Культура Стародуба испытывала на себе влияние трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Свидетелем этого общения и ныне является Рождественский собор - по местному преданию самый старый храм города. "Летопись самовидца" говорит, что храм построен после страшного пожара 1677 года, истребившего большую часть Стародуба. В камне собора увековечена память о совместной борьбе за национальное освобождение русского и украинского народа. Памятник своеобразен и лишен каноничности. Его строители отошли от господствовавшей тогда на Украине схемы - размещения под общей крышей с выделением главой или куполом с главой центрального зала. Они придали всем частям здания разную форму. Притвор сделали четырехугольным, алтарь - пятиугольным, а главный зал - в виде неправильного восьмиугольника. Все три объема покрыты самостоятельными куполами, зал более крупным из трех. Получилось оригинальное объемное построение. Свободное расположение и неодинаковые размеры окон на фасадах свидетельствуют о влиянии древнерусской архитектуры. Их наличники - близкие родственники аналогичным деталям северорусских построек XVII века. Центральный, более высокий объем окаймлен в верхней части широким нарядным фризом с рельефным карнизом на городчатых плоских кронштейнах, украшенным рядами "поребрика". Ниже поребрика поле фриза занято декоративными закомарами - полукруглыми нишами, которые живо напоминают о русском типе покрытия - закомарном сводчатом времен Киевской Руси.
Все углы памятника декорированы лопатками - узкими плоскими выступами из поля стены по всей ее высоте. Они весьма оригинально обработаны горизонтальными жгутами-валиками и рядами поребрикаи прямоугольных углублений - как строчки вышивки на белорусском полотенце. Эти каменные "полотенца", свисающие от карниза до земли, не, являются ля они памятными полотенцами-символами памяти народной?... Неуловимая кривизна линий делает здание скульптурно пластичным. Сдержанное узорочье декора, мелкий рельеф деталей, небольшие проемы окон и дверей на фоне массивных стен, крупные формы куполов и завершений придают монолитность, мощь и торжественное величие, делают его символом силы народной. Образ собора отвечал требованию эпохи увековечить победу народа за свободу и независимость Родины.
В период советской власти храм был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения.
- Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 88-90.
- "Летопись самовидца" по новооткрытым спискам с приложением 3-х малороссийских хроник: Хмельницкой, "Краткого описания Малороссии", и "Собрания исторического". - Киев, 1878. - С. 134.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 506-508.
- Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 3-4.
- Цапенко М. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков. - М., 1967. - С. 133-136.
- Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 88-90.
- Васильцова Е. Храмы города//Стародуб. вестник. - 2002. - 2 апр. (№28).
- Городков В. Поэма в камне / В. Городков //Брян. рабочий. - 1972. - 11 июня (№ 136).- С. 3
- Луферов А. Главный собор//Славян. Голос. - 1993. - Май (№49). - С. 7.
- Помаривнев В. Стародубские храмы//Брян. газ. - 1995. - Дек. (№49). - С. 10.
- Сычев К. Памятник древнего зодчества//Деснян. правда (Брян.). - 1984. - 9 авг.
- Таланин Д. И храм души своей//Брян. рабочий. - 1998. - 16 июля.