Насколько интересно устроена жизнь... Проходят года, столетия, и на смену одним дарованиям и талантам приходят новые. Конечно, не все призваны стать гениями, но миллионы людей имеют исключительные творческие задатки. Таких немало и в нашем регионе, в том числе и среди школьников. Многие из них - исключительные личности, которые умеют нестандартно мыслить, отличаются воображением и постоянно доказывают это, участвуя и занимая призовые места в различных олимпиадах и конкурсах.
Так, например, в столице нашей Родины в конце апреля состоялся финал Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», проводившийся в рамках Года экологии Федеральным детским эколого-биологическим центром. И по итогам заочного этапа в финал конкурса вышли 87 участников — представителей 45 субъектов РФ. В их числе оказалась ученица 10-го класса Ивайтёнской школы Унечского района Брянской области Елизавета Борзыкина. В январе 2017 года учебно-исследовательская работа Лизы «Комплексный анализ гидронимов Унечского района Брянской области» (руководитель учитель географии и биологии С.В. Тищенко) стала победителем регионального этапа данного конкурса. А вот защита конкурсных работ, прошедшая в Москве, была проведена по определенным номинациям. Итоги подводились компетентным и строгим жюри. И в секции «Гуманитарно-экологические исследования» наша землячка Елизавета стала призёром такого престижного конкурса, заняв почетное третье место.
Также совсем недавно прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам, которая проводится ежегодно по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации. Для того чтобы победить в данном соревновании, участникам приходится весьма усердно заниматься (изучать теорию и тренироваться в решении задач), но это подстёгивает интерес к предмету. Олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, к тому, что для хорошей производительности требуется практика.
В этом году она прошла по двадцати четырем предметам. Брянскую область представили двадцать шесть учащихся, продемонстрировавших свои знания по иностранным языкам, истории, литературе, биологии, мировой художественной культуре и основам безопасности жизнедеятельности.
В прошлом году призерами Всероссийской олимпиады стали шесть брянских школьников. А в этом году пять брянцев были среди лучших на олимпиадах по биологии, английскому языку и экологии. Четыре участника олимпиадных финалов учатся в Брянске, пятый призёр — школьник Дубровского района. Каждый из призёров в дальнейшем получит льготы при поступлении в высшие учебные заведения.
Мы решили узнать у наших призеров, что же для них значит участие в олимпиаде.
- Как вы решили участвовать? По своей инициативе или же кто-то предложил?
- Как вы готовились? Как собирался материал? Помощь была от кого-либо? Будете ли в дальнейшем эту тему развивать?
- Были ли сложности? Если да, то какие? Было ли чувство волнения?
- Куда и на кого планируете поступать после 11-го класса?
- Что почувствовали, когда поняли, что вы призеры такой почетной олимпиады? Участвовали ли раньше?
- Чем увлекаетесь еще? Какие у вас хобби?
Денис Скворцов, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии (г. Ульяновск), учащийся гимназии №1 г. Брянска.
- Сейчас я учусь в девятом классе. Но ещё с пятого класса учителя нам всем предлагали участвовать в олимпиадах, меня это заинтересовало, появились первые успехи... С тех пор олимпиады являются неотъемлемой частью моей жизни. Участвовать именно в олимпиаде по биологии мне посоветовала учительница биологии Наталья Юрьевна Михалева. И я ей очень благодарен.
- В гимназии проводится отличная подготовка олимпиадников: не только теоретического плана, но и лабораторные практики на базе Брянского госуарственного университета имени академика И.Г. Петровского, что очень пригодилось во время практического тура.
- Конечно же, без волнения не обошлось. Но это мне даже немного помогло, так как времени было мало, а беспокойство заставляло всё делать быстрее.
- Мечтаю поступить на факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ, после чего вести научную деятельность.
- До девятого класса нет возможности участвовать в заключительном этапе, поэтому для меня это было впервые. До самого награждения нельзя было точно узнать, попал ли ты в число призёров, и, когда назвали моё имя, я почувствовал невероятную радость от того, что мне удастся с первого раза приехать домой не с пустыми руками, а с дипломом призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
- В свободное время, которого с каждым годом становится всё меньше, мне нравится ухаживать за растениями, в том числе и плотоядными, читать научно-популярную литературу, также я увлекаюсь фотографией.
Анастасия Шапарева, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (г. Волгоград), учащаяся Брянского городского лицея № 1 имени А.С.Пушкина.
- В олимпиаде решила участвовать по своей инициативе.
- Мне помогали готовиться к олимпиаде учителя лицея, они давали различные задания олимпиадного уровня, практиковали со мной устную речь на английском языке. Самостоятельно искала подобные задания в Интернете и различные пособия. Были сложности при подготовке к заключительному этапу олимпиады, так как некоторые задания предполагали прослушивание аудио или просмотр видео, а найти в Интернете эти самые материалы с прошлых олимпиад или хотя бы материалы для подготовки к подобным заданиям не удавалось. Я не знала точно, что меня будет ждать на олимпиаде. Но я тренировалась, решая задания, которые мне были доступны, старалась брать довольно высокий уровень сложности, чтобы быть готовой.
- На олимпиаде волновалась, но в меру. Я постоянно думала о том, что это большая ответственность, но в то же время осознавала, что я пока в 10-м академическом классе и что если я буду прикладывать столько же усилий, то в следующем году я смогу показать себя лучше, в случае неудачи в этом.
- Я еще не определилась с будущей профессией и вузом, который выберу, но у меня есть еще год впереди, чтобы сделать выбор.
- Когда я узнала о том, что стала призером, у меня были смешанные эмоции. Сначала это было удивление, затем оно сменилось радостью, потом настало спокойствие (однако не без радости), потому что я наконец могла расслабиться и перестать переживать по поводу результатов.
- Я увлекаюсь чтением, особенно люблю читать книги в оригинале на английском языке, также играю на гитаре, занимаюсь плаванием.
Марина Лазобко, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (г. Санкт-Петербург), учащаяся Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина.
- В этом году я ездила на олимпиаду по особой квоте — вне конкурса, поскольку являюсь призером заключительного этапа прошлого года (когда я училась еще в девятом химико-биологическом классе). Тогда участвовать в школьном этапе мне предложил учитель Юрий Александрович Клюев. Дело в том, что олимпиада по экологии специфична. Заключительный и региональный этапы состоят из двух туров (теория и практика). Для практического тура необходима полноценная проектно-исследовательская работа, которой мы занимались почти полгода. В этом году мы усовершенствовали наш проект и получили хорошие отзывы.
- Для подготовки к теоретическому туру я использовала различные учебники и Интернет-ресурсы, изучала задания прошлых лет. Очень тяжело готовиться, поскольку никогда не знаешь, что тебя ждет и какие именно темы будут отражены в заданиях. Над практическим туром мы работали совместно с учителем. Я очень благодарна ему за помощь! В моей победе его вклад неоценим. Я думаю, мы будем развивать тему проекта и дальше, выступать на различных конференциях.
- Конечно, заключительный этап олимпиады — это одновременно и постижение опыта, и настоящее испытание. В этом году была жесточайшая конкуренция, каждый балл играл роль в судьбе участников. Мы все очень сильно волновались, но старались справиться с эмоциями и держать себя в руках.
- Скорее всего, буду поступать в медицинский вуз, поскольку я из династии врачей.
- Как уже сказала, я была призером в прошлом году, однако это не помешало мне заново испытать те же эмоции, когда взяла в руки диплом! Конечно, я была очень счастлива. Мои старания не были напрасны. После подобных побед понимаешь, что ты можешь покорить различные вершины и что тебе есть куда стремиться!
- Я очень люблю литературу, много читаю, иногда сама пишу стихи.
Валерия Зубарева, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников побиологии (г. Ульяновск), учащаяся Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина.
- В принципе желание участвовать исходило от меня. Со времен начальной школы меня приглашали на олимпиады, с каждым годом их уровень становился все выше и выше. С середины восьмого класса занимаюсь исключительно биологией. И вот сейчас, оканчивая 10-й химико-биологический класс, я понимаю, что добилась определенных результатов.
- Готовилась практически сама. Особенно в плане теоретического тура. Практикой занималась с преподавателями Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского и Брянского медицинского колледжа. Материал для подготовки искала и собирала без чьей-то помощи. Буду тему и в дальнейшем развивать.
- Да, конечно, волновалась, ведь участие в олимпиаде — это важно. Нужно иметь высокий уровень знаний по предмету (уровень студентов 1 — 3-х курсов). А приобретать их непросто, времени не хватало. Иной раз почти не спала ночами.
- Поступать планирую в МГУ на факультет биоинженерии и биоинформатики.
- Я призер Всероссийской олимпиады школьников уже второй раз. Испытала радость и облегчение, когда узнала, что стала призером.
- Увлекаюсь многим. Пишу прозу и стихотворения, раньше много рисовала. Занимаюсь разным хендмейдом: делаю блокноты, украшения. Много читаю, в основном зарубежную литературу и так называемую «современную классику».
Максим Кирсанов, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (г. Санкт-Петербург), учащийся Дубровской средней школы № 2.
- Больше двадцати лет в нашей школе работает экологический центр «Радуга», в котором я занимаюсь. Им руководит учитель биологии и географии Елена Викторовна Чернякова. Именно она в прошлом году предложила мне поучаствовать в олимпиаде с проектом, в котором устанавливали степень загрязнения озера. В этом году проводили мониторинг уровня радиации в посёлке. Также я участвовал во Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России».
- Большую работу провели с Еленой Викторовной, помогали сотрудники администрации, родители. Любой эксперимент требует научного подтверждения. Для нашей работы нужны были специальные реактивы и специальный комплект для экологического контроля (радиодозиметр, нитрат-тестер, тестер электромагнитного излучения). В школе такого комплекта нет. Но на нашу просьбу откликнулся депутат областной Думы Алексей Васильевич Гусаров и помог приобрести комплект. Теперь у всех ребят есть возможность проводить исследования, придумывать свои проекты и участвовать в олимпиадах.
- Задания олимпиады были достаточно сложные, отвечать на каждый вопрос необходимо было развёрнуто. Когда участвовал впервые, волновался. Во второй раз — уже меньше.
- Сейчас я в десятом классе, но пока ещё не определился с выбором будущей профессии. Нравятся естественные науки, интересно читать книги по истории.
- В первый раз сильно удивился, можно сказать, даже опешил, потому что не рассчитывал на такой результат. Конечно, рад хорошим результатам, как и рады за меня в школе.
- Интересуюсь техникой, в частности военной, автомобилями. Люблю музыку, играю на гитаре. С удовольствием читаю художественную литературу.