Храм в честь Святого Богоявления (г. Стародуб)

Находится в Заречье, за плотиной, доминирует среди окружающей одноэтажной застройки. Сооружен в 1770-89 гг. из кирпича и оштукатурена; в 19 в. возведены нынешняя трапезная и колокольня; в 1967 г. разрушенный шатер колокольни сделан ниже первоначального. Своеобразный для юго-западной Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, вы-полненый в традициях украинского барокко.

В трехчастной пространственной композиции здания подчеркнуто вертикальным построением выделяется основной объем с массивными стенами. Оригинален крупный нижний ярус с трехгранной восточной стеной, вытянутый по продольной оси. Он завершен довольно крутой восьмискатной кровлей с четырьмя вытянутыми вверх декоративными двухъярусными главками на углах (восточные утрачены), восьмерик, наоборот, растянут по поперечной оси и увенчан стройным световым барабаном с куполом и грушевидной главой на восьмигранной шейке. Над пониженной трапезной возвышается колокольня, первый встроенный ярус которой несет глухой куб и восьмерик звона с кокошниками, невысокой шатровой кровлей и главкой.

Декор главного объема образуют угловые пилястры (парные рустованные на западных углах нижнего яруса), простые карнизы с зубчиками и рамочные наличники окон с "ушами", замковыми камнями, треугольными фронтонами и лучковыми сандриками. На боковых фасадах в нижнем ярусе окна размещены свободно, составляя вместе с овальным проемом второго света живописную группу. Упрощенное убранство трапезной и колокольни эклектично по характеру.

В интерьере необычно сильно вытянутое в ширину центральное помещение с боковыми частями, трактованными как глубокие ниши с коробовыми сводами. Высокая центральная часть с парусами при переходе к восьмерику перекрыта восьмигранным сомкнутым сводом со световым отверстием барабана (заложено). Широкие арочные проемы ведут в неглубокий алтарь с лотковыми сводами над средней частью и очень узкую паперть, над которой устроены хоры. Паперть тремя проходами открыта в короткую трапезную с находящимся внутри нее нижним ярусом колокольни.

Позднеакадемическая роспись, выполненная масляными красками в кон. 19 в., записана в сер. 20 в.; тогда же выполнен заново ряд композиций в боковых частях церкви. На своде и стенах изображены Новозаветная Троица, евангелисты и сцены евангельского цикла в орнаментальных обрамлениях.

Сборные иконостасы - четырехъярусный главный и одноярусный придельный относятся ко 2-й пол. 19 в., иконы - к сер. 20 в. Резной декор (в обрамлениях икон, завершениях иконостасов) - обильно позолоченный, довольно трафаретных, излишне усложненных форм - стилизован в духе барокко. Киоты, обрамление композиции "Распятие" и паникадило относятся ко 2-й пол. 19 в. В стиле барокко 2-й пол. 18 в. выполнены пышная резьба главных царских врат и более скромная придельных, фоном для которой служит орнамент в виде решетки.


  • Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 94.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 508.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 9.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 92, 95.
  • Васильцова Е. Храмы города//Стародуб. вестник. - 2002. - 2 апр. (№28).