В Минске, в новом здании национальной библиотеки республики Беларусь, состоялось заседание седьмого постоянно действующего семинара при парламентском собрании Беларуси и России на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития образовательного пространства Союзного государства». В его работе приняли участие около 100 человек. Среди них — министр образования республики Беларусь A.M. Радьков, председатель комиссии Совета республики Беларусь по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам А.Н. Новиков, председатель ВАК (высшей аттестационной комиссии) П.М.Смирнов, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители научного и образовательного сообщества регионов.
В работе семинара принял участие и выступил с докладом председатель постоянного комитета по образованию, науке и массовой информации Брянской областной Думы, заслуженный учитель России М.Н. ПЕТРОВСКИЙ.
Наш корреспондент встретился с Михаилом Николаевичем и задал ему ряд вопросов.
— Было ли волнение перед выступлением, ведь это большая ответственность представлять регион России на международном форуме?
— Волнение есть перед любым выступлением, а там тем более. Мой доклад был запланирован на второй день семинара, поэтому я два дня был в напряжении. Но с другой стороны, послушал коллег и в который раз уже в Минске переделал свое выступление, убрав то, что уже сказали, наполнив его более актуальным, деловым и конкретным содержанием, добавив искренности, эмоциональности и поэзии, сосредоточив внимание на скорейшее разрешение самых острых проблем системы образования России и Беларуси.
— Какова была тема вашего выступления?
— Приграничное сотрудничество Брянщины с регионами Беларуси и некоторые вопросы гармонизации законодательной базы образовательного пространства Союзного государства.
— Не могли бы вы изложить
основные положения вашего доклада?
— Да, конечно.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Разрешите мне от всей русской души искренне и сердечно поблагодарить наших белорусских друзей за исключительно теплый прием в лучших традициях белорусского гостеприимства, великолепную организацию настоящего семинара в жемчужине белорусской архитектуры - здании национальной библиотеки республики Беларусь. Добираясь сюда маршрутом
Брянск — Минск, мы были приятно удивлены ухоженностью ваших угодий. Не так давно мы проехали маршрутом А.Н. Радищева, т.е. сделали путешествие из Петербурга в Москву, и, к моему сожалению, сравнение не в пользу России. Не случайно на острие существующего противоборства политических сил в современном мире оказался Союз Беларуси и России. На геополитической карте Европы Беларусь занимает особое место. Достаточно сказать, что в случае ее изоляции от России произойдет дальнейшее разрушение «срединного пространства», что в корне изменит геополитическую ситуацию в Европе, причем не в пользу Российской Федерации.
Беларусь связана с Россией тысячью нитей: этнических, межэтнических, конфессиальных, экономических, культурных, а главное — она связана спецификой и уровнем технического развития, которые, с одной стороны, не дают окончательно разорвать эти связи, а с другой — не позволят Беларуси вписаться в иную технологическую систему. Поэтому попытки полностью разделить братские народы малоперспективны, а вот не допустить объединения двух стран — вполне реальная политическая задача.
Но, к счастью, год от года наши связи крепнут и развиваются. В этом меня и сотни моих земляков убедил только что состоявшийся праздник в районном центре — Трубчевске, на два дня ставшим своеобразной столицей славян. На землю первого поэта Древней Руси приехали современные стихотворцы, музыканты и певцы — хранители слова, хранители нашей культуры — всходов, выросших из зерна, брошенного когда-то Боя-ном. Каждый из трех братских народов по праву может называть себя его наследником. Ведь «Слово о полку Игореве», где упоминаются и трубчевский буй-тур Всеволод, и черниговские князья, — культурное достояние и русских, и украинцев, и белорусов.
Праздник в Трубчевске невидимыми нитями связал нас всех с далеким прошлым и, как магнитом, притянул к себе тех, кому небезразличны история и будущее славян.
В поэтической перекличке громко звучали голоса в защиту славянства гомельской поэтессы Н. Гикляровой, черниговца Д. Иванова, брянцев В. Сорочкина и Л. Ашеко.
Свой голос в поддержку единства возвысил курский поэт Е.Лаптев:
В науках и стихах друг другу мы нужны:
Не каждый свят. Святая Божья Матерь
Нам многий грех простит,
Но не простит вражды!
Приведенный мной фрагмент из праздника, по-моему, не нуждается в комментариях.
Все губернаторы Брянской области проявляли активную позицию по возобновлению, укреплению и развитию сотрудничества с братскими республиками. Более тесным и деловым оно стало благодаря усилиям нынешнего губернатора Брянской области Н.В. Денина и его команды.
Наиболее тесное сотрудничество в образовательной сфере получило взаимодействие вузов приграничных областей Беларуси и России, которое в 2006 году в Брянске на международной встрече ректоров было оформлено в виде международной ассоциации вузов приграничных областей.
Сегодня в международную ассоциацию вузов приграничных областей Беларуси и России выразили желание войти 26 государственных и негосударственных вузов и их филиалов Гомельской, Могилевской, Витебской, Брянской, Смоленской и Псковской областей.
В мае 2006 года на базе Сураж-ского педагогического колледжа имени Пушкина состоялась международная конференция на тему:
«Формирование единого образовательного пространства приграничных районов Брянской и Могилевской областей: проблемы и перспективы», куда были приглашены директора учреждений начального и среднего профессионального образования. Принята резолюция и мероприятия, способствующие дальнейшей интеграции этих ступеней образования.
По некоторым оценкам, у нас в России государство лет на десять ушло из образования, и лишь где-то с 2000 года было заявлено, что государство пришло в образование, чтобы не уходить никогда.
Пагубные последствия этого ухода мы ощущаем сегодня. Так, в конце мая 2007 года Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов на парламентских слушаниях в Москве заявил, что мы выпустили такие учебники, которые угрожают национальной безопасности России.
У нас девальвируется диплом высшего образования, когда его может получить любой, кто имеет деньги.
Судите сами: только в Брянской области 4 вуза, 23 филиала, 40 представительств, представительства есть в каждом районе Брянской области. В то время как 60 процентов выпускников вузов Брянской области не востребованы на рынке труда, а 80 процентов рабочих профессий являются вакантными.
Рейтинг системы образования Брянской области высок, она входит в первую десятку лучших областей России. Показателем этого являются многочисленные победы брянских школьников на международных олимпиадах.
Особенно заметны успехи системы начального и среднего профессионального образования.
С 2000 года в России стало традицией проведение Всероссийских конкурсов профессионального мастерства и олимпиад по основным рабочим профессиям. Брянщина доказала, что готовит лучшие рабочие кадры России по следующим профессиям: токарь, слесарь, тракторист, водитель, повар, портной, бармен, по которым в последние пять лет брянские ребята становились победителями или призерами. Три общероссийских конкурса проводились на базе учебных заведений Брянщины. В Брянске единственная в России областная учительская газета.
Мне известны замечательные успехи учебных заведений начального и среднего профессионального образования наших друзей из Республики Беларусь. Поэтому более тесное сотрудничество этих ступеней образования является совершенно необходимым.
Признавая актуальной проблему создания и развития образовательного пространства Союзного государства России и Беларуси, необходимо расширять и углублять приграничное сотрудничество регионов, устранять те барьеры в законодательной базе, которые нас разделяют.
Так, необходимо устранить расхождения в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях профессий и специальностей. Если в Беларуси приняты меры, чтобы все граждане, постоянно проживающие на территории страны (в том числе учащиеся), были обеспечены медицинской помощью в тех же объемах и с теми же гарантиями, что и белорусы, то в России этого нет.
Принято решение исполнительных органов Беларуси и России об исключении белорусов в России и россиян в Беларуси из категории иностранных граждан и многие другие акты. Многие докладчики здесь правильно говорили о большой роли наших учителей в настоящее время, о том, что они вынуждены работать на 1,5 — 2 ставки.
Я же приведу факт нашей далекой истории.
Своим Указом Её Величество Екатерина II запретила учителям губернских городов ходить в школу пешком. «...Наша казна такова, что позволяет каждому учителю иметь парный выезд. А ребенок должен смотреть на учителя снизу вверх яко на родителя своего...». Если спросить, за какие такие заслуги был приласкан учитель? Да ни за какие. Априори и все. А сегодня наши учителя говорят, что почти вынуждены ходить в школу пешком или добираться на городском транспорте. Мы заслуживаем более достойной оплаты за свой труд. Поэтому должны убеждать лидеров наших государств не загонять учительство в угол. Ведь оно сплачивает нацию, делает ее сильной и непобедимой.
Минск — Брянск