Спектакль на два города

Бакиров, А.Р. Спектакль на два города : [интервью с заслуженным артистом Украины Андреем Ринатовичем Бакировым / беседовал Валентин Пепеляев] // Народная газета.- 2019.- 22 лютага.- С. 30

Театральные коллективы Гомеля и Чернигова объединит “Французский ужин”

Недавно в Минске с большим успехом прошли гастроли Черниговского областного академического музыкально-­драматического театра имени Т. Шевченко с постановкой “Вій” по пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит. Режиссером спектакля стал художественный руководитель и главный режиссер коллектива заслуженный артист Украины Андрей Бакиров, которого с нашей страной связывают особые отношения...

Андрей Ринатович, вы помните спектакль “Сон в летнюю ночь” в театре имени Я. Купалы?

— Где-то там, в файлах памяти, ка­кие-то воспоминания записались. Для меня это был лишь второй выезд за границу после Гомеля. Каких-то боль­ших проблем не припомню. Мы быст­ро нашли общий язык с актерами. Хо­тя премьера, по моему личному ощу­щению, прошла довольно сложно. Не­давно артист Виктор Манаев где-то вспоминал об этом спектакле. Огор­чился недавнему уходу из жизни Ни­колая Михайловича Кириченко — большая потеря для театра. Вспоми­наю Виталия Редько — мощного и непредсказуемого артиста, Ольгу Фаде­еву... Мне сложно судить, как сам театр относился к нашей работе, но это был, по-моему, достаточно красивый спектакль. Запомнилось сотрудниче­ство с драматургом Алексеем Дударевым, который делал перевод на бело­русский язык. Ваш язык мне очень нравится.

Почему больше не ставили в Купаловском?

— Мы вели кое-какие перего­воры с Валерием Раевским, но так сложилась судьба. Из Чернигова я уехал в Донецк, побыл там, но не прижился. Не моя территория, какое-то время работал на вольных хлебах. Сейчас снова вернул­ся в Чернигов — уже в каче­стве художественного руково­дителя.

На ваш взгляд, можно ли просле­дить какие-то общие тенденции в ук­раинском театре?

— Наблюдался период определенного затишья. Предста­вители моего поколения до 50 лет считались “молодыми ре­жиссерами”. На всем постсоветском пространстве засели наши “зубры”, которые не давали работать молодым. Сейчас ситуация меняется. Режиссер Стас Жирков, возглавляв­ший театр “Золотые ворота”, стал ху­дожественным руководителем Киевс­кого академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Про­шел конкурс и выиграл его.

Вы можете назвать безусловных лидеров украинского театра?

— На мой взгляд, это сегодняшний главный режиссер театра имени Ива­на Франко Дмитрий Богомазов. Он возглавляет творческую линию этого старейшего киевского театра около го­да. Очень активно работают Иван Урывский, упомянутый Стас Жирков, Тамара Трунова, Влада Белозоренко. Молодые активно наступают на пятки старшим, и меня это очень радует. Они ищут себя, ищут новый сценический язык и новую драматургию, пытаются вписаться в европейский контекст. Ес­ли театр все время опирается на прошлое, если у него нет ощущения сегодняшнего дня и соответствующей драматургии, у него нет и развития.

Может быть, украинский театр иногда чересчур бесшабашно бросает­ся в разные стороны. Но мне кажется, что Беларусь и Украина могли бы ак­тивнее поддерживать свои театраль­ные связи. Для меня Беларусь — род­ная страна: здесь я поставил 5 спек­таклей в Гомеле, 5 — в Бресте, 1 — в Минске. Это не вычеркнешь из жизни. Кардинальной разницы между нами нет. Возможно, белорусская публика более сдержанная, а украинская мен­тальность несколько эмоциональнее. Наш зритель более ярко выражает свои эмоции от увиденного — как ра­дость, так и неприятие или протест.

Как вы выстраиваете репертуарную поли­тику в своем театре в Чернигове?

— Чернигов — город маленький, публики, которая ходит в театр по зову сердца, не так много. В приказном по­рядке школьные классы в театр уже не загонишь. В этом смысле работать стало и сложнее, и проще. Я как художественный руководитель стараюсь, насколько мне позволяют знание и си­лы, восполнить широкую палитру раз­ных вкусов — от украинской классики до какого-то современного авангарда, экспериментального поиска. Но с возрастом мне все менее интересна фор­ма. Мне интереснее человек на сцене и мысль.

В марте у вас выходит премьера “Фран­цузский ужин” в Гомельском областном теат­ре. Расскажите о ней.

— Это долгосрочная идея, которую мы пытались с гомельским театром осуществить несколько раз. Гомель и Чернигов — города-побратимы, и на­ши театры связывает давняя и много­летняя история. Однажды на гастро­лях в 1980-е годы в Гомеле мы работа­ли месяц, показали весь репертуар и даже выпускали новые спектакли. Настолько нам комфортно было там находиться. Когда гомельский театр возглавил Сергей Лагутенко, мы реши­ли осуществить нашу давнюю мечту: выпустить белорусско-украинский спектакль, который игрался бы на двух площадках. У нас “Французский ужин” уже 8 лет в репертуаре, теперь он появится и в Гомеле. Это не копия и не калька, но все равно, чтобы актеры существовали в одном рисунке, надо, чтобы это делали одни режиссерские руки.