Стекло не преломляет перспективу

Бурьяница Ю. Стекло не преломляет перспективу / Юрий Бурьяница; беседу вел Максим Баль // Гомельская праўда.- 2002.- 2 красавіка.- С. 3.

 

На фоне общего падения объемов экспорта продукции гомельских промышленных предприятий вручение стеклозаводу переходящего знамени "Лучший экспортер года" за 2001 год, по меньшей мере, событие показательное. Сегодня практически все белорусские заводы работают в одинаково сложных экономических условиях. И то, что у одних больше проблем, чем у других, скорее можно объяснить спецификой производства и управления им.

На Гомельском стеклозаводе в этом отношении все в порядке. Традиционные рынки сбыта в Новгородской, Смоленской, Псковской областях России, Черниговской, Киевской областях Украины и в странах Балтии предприятие сохранило по сей день. Даже во время дефолта в Прибалтике белорусское Стекло пользовалось там устойчивым спросом за счет установленной производителем и привлекательной для потребителя цены.

Сегодня в общем объеме производства ОАО "Гомельстекло" экспорт составляет более 70 процентов, а в год здесь производится до 20 миллионов квадратных метров стекла. Предприятие успешно конкурирует с производителями аналогичной продукции на внешнем рынке - главным образом в России, Украине и Польше. Не менее успешно складывается и сотрудничество в этих регионах. Стекло - это качество, которого не видно. А стратегия внешнеэкономической деятельности Гомельского стеклозавода - как раз то, что обращает на себя внимание. Об этом рассказывает помощник генерального директора ОАО "Гомельстекло" Юрий БУРЬЯНИЦА.

- Нынешнее положение нашего предприятия напоминает анекдот о стекольщике, выпавшем из окна и, несмотря ни на что, снова стучащемся к клиенту, у которого он взялся застеклить это окно. Спрос на стекло меняется в зависимости от сезона, и, начиная с августа, к нам поступает большее количество заявок. Тем не менее, объемы сбыта остаются стабильными. В конце 1996 года на заводе была запущена новая производственная линия, которая и позволила увеличить годовое производство стекла с 7 до 20 миллионов квадратных метров. Заметно улучшилось и качество продукции.

- Для большинства белорусских предприятий основными стратегическими партнерами являются Россия и другие страны СНГ. И все же в последнее время позиции наших производственников на российском рынке заметно пошатнулись. Что можно сказать в этом отношении о Гомельском стеклозаводе?

- В 1997-98 годах в России рухнул рубль и в целом осложнилась экономическая ситуация. Поэтому и наша работа в российских регионах пошла на спад. В 1999 году основные объемы экспорта по той же причине мы сконцентрировали главным образом в экономически стабильных государствах Западной и Центральной Европы. В это время доля экспорта в Россию у нас была минимальной. Только к концу 1999 года ситуация начала меняться в лучшую сторону. И сегодня уже половина всего экспорта нашей продукции идет в Россию.

- Неужели так легко удалось вернуть рынок сбыта, с которого практически пришлось уйти? Сегодня на рынке стекольной промышленности в России работают три собственных завода - Саратовский, Соловатский и Борский. В те годы, когда российский внутренний рынок перестал потреблять большие объемы продукции, они также резко перестроились на экспорт. А когда российский рынок начал восстанавливаться, как и мы, вернулись. Поэтому глобального передела рынка сбыта и усиления позиций производителя за счет "ослабления других там не произошло. Более того, "Гомельстекло", обладая рядом конкурентных преимуществ, - низкой ценой и достаточно высоким качеством продукции - сегодня является вторым поставщиком на российском рынке, после Борского стеклозавода. Правда, это предприятие по сути уже не российское, оно выкуплено бельгийской корпорацией "Главербел".

- Как складываются партнерские отношения ОАО "Гомельстекло" с российскими предприятиями?

- Очень хорошо. Сотрудничать с россиянами намного проще и приятнее, чем с европейцами. Все-таки у славян близкие взгляды и понятия о партнерстве. В Европе иные представления о бизнесе, другой менталитет. Наш и их бизнес развиваются в разных условиях. Для европейцев наши издержки и проблемы неприемлемы.

В России мы сформировали разветвленную дилерскую сеть, сотрудничаем с большим количеством компаний, которые являются нашими авторизованными посредниками, то есть имеют право представлять интересы и продавать продукцию "Гомельстекло". В Москве, Санкт-Петербурге, других городах и регионах России мы имеем по две такие компании, чтобы исключить монополизм и способствовать установлению здоровой конкуренции. Этот подход себя оправдал. К примеру, в Москве у нас идет постоянный прирост продаж.

- В нашей области ОАО Гомельстекло" - лучший экспортер 2001 года, на российском рынке - поставщик № 2. А на мировом рынке?..

- Мы поставляем свою продукцию во многие страны Европы - в Польшу, Италию, Испанию, Францию... В 2000 году у нас были поставки в Африку. Но если на российском рынке или в Прибалтике, где вообще нет стекольного производства, мы можем диктовать свои условия, то на мировом рынке такой возможности у нас нет. Европейский стекольный рынок разделен между крупными корпорациями и компаниями, такими как "Сан-Гобен" (Франция), Тардиан" (США), "Главербел" - бельгийское дочернее предприятие японской корпорации "Асахи-Гласе".

Специфика стекольного бизнеса в том и состоит, что в каждом регионе или стране работают 4 - 5 компаний, которые контролируют практически весь рынок. Но тем не менее наше предприятие постоянно имеет заказы за рубежом.

Юрий Бурьяница