Сугак Сергей Савельевич

(06.10.1909 - 21.06.2001)

Сугак Сергей СавельвичСергей Савельевич Сугак – летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1944), гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 25-ого гвардейского авиационного полка. Совершил 171 ночной боевой вылет на бомбардировку важных объектов в тылу противника. После войны до 1962 г. служил в ВВС.

С.С. Сугак родился 6 октября 1909 в селе Рудня-Воробьевка Гордеевского района в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1938. Окончил Ржевский педагогический техникум. Работал учителем в городе Себеж Псковской область

В Советской Армии с 1934 г. Окончил Энгельскую военно-авиационную школу летчиков в 1937 г. Участник советско-финляндской войны 1939. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Командир корабля 25-го гвардейского авиационного полка (45-я авиационная дивизия, АДД) гвардии майор Сугак к марту 1944 г. совершил 171 ночной боевой вылет на бомбардировку важных объектов в тылу противника, скоплений его живой силы и техники. Звание Героя Советского Союза присвоено 13 марта 1944 г.

В декабре 1939 г. командир корабля ТБ-3 Сугак совершил первый боевой вылете в советско-финской войне. А всего в ходе конфликта совершил 10 боевых вылетов и в 1940 г. получил свою первую награду – медаль "За боевые заслуги".

С ноября 1941 г. в числе выделенных 18-ти экипажей полка совершил 12 вылетов для снабжения осажденного Ленинграда. На обратном пути вывозил блокадников.

Зимой 1942 г. участвовал в Вяземской воздушно-десантной операции. Сосредоточенные на аэродроме Грабцево самолеты ТБ-3 были накрыты немецкими бомбардировщиками. Корабль С.С. Сугака получил множественные осколочные пробоины, но в отличие от прочих ему повезло – он уцелел. Экипаж вместе с техсоставом и прибывшей ремонтной группой в течение недели занимался восстановлением своего ТБ-3. Окончательный ремонт требовалось производить в Ногинске. 2 февраля 1942 г. самолет поднялся в воздух. Через несколько часов после его взлета аэродром Грабцево вторично был проштурмован немецкой авиацией...

Со второй половины февраля 1942 г. совершались вылеты в расположение окруженных частей генерала Белова для выброски им продовольствия и боеприпасов, доставлялись необходимые грузы войскам, удерживавшим под Демянском немецкую группировку. С 19 апреля по 20 мая 1942 г. на счету экипажа Сугака таких вылетов – 21. Интенсивная боевая работа сказалась: 2 июня 1942 г., выполнив бомбометание по складам на станции Брянск-2, С.С. Сугак, едва спустившись с самолета на землю, свалился в траву и заснул. Лишь случайно спящего летчика не раздавил трактор, подвозивший бомбы к самолетам...

Последний вылет на ТБ-3 С.С. Сугак выполнил в ночь на 3 июня 1942 г. После этого некоторое время он руководил полетами на аэродроме в Монино, а вскоре был переведен в 746-й авиаполк, оснащенный тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7. После 10 тренировочных полетов на новой для себя машине Сугак стал совершать боевые вылеты в качестве второго летчика в экипаже В.М. Обухова, а в сентябре 1942 г. стал командиром корабля.

В тяжелую пору битвы за Сталинград штурманом в экипаже Сугака был К.П.Иконников. Экипажи полка совершали боевые вылеты на бомбардировку аэродромов, скоплений войск противника, железнодорожных узлов ежедневно, иногда – по два вылета за ночь.

Начиная с февраля 1944 г., с налета на Хельсинки, помимо бомбардирования целей экипаж Сугака привлекался к фотоконтролю результатов бомбометания. Командование отмечало высокое качество фотоснимков, привозимых экипажем на аэродром.

Командир корабля 25-ого авиационного полка гв. майор Сугак к марту 1944 г. совершил 171 ночной боевой вылет.

13 марта 1944 г. С.С. Сугаку присвоено звание Героя Советского Союза.

28 июня 1944 г. экипаж Сугака вылетел для оценки эффективности удара по борисовской группировке противника. Воздушное пространство над Борисовом входило в "поле зрения" локаторной станции, располагавшегося в 6 км от оккупированного немцами Минска. В момент фотографирования самолет был сбит. Разрывом зенитного снаряда были убиты радист В.Т. Обельченко и подшассийный стрелок Н.М. Ищенко. Самолет быстро потерял управление, был отдан приказ покинуть машину. Экипаж приземлился на территории противника, но поскольку советские войска быстро продвигались на Запад, в течение недели все выпрыгнувшие собрались на аэродроме полка Олсуфьево.

Это был последний боевой вылет С.С. Сугака на Пе-8. Вернувшись в полк, он получил месячный отпуск, по завершении которого приступил к восстановительным полетам, выполнив в августе и сентябре 1944 г. на Пе-8 несколько тренировочных и контрольных полетов. В октябре 1944 г. под руководством Сукоркина, Сугак начал обучаться полетам на бомбардировщике B-25D. Выполнив программу, 16 октября он совершил боевой вылет на освоенном бомбардировщике по цели в Виндаве (ныне г. Вентспилс). В декабре вернулся в 25-й гвардейский авиационный полк, где продолжил выполнять тренировочные полеты на Пе-8.

Начиная с 11 марта 1945 г. Сугак летал на B-24D "Либерейтор", совершив в общей сложности 60 полетов. А 30 апреля 1945 г. ему дали задание перегнать для 890 полка севшую на аэродроме близ Познани подбитую "Летающую крепость" B-17.

Победу встречал на аэродроме Балбасово, под Оршей.

С.С. Сугак участвовал в Параде Победы: шел по Красной площади в сводном батальоне летчиков, который вел генерал-лейтенант Тупиков.

В 1948 окончил КУОС. В 1950 г. С.С. Сугак был назначен командиром 362 Рижского полка.

В 1952 г. назначен командиром 22-ой авиадивизии, а в 1957 г. – командиром 53-ей авиадивизии.

В 1959 г. полковник Сугак признан негодным к летной работе, но еще три года служил в ВВС, занимая должность начальника общей и боевой подготовки 18-й ВА.

С 1962 полковник Сугак — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Работал инженером на фабрике бумажных изделий. Умер 21 июня 2001 года. Похоронен на кладбище села Островцы Раменского района Московской области.

Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Литература

  • Сугак С.С. // Герои Советского союза : краткий биографический словарь. – М., 1998. – Т.2. – С. 536.
  • Антонова, З.Учитель равен солждату-герою / З. Антонова // Брянская учительская газета.— 2020.— 28 августа (№ 34).— С. 20.—  То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/br_uchit_gaz_2020_34.pdf (дата обращения 10.09.2023).
  • Горбачев, В. Обретенные крылья // Брянский рабочий. – 1978. – 12 авг.
  • Колосов, Ю. Учителя, воины, герои // Блокнот агитатора (Брянск) - 1986. – №21. – С. 28.—  То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/bryansk_book_20/bonub_BA_1986_21.pdf (дата обращения 10.09.2023).
  • Лалаева, О. Важный вылет / О. Лалаева // Брянский рабочий. — 2022. — 3 февраля (№ 4). — С. 14.—  То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/br_rab_2022_04.pdf (дата обращения 10.09.2023).
  • Лалаева, О. Важный вылет / О. Лалаева // Труд (Клинцовский район). — 2022. — 28 января (№ 5). — С. 3.—  То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/trud_2022_05.pdf (дата обращения 10.09.2023).
  • Школьников, Л. Стерегущие небо / Л. Школьников // Брянский рабочий. — 1964. — 26 января (№ 22). — С. 2.—  То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/br_rab_1964_22.pdf (дата обращения 10.09.2023).