Совместные планы сплачивают

Совместные планы сплачивают // Брянская учительская газета.- 2007.- 29 июня (№ 25).- С. 4
В Минске состоя­лось заседание седьмого постоянно действующего се­минара при парламентском собрании Беларуси и России на тему «Актуальные пробле­мы и перспективы развития образовательного простран­ства Союзного государства». В его работе принял участие и выступил с докла­д

 

 

В Минске, в новом здании на­циональной библиотеки рес­публики Беларусь, состоя­лось заседание седьмого постоянно действующего се­минара при парламентском собрании Беларуси и России на тему «Актуальные пробле­мы и перспективы развития образовательного простран­ства Союзного государства». В его работе приняли участие около 100 человек. Среди них — министр образования республики Беларусь A.M. Радьков, председатель ко­миссии Совета республики Беларусь по образованию, науке, культуре и гуманитар­ным вопросам А.Н. Новиков, председатель ВАК (высшей аттестационной комиссии) П.М.Смирнов, депутаты Го­сударственной Думы Рос­сийской Федерации, пред­ставители научного и обра­зовательного сообщества регионов.

В работе семинара принял участие и выступил с докла­дом председатель постоян­ного комитета по образова­нию, науке и массовой ин­формации Брянской област­ной Думы, заслуженный учи­тель России М.Н. ПЕТРОВ­СКИЙ.

Наш корреспондент встре­тился с Михаилом Николае­вичем и задал ему ряд во­просов.

Было ли волнение перед выступлением, ведь это большая ответственность представлять регион России на международном форуме?

— Волнение есть перед любым выступлением, а там тем более. Мой доклад был запланирован на второй день семинара, поэтому я два дня был в напряжении. Но с другой стороны, послушал коллег и в который раз уже в Минске пе­ределал свое выступление, убрав то, что уже сказали, наполнив его более актуальным, деловым и конкретным содержанием, доба­вив искренности, эмоциональ­ности и поэзии, сосредоточив вни­мание на скорейшее разрешение самых острых проблем системы образования России и Беларуси.

Какова была тема вашего выступления?

— Приграничное сотрудничест­во Брянщины с регионами Бела­руси и некоторые вопросы гармо­низации законодательной базы образовательного пространства Союзного государства.

Не могли бы вы изложить

основные положения вашего доклада?

— Да, конечно.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Разрешите мне от всей русской души искренне и сердечно побла­годарить наших белорусских дру­зей за исключительно теплый при­ем в лучших традициях белорусс­кого гостеприимства, великолеп­ную организацию настоящего се­минара в жемчужине белорусской архитектуры - здании националь­ной библиотеки республики Бела­русь. Добираясь сюда маршрутом

Брянск — Минск, мы были приятно удивлены ухоженностью ваших уго­дий. Не так давно мы проехали маршрутом А.Н. Радищева, т.е. сделали путешествие из Петербур­га в Москву, и, к моему сожалению, сравнение не в пользу России. Не случайно на острие существующе­го противоборства политических сил в современном мире оказался Союз Беларуси и России. На гео­политической карте Европы Бела­русь занимает особое место. До­статочно сказать, что в случае ее изоляции от России произойдет дальнейшее разрушение «средин­ного пространства», что в корне изменит геополитическую ситуа­цию в Европе, причем не в пользу Российской Федерации.

Беларусь связана с Россией ты­сячью нитей: этнических, межэтни­ческих, конфессиальных, экономи­ческих, культурных, а главное — она связана спецификой и уровнем тех­нического развития, которые, с од­ной стороны, не дают окончательно разорвать эти связи, а с другой — не позволят Беларуси вписаться в иную технологическую систему. Поэтому попытки полностью разде­лить братские народы малопер­спективны, а вот не допустить объ­единения двух стран — вполне ре­альная политическая задача.

Но, к счастью, год от года наши связи крепнут и развиваются. В этом меня и сотни моих земляков убедил только что состоявшийся праздник в районном центре — Трубчевске, на два дня ставшим своеобразной столицей славян. На землю первого поэта Древней Ру­си приехали современные стихот­ворцы, музыканты и певцы — хра­нители слова, хранители нашей культуры — всходов, выросших из зерна, брошенного когда-то Боя-ном. Каждый из трех братских на­родов по праву может называть се­бя его наследником. Ведь «Слово о полку Игореве», где упоминаются и трубчевский буй-тур Всеволод, и черниговские князья, — культурное достояние и русских, и украинцев, и белорусов.

Праздник в Трубчевске невиди­мыми нитями связал нас всех с да­леким прошлым и, как магнитом, притянул к себе тех, кому небезраз­личны история и будущее славян.

В поэтической перекличке громко звучали голоса в защиту славянства гомельской поэтессы Н. Гикляровой, черниговца Д. Ива­нова, брянцев В. Сорочкина и Л. Ашеко.

Свой голос в поддержку един­ства возвысил курский поэт Е.Лап­тев:

В науках и стихах друг другу мы нужны:

Не каждый свят. Святая Божья Матерь

Нам многий грех простит,

Но не простит вражды!

Приведенный мной фрагмент из праздника, по-моему, не нуждает­ся в комментариях.

Все губернаторы Брянской об­ласти проявляли активную пози­цию по возобновлению, укрепле­нию и развитию сотрудничества с братскими республиками. Более тесным и деловым оно стало бла­годаря усилиям нынешнего губер­натора Брянской области Н.В. Денина и его команды.

Наиболее тесное сотрудничест­во в образовательной сфере полу­чило взаимодействие вузов при­граничных областей Беларуси и России, которое в 2006 году в Брянске на международной встре­че ректоров было оформлено в ви­де международной ассоциации ву­зов приграничных областей.

Сегодня в международную ас­социацию вузов приграничных об­ластей Беларуси и России вы­разили желание войти 26 государ­ственных и негосударственных ву­зов и их филиалов Гомельской, Могилевской, Витебской, Брян­ской, Смоленской и Псковской об­ластей.

В мае 2006 года на базе Сураж-ского педагогического колледжа имени Пушкина состоялась между­народная конференция на тему:

«Формирование единого образо­вательного пространства пригра­ничных районов Брянской и Моги­левской областей: проблемы и перспективы», куда были пригла­шены директора учреждений на­чального и среднего профессио­нального образования. Принята резолюция и мероприятия, способ­ствующие дальнейшей интеграции этих ступеней образования.

По некоторым оценкам, у нас в России государство лет на десять ушло из образования, и лишь где-то с 2000 года было заявлено, что государство пришло в образова­ние, чтобы не уходить никогда.

Пагубные последствия этого ухода мы ощущаем сегодня. Так, в конце мая 2007 года Председа­тель Совета Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов на пар­ламентских слушаниях в Москве заявил, что мы выпустили такие учебники, которые угрожают наци­ональной безопасности России.

У нас девальвируется диплом высшего образования, когда его может получить любой, кто имеет деньги.

Судите сами: только в Брянской области 4 вуза, 23 филиала, 40 представительств, представитель­ства есть в каждом районе Брян­ской области. В то время как 60 процентов выпускников вузов Брянской области не востребова­ны на рынке труда, а 80 процентов рабочих профессий являются ва­кантными.

Рейтинг системы образования Брянской области высок, она вхо­дит в первую десятку лучших обла­стей России. Показателем этого являются многочисленные победы брянских школьников на междуна­родных олимпиадах.

Особенно заметны успехи сис­темы начального и среднего про­фессионального образования.

С 2000 года в России стало тра­дицией проведение Всероссий­ских конкурсов профессионально­го мастерства и олимпиад по ос­новным рабочим профессиям. Брянщина доказала, что готовит лучшие рабочие кадры России по следующим профессиям: токарь, слесарь, тракторист, водитель, по­вар, портной, бармен, по которым в последние пять лет брянские ре­бята становились победителями или призерами. Три общероссийских конкурса проводились на базе учебных заведений Брянщины. В Брянске единственная в России областная учительская газета.

Мне известны замечательные ус­пехи учебных заведений начально­го и среднего профессионального образования наших друзей из Рес­публики Беларусь. Поэтому более тесное сотрудничество этих ступе­ней образования является совер­шенно необходимым.

Признавая актуальной пробле­му создания и развития образова­тельного пространства Союзного государства России и Беларуси, необходимо расширять и углублять приграничное сотрудничество ре­гионов, устранять те барьеры в за­конодательной базе, которые нас разделяют.

Так, необходимо устранить рас­хождения в требованиях к содер­жанию образования и уровню под­готовки выпускников учебных заве­дений, в перечнях профессий и специальностей. Если в Беларуси приняты меры, чтобы все гражда­не, постоянно проживающие на территории страны (в том числе учащиеся), были обеспечены ме­дицинской помощью в тех же объ­емах и с теми же гарантиями, что и белорусы, то в России этого нет.

Принято решение исполнитель­ных органов Беларуси и России об исключении белорусов в России и россиян в Беларуси из категории иностранных граждан и многие другие акты. Многие докладчики здесь правильно говорили о боль­шой роли наших учителей в насто­ящее время, о том, что они вынуж­дены работать на 1,5 — 2 ставки.

Я же приведу факт нашей дале­кой истории.

Своим Указом Её Величество Екатерина II запретила учителям губернских городов ходить в школу пешком. «...Наша казна такова, что позволяет каждому учителю иметь парный выезд. А ребенок должен смотреть на учителя снизу вверх яко на родителя своего...». Если спросить, за какие такие заслуги был приласкан учитель? Да ни за какие. Априори и все. А сегодня наши учителя говорят, что почти вынуждены ходить в школу пешком или добираться на городском транспорте. Мы заслуживаем бо­лее достойной оплаты за свой труд. Поэтому должны убеждать лидеров наших государств не заго­нять учительство в угол. Ведь оно сплачивает нацию, делает ее силь­ной и непобедимой.

Минск — Брянск