственную политику и ориентироваться в торгово-экономическом пространстве.

Подобная структура - Межрегиональный маркетинговый центр (ММЦ) - в скором времени будет создана и в Еврорегионе "Днепр". Проект создания ММЦ одобрен высшим руководящим органом Еврорегиона - трехсторонним советом - и принят к реализации.

Рассказать о сущности и основных функциях новой межрегиональной структуры мы попросили разработчика проекта - члена трехстороннего совета Еврорегиона "Днепр", доцента кафедры маркетинга Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации В.С. БОНДАРЕНКО.

- Один из важнейших принципов сотрудничества приграничных регионов в Европе - создание межрегиональных ассоциаций, трансрегиональных структур, совместных предприятий в тех сферах, которые определяются как приоритетные, - отметил Валерий Семенович. - Проект создания Межрегионального маркетингового центра наиболее близок к реализации и необходим для всех участников Еврорегиона "Днепр".

ММЦ как межрегиональная сеть деловой информации призван аккумулировать и анализировать информацию о возможностях и потребностях наших товаропроизводителей и сбытовых систем, оценивать объемы региональных рынков с учетом динамики и платежеспособного спроса, а также давать справочно-консультативную информацию об административных и правовых особенностях наших региональных рынков. Другими словами, Межрегиональный маркетинговый центр в Еврорегионе "Днепр" можно сравнить с хорошей службой маркетинга на современном предприятии с обширными международными рынками сбыта продукции. Опыт таких ММЦ есть в России и в других странах, в транснациональных корпорациях и финансово-промышленных группах.

- Что представляет собой Межрегиональный маркетинговый центр в техническом отношении?

- Это Интернет-портал. Его создание не требует больших начальных капиталовложений и сопоставимо по затратам с созданием типовой службы маркетинга на среднем или крупном предприятии. В настоящее время в Гомельской области имеется региональный портал www.gomel-region.gov.by, то есть принципиально серьезный шаг в этом направлении уже сделан. Однако пока этот портал фактически дублирует традиционные средства массовой информации и справочники. Дальнейшее его развитие будет идти в направлении расширения и активизации функций, приближаясь к современным возможностям известных интерактивных систем и интернет-технологий.

- Какие возможности появятся у предприятий и организаций после создания Межрегионального маркетингового центра?

- Это позволит немедленно передавать оперативную информацию потенциальным клиентам и партнерам, причем по многим адресам единовременно. Кроме того, у предприятий и организаций будет возможность подробно информировать о новых продуктах и их конкурентных преимуществах, об условиях продажи и многом другом. Прямые продажи, переговоры, конференции можно будет осуществлять в виртуальном пространстве. ММЦ позволит также оперативно контролировать различные производственные и коммерческие операции, существенно снизив издержки.

- Чем может быть полезен такой центр для пользователей?

- Прежде всего, более высокой степенью коммуникационной доступности предприятий-учредителей ММЦ, возможностью интерактивного общения с учредителями и с другими пользователями. Самыми активными участниками центра станут предприятия реального сектора экономики, их ассоциации в промышленности, АПК, сфере торговли, а также службы маркетинга и сбыта этих предприятий.

- Участниками и пользователями ММЦ могут стать областные предпринимательские структуры: союзы предпринимателей и крупнейшие фирмы. Участие малого и среднего бизнеса можно рассматривать как своего рода "лакмусовую бумажку" на эффективность центра: если участвует предприниматель - значит, ему это выгодно.

- Какие, на ваш взгляд, предприятия и организации могут быть участниками этого Межрегионального маркетингового центра?

- Состав возможных участников очень представителен. С Гомельской стороны это СЭЗ "Гомель-Ратон", СП "Гомель-Брянск-Авторемонт", которое существует с 1997 года и специализируется на ремонте автобусов "Икарус", "ЛАЗ, кузовов "ЛИАЗ". Гомельский завод торгового оборудования уже готов принять участие в проекте. ОАО Гомельдрев" открыло свой филиал на базе Злынковской мебельной фабрики. Хорошо известна в России и Украине продукция таких предприятий, как Гомельобои", "Речицапиво", "Спартак", Горынский консервный завод". В частности, на Брянщине представлены и другие белорусские предприятия: "Ковры Бреста", брестское СП "Газоаппарат", витебское СП "Белвест" и так далее. Также частниками центра должны стать региональные отделения торгово-промышленных палат Гомельской, Брянской и Черниговской областей.

Нужно отметить, что внешнеторговый оборот Брянска с украинскими предприятиями, в том числе черниговскими, даже больше, чем с белорусскими, - 36 - 38 процентов всего внешнеторгового оборота Брянской области. Брянщина имеет 22 соглашения о сотрудничестве с украинскими регионами, и готовится еще несколько. Все это говорит о том, что идея Межрегионального маркетингового центра давно назрела.

В сферах потребительской кооперации и агропромышленного комплекса наши регионы также сотрудничают довольно эффективно. Однако предприятия АПК пока не имеют достаточных возможностей для выхода на внешние рынки, главным образом, по двум причинам: сельская местность сравнительно хуже обеспечена современными информационными технологиями и коммуникациями, и финансовые возможности многих агропромышленных предприятий ограничены. Но, как говорится, резервы есть, и создание ММЦ может их активизировать.

- Какова роль региональных органов власти и других органов государственного управления в функционировании центра?

- Создание и решение задач Межрегионального маркетингового центра требует активного направляющего и организующего участия органов власти Гомельской, Брянской, Черниговской областей. Особенно это необходимо на начальной стадии становления центра, и прежде всего потому, что местная власть - облисполкомы, областные администрации - обладает всей полнотой фактической информации о положении дел в реальном секторе экономики, в АПК, в сфере инвестиций. Крайне важен в современных условиях и так называемый административный ресурс.

Необходимо постоянное участие и государственных статистических структур - областных управлений или отделов статистики.

- Каковы ожидаемые перспективы реализации проекта ММЦ в Еврорегионе "Днепр"?

- Очевидно, что следует стремиться к коммерчески окупаемым проектам, хотя так же очевидно, что это не может быть приоритетной целью создания ММЦ Еврорегиона "Днепр". Все-таки главной задачей следует считать обслуживающие, вспомогательные функции для реального сектора экономики, что следует из самой сути службы маркетинга. При условии активной и профессиональной работы центр в будущем может стать коммерчески выгодным проектом.

Перспективная задача - интеграция ММЦ в международные сети деловой информации СНГ, стран Балтии и Европы. В бизнес-среде есть правило: сначала познакомься, потом узнай, потом делай бизнес. Очевидно, что маркетинговому центру, как и в целом Еврорегиону "Днепр", необходим свой сайт в Интернете.

В.С. Бондаренко