Чупахин Тимофей Петрович

(1896-1966)

Широко известно, что одним из конструкторов легендарного танка Т-34 был наш земляк, уроженец города Бежица Александр Александрович Морозов. Но мало кто знает, что главным конструктором «пламенного сердца» этого танка – дизельного мотора В-2, был другой наш земляк, уроженец Карачевского уезда Т.П. Чупахин.

Тимофей Петрович Чупахин родился в 1896 г. в д. Лавровка (ныне исчезнувшей) в семье кузнеца Петра Чупахина. Он пошел по стопам отца и стал кузнецом. В юности Тимофей работал на Бежицкой железоделательной фабрике (ныне это Брянский сталелитейный завод), откуда был призван на армейскую службу, круто изменившую его дальнейшую жизнь. В армии Чупахин попал в авиационный отряд, где ярко проявились его природный талант и тяга к технике. Способного молодого авиамеханика для повышения уровня знаний направили на учебу в техническое училище во Францию. Окончив его, Чупахин вернулся на Родину и участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, во время которых он досконально изучил многие образцы отечественной и зарубежной авиационной техники, но особенно его увлекли авиационные моторы. Впоследствии Тимофей Петрович продолжил обучение в Московском авиационном институте (МАИ), после окончания которого в 1932 году был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где стал ведущим инженером. Он долго и успешно работал над созданием новых типов отечественных авиационных моторов, но судьбе было угодно, чтобы главным его творением стал двигатель, созданный для другой отрасли военной техники.

В 1930-х годах в Советском Союзе шли долгие и напряженные работы по созданию отечественного танкового дизельного двигателя. Для этого в городе Харькове было организовано специальное конструкторское бюро, создавшее опытные образцы первого отечественного танкового дизеля БД-2.

Но, к сожалению, первый отечественный (и один из первых в мире!) танковый дизель долго не удавалось довести до рабочего состояния, мотор вел себя крайне капризно. Испытания дизеля проходили тяжело, нередко на них случались пожары и взрывы. А новый двигатель был крайне необходим для отечественной танковой промышленности – надвигалась Вторая мировая война и медлить с работами по доводке нового мотора, на который возлагались большие надежды, было нельзя.

В это же время в Москве, в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ), шли весьма масштабные работы над созданием авиационных дизельных моторов, в которых участвовал и ведущий инженер ЦИАМ Т.П. Чупахин. В связи с этим по решению правительства СССР для помощи харьковским дизелистам была направлена группа лучших инженеров-конструкторов из ЦИАМ, имевших большой и успешный опыт по созданию авиационных дизелей, в ее состав вошел и Т.П. Чупахин.

Чупахин, живя потом и в Москве, и в Харькове, часто будет вспоминать своих бежицких друзей. «Его нередко навещали друзья из кузнечного цеха Бежицкого завода. Тимофей светился от воспоминаний о брянской земле. То-то было разговоров о пережитом», – вспоминает жена Тимофея Петровича Алевтина Ивановна. Именно отсюда, из Бежицы, унес он в жизнь творческое отношение к труду, которое сохранил до последних своих дней, здесь приобрел он чувство ответственности за порученное дело перед своими товарищами, перед страной в целом. Всю жизнь он испытывал чувство благодарности и теплоты к своему родному кузнечному цеху в Бежице.

В Харькове его назначили заместителем главного конструктора, и Тимофей Петрович со своей группой приступил к радикальной переработке конструкции дизеля БД-2, вскоре сменившего обозначение на В-2. Здесь Чупахин широко использовал свой богатый опыт по работе над авиационными дизелями. В начале 1938 г. случилось страшное – главного конструктора двигателя, грека по национальности К.Ф. Челпана обвинили в измене Родине, арестовали, судили и расстреляли. На его место был назначен именно Т.П. Чупахин.

Дни и ночи харьковские конструкторы под его руководством бились над доводкой дизеля В-2. В это время Тимофей Петрович с присущей ему кипучей энергией и оптимизмом был примером для всего коллектива, постоянно находился в самой гуще рабочего процесса, подобно полководцу на поле битвы. Наконец 1 сентября 1939 г. дизель В-2 был запущен в серийное производство и установлен в легкий танк БТ-7М. Коллектив Чупахина праздновал заслуженную победу, а в декабре этого же года новые танки Т-34 и КВ, оснащенные дизелем В-2, были приняты к серийному производству. Также его варианты были установлены в лёгкий танк Т-50 и тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец». В апреле 1941 г. Тимофей Петрович Чупахин был удостоен впервые введенной в СССР Сталинской премии 2 степени за создание дизеля В-2 и награжден орденом Красной Звезды. Его имя в списке лауреатов стояло в одном ряду с такими конструкторами, как С.В.Ильюшин и Г.С.Шпагин. Заслуженные награды получил и весь коллектив харьковских дизелистов, а сам завод был награжден орденом Ленина. Однако двигатель был еще «сырым» и требовал дальнейшей доработки, над этим коллектив Чупахина продолжал настойчиво трудиться, но грянула война, и харьковское КБ эвакуировали на Урал. Здесь Тимофей Петрович и его сподвижники сумели к началу 1943 г. устранить основные недостатки дизеля В-2, и в великую и переломную Курскую битву наши танки Т-34 и КВ, а также самоходные артиллерийские установки (САУ) на их базе вступили с надежным мотором, обладавшим превосходными характеристиками. Дизель В-2, созданный под руководством Тимофея Петровича Чупахина, стал тем двигателем, на котором мы выиграли самую страшную в истории человечества войну. Легендарные «тридцатьчетверки» вступили в нее на западной границе и завершили в поверженном Берлине, приводимые в движение не менее знаменитым чупахинским дизелем В-2. Он стал главным мотором советских бронетанковых войск – им оснащались практически все наши танки (за исключением лёгких): Т-34, КВ и ИС всех модификаций, а также созданные на их базе самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-122, СУ-85, СУ-100,СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152. Его конструкция опередила своё время на десятилетия вперёд, став ярчайшим образцом отечественной конструкторской мысли. Успешно пройдя тяжелейшие испытания войной, дизель В-2 непрерывно совершенствовался в послевоенные годы и продолжал массово выпускаться в целом ряде вариантов и модификаций. На его базе было разработано большинство отечественных двигателей для бронетанковой техники от танков и бронетранспортёров до артиллерийских тягачей. Кроме того, специальные варианты дизеля В-2 использовались и в народном хозяйстве СССР, в частности, в качестве судовых дизелей. Продолжает совершенствоваться он и в наше время – современный российский танк Т-90А оснащается дизелем В-92 – прямым потомком легендарного чупахинского дизеля В-2. Во всей истории мировой техники нет танкового двигателя, равного нашему дизелю В-2 ни по надежности, ни по количеству выпущенных моторов (их было выпущено около 250 тыс. единиц), ни по числу вариантов и модификаций. И поныне именно его потомки составляют подавляющее большинство из стоящих и ныне устанавливающихся в отечественную бронетанковую технику. И замены им пока нет.

В течение всей войны, с 1941 по 1946 г., Тимофей Петрович Чупахин возглавлял конструкторское бюро № 76 Уральского машиностроительного завода в г. Свердловске. Здесь в 1942 г. за успехи в организации производства он получил орден Ленина. Там же в 1944 г. под его руководством был разработан танковый дизель В-14, ставший танковым дизелем нового поколения, а в следующем, 1945 г., ему было присвоено звание инженера-полковника. С 1946 г. Т.П. Чупахин перешел на научно-исследовательскую работу, и в 1953 г. вновь был удостоен Сталинской премии за создание новых образцов техники. Тимофей Петрович также вел преподавательскую работу в Московском физико-техническом институте (МФТИ), доцентом которого являлся. Умер прославленный конструктор в 1966 г. и похоронен в г. Москве.

За свои заслуги перед Родиной Т.П. Чупахин был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Тимофей Петрович – лауреат двух Сталинских премий (1941 и 1953 гг.). Его имя стоит в одном ряду с именами легендарных отечественных конструкторов С.П. Королёва, А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, М.Т. Калашникова и др.

Литература

  • Чесноков, С.А. «Как бежицкй кузнец дизеля подковал» / С.А. Чесноков // Брянский краевед. Вып. 2. – Брянск, 2018. – С. 115-120.— То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/bryansk_book_modern/br_kraeved_02.pdf (дата обращения 30.08.2023).
  • Курулева, И. Конструктор из Карачева / И. Курулева // Брянская учительская газета. — 2021. — 9 апреля ( № 13). — С. 17.— То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/br_uchit_gaz_2021_13.pdf (дата обращения 30.08.2023).
  • Родичев, Н. Как бежицкий кузнец Дизеля подковал / Н. Родичев // Брянский рабочий.— 1999.— 16 октября (№ 219).— С.2.— То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/br_rab_1999_219.pdf (дата обращения 30.08.2023).
  • Чесноков, С. Главный конструктор / С. Чесноков // Заря (Карачевский район). — 2017. — 19 июля (№ 57). — С. 2.— То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/zarya_2017_57.pdf (дата обращения 30.08.2023).