На любом крупном предприятии есть служба маркетинга, в числе основных задач которой —изучение ситуации на рынках сбыта и анализ потребительского спроса на те или иные виды продукции. Эта информация помогает предприятию грамотно строить свою производственную политику и ориентироваться в торгово-экономическом пространстве.
Подобная структура — Межрегиональный маркетинговый центр (ММЦ) — в скором времени будет создана и в Еврорегионе «Днепр». Проект создания ММЦ одобрен высшим руководящим органом Еврорегиона — трехсторонним советом — и принят к реализации.
Рассказать о сущности и основных функциях новой межрегиональной структуры мы попросили разработчика проекта — члена трехстороннего совета Еврорегиона «Днепр», доцента кафедры маркетинга Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации В. С. БОНДАРЕНКО.
— Один из важнейших принципов сотрудничества приграничных регионов в Европе — создание межрегиональных ассоциаций, трансрегиональных структур, совместных предприятий в тех сферах, которые определяются как приоритетные, — отметил Валерий Семенович. — Проект создания Межрегионального маркетингового центра наиболее близок к реализации и необходим для всех участников Еврорегиона "Днепр".
ММЦ как межрегиональная сеть деловой информации призван аккумулировать и анализировать информацию о возможностях и потребностях наших товаропроизводителей и сбытовых систем, оценивать объемы региональных рынков с учетом динамики и платежеспособного спроса, а также давать справочно-консультативную информацию об административных и правовых особенностях наших региональных рынков. Другими словами, Межрегиональный маркетинговый центр в Еврорегионе "Днепр" можно сравнить с хорошей службой маркетинга на современном предприятии с обширными международными рынками сбыта продукции. Опыт таких ММЦ есть в России и в других странах, в транснациональных корпорациях и финансово-промышленных группах.
— Что представляет собой Межрегиональный маркетинговый центр в техническом отношении?
— Это Интернет-портал. Его создание не требует больших начальных капиталовложений и сопоставимо по затратам с созданием типовой службы маркетинга на среднем или крупном предприятии. В настоящее время в Гомельской области имеется региональный портал www. gomel-region.gov.by, то есть принципиально серьезный шаг в этом направлении уже сделан. Однако пока этот портал фактически дублирует традиционные средства массовой информации и справочники. Дальнейшее его развитие
будет идти в направлении расширения и активизации функций, приближаясь к современным возможностям известных интерактивных систем и интернет-технологий.
— Какие возможности появятся у предприятий и организаций после создания Межрегионального маркетингового центра?
Это позволит немедленно передавать оперативную информацию потенциальным клиентам и партнерам, причем по многим адресам единовременно. Кроме того, у предприятий и организаций будет возможность подробно информировать о новых продуктах и их конкурентных преимуществах, об условиях продажи и многом другом. Прямые продажи, переговоры, конференции можно будет осуществлять в виртуальном пространстве. ММЦ позволит также оперативно контролировать различные производственные и коммерческие операции, существенно снизив издержки.
— Чем может быть полезен такой центр для пользователей?
— Прежде всего, более высокой степенью коммуникационной доступности предприятий-учредителей ММЦ, возможностью интерактивного общения с учредителями и с другими пользователями. Самыми активными участниками центра станут предприятия реального сектора экономики, их ассоциации в промышленности, АПК, сфере торговли, а также службы маркетинга и сбыта этих предприятий.
— Участниками и пользователями ММЦ могут стать областные предпринимательские структуры: союзы предпринимателей и крупнейшие фирмы. Участие малого и среднего бизнеса можно рассматривать как своего рода "лакмусовую бумажку" на эффективность центра: если участвует предприниматель — значит, ему это выгодно.
— Какие, на ваш взгляд, предприятия и организации могут быть участниками этого Межрегионального маркетингового центра?
— Состав возможных участников очень представителен. С Гомельской стороны это СЭЗ "Гомель —Ратон", СП "Гомель-Брянск-Авторемонт", которое существует с 1997 года и специализируется на ремонте автобусов "Икарус", "ЛАЗ , кузовов "ЛИАЗ". Гомельский завод торгового оборудования уже готов принять участие в проекте. ОАО Гомельдрев" открыло свой филиал на базе Злынковской мебельной фабрики. Хорошо известна в России и Украине продукция таких предприятий, как Гомельобои", "Речицапиво", "Спартак", Горынский консервный завод". В частности, на Брянщине представлены и другие белорусские предприятия: "Ковры Бреста", брестское СП «Газоаппарат», витебское СП "Белвест" и так далее. Также частниками центра должны стать региональные отделения торгово-промышленных палат Гомельской, Брянской и Черниговской областей.
Нужно отметить, что внешнеторговый оборот Брянска с украинскими предприятиями, в том числе черниговскими, даже больше, чем с белорусскими, — 36 — 38 процентов всего внешнеторгового оборота Брянской области. Брянщина имеет 22 соглашения о сотрудничестве с украинскими регионами, и готовится еще несколько. Все это говорит о том, что идея Межрегионального маркетингового центра давно назрела.
В сферах потребительской кооперации и агропромышленного комплекса наши регионы также сотрудничают довольно эффективно. Однако предприятия АПК пока не имеют достаточных возможностей для выхода на внешние рынки, главным образом, по двум причинам: сельская местность сравнительно хуже обеспечена современными информационными технологиями и коммуникациями, и финансовые возможности многих агропромышленных предприятий ограничены. Но, как говорится, резервы есть, и создание ММЦ может их активизировать.
— Какова роль региональных органов власти и других органов государственного управления в функционировании центра?
— Создание и решение задач Межрегионального маркетингового центра требует активного направляющего и организующего участия органов власти Гомельской, Брянской, Черниговской областей. Особенно это необходимо на начальной стадии становления центра, и прежде всего потому, что местная власть — облисполкомы, областные администрации - обладает всей полнотой фактической информации о положении дел в реальном секторе экономики, в АПК, в сфере инвестиций. Крайне важен в современных условиях и так называемый административный ресурс.
Необходимо постоянное участие и государственных статистических структур — областных управлений или отделов статистики.
— Каковы ожидаемые перспективы реализации проекта ММЦ в Еврорегионе «Днепр»?
— Очевидно, что следует стремиться к коммерчески окупаемым проектам, хотя так же очевидно, что это не может быть приоритетной целью создания ММЦ Еврорегиона "Днепр". Все-таки главной задачей следует считать обслуживающие, вспомогательные функции для реального сектора экономики, что следует из самой сути службы маркетинга. При условии активной и профессиональной работы центр в будущем может стать коммерчески выгодным проектом.
Перспективная задача - интеграция ММЦ в международные сети деловой информации СНГ, стран Балтии и Европы. В бизнес-среде есть правило: сначала познакомься, потом узнай, потом делай бизнес. Очевидно, что маркетинговому центру, как и в целом Еврорегиону "Днепр", необходим свой сайт в Интернете.
Беседу вел Максим БАЛЬ