Тезисы к выступлению губернатора Брянской области на международной научно-практической конференции »Чернобыль - 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий» (7-8 декабря 2005 года, г. Брянск)

Денин Н.В. Тезисы к выступлению губернатора Брянской области на международной научно-практической конференции "Чернобыль - 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий" (7-8 декабря 2005 года, г. Брянск) // Российский Чернобыль.- 2005.- 15-21 дек. (№49).- С. 4-5
-- Работа государственных органов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Тезисы к выступлению губернатора Брянской области
на международной научно-практической конференции
"Чернобыль - 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий"
(7-8 декабря 2005 года, г. Брянск)

Уважаемые участники конференции!

Приближается 20-летие с момента аварии на Чернобыльской АЭС, ставшей крупнейшей экологической и гуманитарной катастрофой двадцатого века.

Брянская область - это один из 15 пострадавших регионов Российской Федерации. Но на ее долю пришлось 64 процента радиационного удара, обрушившегося на Россию.

Среди пострадавших областей России только в Брянской области представлены все радиационные зоны, в том числе зоны отчуждения и отселения. Загрязненной оказалась треть нашей территории с числом жителей около полумиллиона человек.

Чтобы легче понять масштабы трагедии для Брянщины, сопоставлю несколько цифр. Если на Украине в зоне жесткого радиационного контроля проживало 50 тысяч человек, во всей Белоруссии -110 тысяч, то в одной только Брянской области - 112 тысяч человек. Из них 56 тысяч пришлось переселять.

Радиоактивному загрязнению плотностью свыше 1 Кюри на квадратный километр подверглось 760 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, или 43 процента площадей. В настоящее время 372,3 тыс. гектаров сельхозугодий имеют уровень загрязнения цезием-137 свыше 1 Кюри на квадратный километр, из них 160,2 тыс. гектаров - более 5 Кюри.

Значительный ущерб был нанесен и нашему лесному фонду. Пострадало 170,5 тыс. гектаров государственного лесного фонда, из них 67,9 тыс. гектаров загрязнено радионуклидами плотностью свыше 5 Кюри на квадратный километр.

Также пострадали и сельские леса области (140 тыс. га). В настоящее время 97,8 тыс. гектаров их загрязнено цезием-137 плотностью свыше 1 Кюри.

Как отмечено выше, только в Брянской области имеются зоны отчуждения и отселения, в том числе населенные пункты, из которых жители в соответствии с чернобыльским законодательством подлежат обязательному отселению. В других регионах России, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, таких территорий нет.

По состоянию на 1 декабря 2005 года к зонам радиоактивного загрязнения относятся 978 населенных пунктов. В них проживает 350,9 тысячи человек. Поэтому проблемы ликвидации последствий чернобыльской катастрофы остаются для Брянщины и сегодня актуальными.

На нашей международной научно-практической конференции эти проблемы будут освещены подробно, и я надеюсь, что рекомендации, полученные в ходе обсуждения, помогут их преодолеть. К сожалению, даже спустя 20 лет после чернобыльской трагедии крайне важным остается вопрос реабилитации сельскохозяйственных угодий.

Для Брянской области ущерб, нанесенный сельскому хозяйству аварией на Чернобыльской АЭС, был особенно ощутимым, потому что удельный вес пострадавших юго-западных районов в производстве сельскохозяйственной продукции на тот период составлял: по зерну - 22 процента; картофелю 34 процента; овощам - 28 процентов; животноводству - 24 процента от валового показателя по области. С 1985 по 2004 годы поголовье крупного рогатого скота в этих районах сократилось во всех категориях хозяйств в 3,5 раза, а в сельскохозяйственных предприятиях - в 4,6 раза, коров - в 2,6 и 3,4 раза, свиней - в 4,2 и 11,2 раза соответственно. В результате молока уменьшилось во всех категориях хозяйств в 2,3 раза, а в сельскохозяйственных предприятиях - в 5 раз, производство мяса - в 2,3 и 5,7 раза, зерна - в 2,2 и 2,8 раза соответственно.

По причине вывода земель из сельскохозяйственного оборота и сокращения поголовья животных юго-западные районы области за 1987 - 2004 годы недополучили сельскохозяйственной продукции на 306,4 млн. долларов США, или 8,8 млрд. рублей.

В период с 1986 по 1992 годы в этих районах интенсивно проводился весь комплекс работ по функционированию агропромышленного производства в условиях радиационного загрязнения. Проведение таких мероприятий, как известкование, фосфоритование, внесение повышенных доз калийных удобрений, коренное и поверхностное улучшение естественных кормовых угодий позволило создать такой уровень плодородия почв, при котором поступление радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию снизилось от 2,4 до 7 раз. Но затем, к сожалению, с 1993 года государственная поддержка реабилитационных мероприятий стала резко сокращаться и составляла в 1994 году - 20 процентов, 1996-м - 4 процента от потребности. И только в 2004 и нынешнем годах положение дел стало немного улучшаться.

Мы должны исходить из того, что проведение защитных мероприятий на загрязненных сельхозугодьях должно осуществляться до 2050 года. Без этих мероприятий невозможно будет производить нормативно-чистую продукцию.

А пока радиационная обстановка на сельскохозяйственных угодьях остается сложной. Особо это относится к так называемым "критическим" хозяйствам, которых в юго-западных районах Брянщины насчитывается 32. Плотность загрязнения сельхозугодий в них в среднем составляет 11,6 Кюри на квадратный километр, а по некоторым участкам - 30,40 и более Кюри на квадратный километр.

Для этих хозяйств применение всего комплекса реабилитационных защитных мероприятий является жизненно необходимым. Однако хочу заметить, что за 2004 - 2005 годы юго-западные районы по чернобыльской программе не получили ни килограмма калийных удобрений, ферро-цеонидсодержащих препаратов.

Поэтому администрация области принимает все возможные меры для возобновления финансирования из федерального бюджета работ по мониторингу за миграцией радионуклидов, закупке специальных препаратов для блокирования поступления радиоцезия в молоко и мясо, калийных удобрений в необходимых количествах, обеспечению в полном объеме агротехнических и агрохимических работ на пашне и естественных кормовых угодьях.

Расчеты показывают, что на выполнение всего комплекса защитных мероприятий в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах граждан требуется ежегодно не менее 210 миллионов рублей.

Результаты последних встреч с министром сельского хозяйства Российской Федерации Алексеем Васильевичем Гордеевым, руководителями фракций Государственной Думы России вселяют уверенность в том, что ситуация с развитием агропромышленного комплекса в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, изменится в лучшую сторону и финансирование из федерального бюджета чернобыльских программных мероприятий будет возобновлено.

Президентом России В.В. Путиным развитие сельскохозяйственного производства отнесено к национальным приоритетам. Мы надеемся, что реализация этого приоритета должна сыграть особую роль на сельских территориях, пострадавших от страшной чернобыльской беды.

Другой приоритетной и социально значимой проблемой в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы остается охрана здоровья населения, проживающего на загрязненной территории. К сожалению, данная проблема значительно опутана всякого рода спекуляциями, её частенько разжигают с помощью, я бы сказал, недозволенных пиар-приемов. Все это, безусловно, не позволяет реально оценить обстановку и сделать правильные выводы.

Нельзя, на мой взгляд, вырвав из статистического сборника отдельную цифру, положим, в графе "смертность" или "рождаемость", даже если она по какому-то одному чернобыльскому району самая высокая или низкая, сразу трубить на весь мир о губительной силе радиации.

Нужен взвешенный, аргументированный подход к решению медицинских постчернобыльских проблем.

Действительно, распространенность заболеваний среди населения районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, превышает средний показатель по области на 10 - 60 процентов, а у детей - в 1,2 - 2 раза.

Острую тревогу вызывает значительный рост числа заболеваний раком щитовидной железы среди жителей области. С 1986 по 2004 годы показатель заболеваемости этой патологии возрос с 3,3 до 23,6 случая на 100 тысяч населения. По России этот показатель не превышает 5,4.

Специалисты; в том числе и зарубежные, рассматривают этот факт как явление онкоэпидемиологического характера, связанного с воздействием радиационного фактора после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому важно сконцентрировать все ресурсы: финансовые, материальные, научно-методические, кадровые на преодоление медицинских последствий. Тем более что резервы как внутренние, так и внешние у нас есть, и немалые.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективное проведение спецдиспансеризации, которая нам дает реальную картину состояния здоровья населения, и определить стратегию и тактику дальнейших действий.

Кроме того, нам необходимо решать задачу укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения юго-западных районов. Невозможно обеспечить проведение диагностических обследований, лечебных процедур на медицинском оборудовании, которое исчерпало свои ресурсы на 60 - 80 и более процентов.

Серьезной проблемой остается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений квалифицированными медицинскими кадрами. В целом лечебные учреждения чернобыльской зоны обеспечены врачами на 68 процентов, а по таким "дефицитным" специальностям, как врач-анестезиолог и эндокринолог, соответственно на 49 и 58 процентов.

Одним словом, ситуация сложная. Она требует новых подходов для достижения положительных результатов.

Мы принимаем все возможные меры для минимизации медицинских последствий чернобыльской катастрофы. Объем финансирования мероприятий по охране здоровья населения юго-западных районов из областного бюджета постоянно растет, а на 2006 год увеличится на 25 процентов по сравнению с 2005 годом.

Разработаны и приняты областные программы, направленные на обеспечение на должном уровне медицинского обслуживания населения пострадавших территорий.

Брянской областной Думой 24 ноября 2005 года принят закон Брянской области "О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию".

Мы надеемся на более действенную государственную поддержку в решении вопроса охраны здоровья населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, особенно сейчас, когда развитие здравоохранения объявлено одним из четырех национальных приоритетных направлений.

Среди нерешенных проблем ликвидации последствий чернобыльской аварии особое место занимает так называемый чернобыльский недострой.

В начале 90-х годов в Брянской области велось интенсивное строительство объектов, связанных как с переселением граждан из зон радиоактивного загрязнения, так и с обеспечением нормальной жизнедеятельности в юго-западных районах.

К строительству объектов в Брянской области были привлечены 160 подрядных организаций из 54 регионов Российской Федерации.

Однако в дальнейшем финансирование программ капитального строительства начало сворачиваться и уже в 1996 году области было выделено только 8,5 процента государственных инвестиций от объемов, предусмотренных программами, а в период с 1997 по 2001 год - 19,3 процента.

Иногородние строительные организации с 1994 года были вынуждены бросать начатое ими строительство и покидать область, оставляя огромное количество незавершенных объектов общей стоимостью около 1,8 миллиарда рублей.

Во всех поселках компактного переселения остались недостроенными объекты соц-культбыта, производственного назначения, инженерные коммуникации, что поставило условия проживания уже переселившихся в эти поселки чернобыльцев на грань экстремальных. В результате произошло определенное психологическое изменение в сознании населения, проживающего на загрязненной территории. Проблема переселения в чистую зону перестала быть для них основной, и на первый план вышло создание условий для безопасного проживания на загрязненной территории. Тогда и появились проекты строительства многоэтажных жилых микрорайонов в городах Новозыбков и Клинцы, физкультурно-оздоровительных комплексов почти во всех районных центрах чернобыльской зоны и многих других объектов соцкультбыта.

Сегодня на территории области остаются недостроенными более 500 таких объектов, в отношении которых надо принимать срочные меры.

Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо, на наш взгляд, доработать федеральную целевую подпрограмму "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", предусмотрев в ней завершение до 2010 года строительство всех жизненно важных объектов здравоохранения, образования, социальной сферы, инженерной инфраструктуры, объектов газификации населенных пунктов на радиоактивно загрязненной территории и в местах компактного проживания переселенцев, создания в них дополнительных рабочих мест. Причем участие в выделении для этих целей финансовых ресурсов должны принимать как федеральный бюджет, так и областной и муниципальные бюджеты.

К этому должны привлекаться также хозяйствующие субъекты и частные лица.

Мы все должны четко осознать, что чернобыльская беда - беда всех: и муниципальных образований, и госвласти области, и федерального центра. Переводить стрелки друг на друга - значит вредить делу. Нужно учесть ошибки, порожденные прежде. Долгострой 90-х годов - это тяжелейшее бремя. Изначально ведь была очевидна абсурдность строительства в поселке Московском для переселенцев торгового центра площадью в 2000 квадратных метров или возведение роддома стоимостью почти в миллиард рублей. В результате не имеем и по сей день этих и подобных им объектов, они в значительной степени поглотили народные деньги и превращены в руины.

В этом перечне, к сожалению, и физкультурно-оздоровительные комплексы в Клинцах, Красной Горе, Новозыбкове, начало строительству которых было положено в 1991 - 1995 годах. Десятки миллионов бюджетных средств освоены на этих объектах, десятки миллионов требуются, чтобы это строительство завершить. Мы отдаем себе отчет в том, что без эффективного участия федерального центра с этой проблемой нам не справиться, равно как понимаем и другое: в решение этой проблемы активнее должны включать пусть и скромные, но финансовые возможности муниципальных районов, областного бюджета.

Сотни недостроенных чернобыльских объектов - результат жестких просчетов, неверных решений. Но ведь и сегодня работаем, мягко говоря, не лучше. Давайте для примера возьмем ситуацию, сложившуюся со строительством по чернобыльской программе 36-квартирного жилого дома в г. Новозыбкове. Начало строительства - 1993 год. На объекте были выполнены работы почти на 180 тыс. рублей в ценах 1991 года. Смонтированные панели технического подполья и первого этажа по причине долгостроя пришли в полную негодность и в конце концов были демонтированы, на что пришлось потратить почти 2 миллиона рублей в нынешних ценах. В текущем году на строительство этого жилого дома из федерального бюджета было выделено более 16 миллионов рублей и 500 тыс. рублей из областного. До завершения года осталось менее месяца, а из выделенных средств освоено... немногим более двух миллионов рублей, да во второй половине ноября подрядчику был перечислен аванс 4 млн. 136 тыс. рублей. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, на выделенные средства сейчас закупаются материалы. Разве так можно работать? Разве сидящий в этом зале глава администрации г. Новозыбкова Нестеров не знал, что строительство жилого дома по чернобыльской программе в его родном городе превращено в вялотекущий процесс? Разве это не проявление жгучей безответственности? Вместо того чтобы разобраться в ситуации с уже выделенными бюджетными средствами, мы только и слышим публичные речи новозыбковского градоначальника о недостаточности средств.

Я специально обостряю данный вопрос и выношу его на нашу конференцию, чтобы четко обозначить: мы отвергаем такую управленческую политику и впредь будем выстраивать иную работу - эффективную, позволяющую региону ослабить бремя чернобыльских проблем.

Сегодня, спустя 20 лет после катастрофы, много проблем остается и в лесохозяйственном комплексе области. Выше я уже приводил цифры, показывающие огромные масштабы ущерба, вызванного загрязнением брянских лесов радионуклидами.

Чернобыльская катастрофа нарушила сложившийся режим лесохозяйственной деятельности. За годы после аварии в юго-западных районах области использование расчетной лесосеки уменьшилось в 2 раза.

Из-за этого по главному пользованию за последние годы в зонах наибольшего радиоактивного загрязнения скопилось 2,8 миллиона кубометров спелой и перестойной древесины, в том числе 1,2 миллиона кубометров по хвойному хозяйству.

В Злынковском и Клинцовском опытных лесхозах, Новозыбковском и Красногорском сельских лесхозах в насаждениях, не достигших возраста спелости, образовались целые массивы мертвого леса с объемом сухостойной древесины около 1 млн. кубометров, который ежегодно увеличивается на десятки тысяч кубометров из-за невозможности проведения рубок ухода за лесом.

Из-за опасности возникновения на этой территории лесных пожаров существует большая угроза вторичного радиоактивного загрязнения прилегающих областей Российской Федерации и приграничных государств Белоруссии и Украины. Это может привести к увеличению дозовых нагрузок у населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Учитывая важность этой проблемы, Правительство Российской Федерации в апреле 2005 года дало поручение администрации области, заинтересованным министерствам и ведомствам разработать концепцию федеральной целевой программы реабилитации лесов в зонах наибольшего радиоактивного загрязнения Брянской области для последующего ее представления в Правительство России. Непросто идет согласование данной программы, но мы надеемся, что она в том или ином виде все же будет принята и позволит изменить ситуацию с лесами, образно говоря, дышащими радиацией.

Уверен, что обсуждение этой проблемы на сегодняшней научно-практической конференции, выработка по ней рекомендаций поможет практическому решению вопросов, стоящих и перед лесохозяйственным комплексом области.

Хотел бы коротко остановиться еще на одном вопросе, который вызывал год назад острые дискуссии, был сильно политизирован.

Это соотношение нашего чернобыльского закона и всем известного 122-го федерального закона о монетизации льгот.

Было много высказываний и часто довольно резких о том, что 122-й закон ущемит права чернобыльцев и сократит их льготы и компенсации.

Для того, чтобы каждому стало ясно, что же в реальности дал 122-й закон для наших чернобыльцев, я приведу только несколько цифр.

Как известно, финансовые средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выделяются из федерального бюджета.

Так вот, по официальным данным нашего казначейства, за 9 месяцев 2004 года в Брянскую область поступило 694 млн. рублей на выплату компенсаций и предоставление чернобыльских льгот. А за такой же период нынешнего года через казначейство и отделение Пенсионного фонда из федерального бюджета в область направлено для выплаты населению 1 миллиард 265 миллионов рублей, или почти в 2 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Или взять такой острый вопрос, как компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.

Год назад в России и в Брянской области состоялось немало протестных акций ликвидаторов. На это их подтолкнуло отсутствие четкой законодательной нормы, из-за чего суды, рассматривая дела инвалидов-ликвидаторов, при принятии решений устанавливали им разные коэффициенты сумм возмещения вреда - от 1,18 до 1,85. Получалось, что люди, работавшие на ликвидации последствий катастрофы в одном и том же месте, получившие одинаковую группу инвалидности, в итоге за вред, причиненный здоровью, получали суммы, значительно отличающиеся друг от друга.

Рассчитываем, что решению этой проблемы поможет принятие Государственной Думой законопроекта, уже имеющегося у депутатов. Администрация области обратилась к председателю Госдумы Б.В. Грызлову с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта.

До конца этот проект, к сожалению, не отрегулирован, но ситуацию с помощью федерального центра удается изменить к лучшему.

По состоянию на 1 декабря 2005 года на выплату компенсации инвалидам-чернобыльцам в область поступило 72,9 млн. рублей, тогда как за такой же период 2004 года - только 30,1 млн. рублей. Как видим, объемы финансирования по данному направлению увеличены в 2,5 раза.

Не стану дальше развивать тему реализации закона о монетизации льгот в районах, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Эта тема будет обсуждаться на пленарном заседании конференции и в ходе секционных заседаний.

Однако назову некоторые нерешенные проблемы.

Недостаточно четко отработан механизм выплаты денежных компенсаций работающим в радиационных зонах. Пока не налажено должное взаимодействие между работодателями и органами социальной защиты населения, которые осуществляют эти выплаты.

Есть вопросы по выплатам компенсаций на питание детей, как школьников, так и тех, кто посещает детские сады и ясли. Новый порядок, утвержденный на основе 122-го закона, требует, чтобы деньги на питание детей выплачивались родителям на руки. А придут ли эти деньги в столовую на питание ребенка или будут истрачены нерадивыми родителями на что-то другое, этот вопрос остается открытым. Наша прямая обязанность - отработать этот механизм так, чтобы ни одна копейка, направленная на питание детей, иначе не могла быть потрачена.

Вообще мы намерены усилить управленческий блок в сфере защиты интересов граждан, пострадавших от чернобыльской аварии. С этой целью в ближайшее время в управлении соцзащиты будет введена единица заместителя начальника управления, который с помощью специального структурного подразделения будет заниматься проблемами населения пострадавших территорий.

И еще об одной стороне решения чернобыльских проблем. Нам непременно надо уйти от излишней политизации чернобыльской темы во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Логичнее от жестких, почти ультимативных требований выполнения тех или иных обязательств переходить к конструктивным, аргументированным переговорам. Такой подход мне кажется наиболее эффективным. Приведу только один пример.

В соответствии с чернобыльским законом Правительством России был подготовлен проект постановления о новом перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения.

Когда данный проект поступил в администрацию на согласование, мы увидели, что примерно 120 населенных пунктов, где проживает 87 тыс. человек (в том числе Новозыбков, Навля и другие), по нашему мнению, необоснованно переводят в более низкую радиоактивную зону или вообще делают "чистыми". Мы не могли с этим согласиться, и после предоставления наших аргументированных возражений вопрос принятия нового перечня был отложен до марта - апреля 2006 года.

Полагаем, что для решения данной проблемы нужно создать рабочую группу из представителей МЧС России, Росгидромета, Минздрава и представителей Брянской области для того, чтобы найти наиболее верное взаимное решение, которое бы не ущемляло интересы пострадавшего населения Брянщины.

Нам предстоит серьезное обсуждение чернобыльских проблем и выработка по ним резолюций и рекомендаций. Кроме того, в повестке дня конференции - подведение итогов конкурса на лучшую студенческую работу по чернобыльской тематике, а также освещение места, где будет размещен памятник жертвам и пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Справедливо и символично, что сооружен он будет в городе Брянске - областном центре региона, самого пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В заключение хочу выразить искреннюю благодарность тем организациям, без участия которых само проведение международной конференции оставалось бы под вопросом.

Заканчивая свое выступление, хочу выразить надежду, что выводы сегодняшней международной научно-практической конференции помогут минимизировать последствия чернобыльской катастрофы и будут востребованы для дальнейшего успешного социально-экономического развития как Брянской области, так и всех регионов России и ближнего зарубежья, пострадавших от чернобыльской беды.

Благодарю за внимание.