Торгово-экономические отношения между Беларусью и Украиной в первой половине 1919 года

Кукса А.Н. Торгово–экономические отношения между Беларусью и Украиной в первой половине 1919 года / А. Н. Кукса // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.- 2010.- № 6.- С. 145 – 151.

 

ВВЕДЕНИЕ. Хлебный рынок, угольный бассейн и выход к Черному морю – это все то, что притягивало внимание к Украине как местных, так и иностранных инвесторов в нача­ле XX века. На момент крушения российских геополитических императивов и попытки их замены национально-государственными моделями пристальное внимание к себе привлекли проекты переустройства бывшей Российской империи, которые разрабатывались в Киеве, Минске, Вильно и других периферийных центрах политической жизни. В этот период лиде­ры украинских политических структур впервые попытались взять на себя роль нового центра на обломках Российской империи. В условиях Первой мировой войны и установившейся анархии после Октябрьской революции вопрос о поставках продуктов питания в разоренные белорусские и российские губернии был одним из наиболее действенных рычагов влияния на внутриполитическое положение в этих регионах со стороны Украинской Народной Рес­публики /УНР/. Это обусловило изменение тактики Советской России относительно окраин. Принимается решение взять за основу принцип федерации, основанный на праве наций на самоопределение. В условиях экономического развала и отсутствия продуктов питания раз­рыв торгово-экономических связей между регионами бывшей Российской империи вел и к политическому банкротству политиков, не сумевших создать управленческий аппарат, спо­собный справиться с возникающими проблемами и обеспечить своих граждан предметами первой необходимости. В связи с этим и перейдя к практике создания советских республик в Беларуси и Украине, первой задачей образованных национальных правительственных струк­тур стало обеспечение как собственного населения, так и центральных губерний России про­дуктами питания.

За последние десятилетия в белорусской историографии разработан значительный пласт материала, раскрывающий практически все аспекты государственно-политического строительства в Беларуси. Отечественные историки В. Е. Козляков, В. А. Круталевич, Г. Г. Лазько, Н. С. Сташкевич и другие [1], впервые в истории суверенной Республики Бела­руси обращая внимание на аналогичность национально-демократичных процессов в соседних регионах, дали объективную оценку в своих исследованиях влиянию украинского фак­тора на выбор модели общественно-политического развития белорусских губерний. Про­должая работу в этом направлении, современные исследователи Т. Я. Павлова, И. А. Сороковик, А. В. Тихомиров, С. А. Третьяк и другие [2] ввели новые источники, кото­рые позволили им провести глубокий сравнительный анализ аналогичных событий, имевших место в Беларуси и Украине в 1917–20 гг. Но изучение вопросов государственно-политического строительства в Беларуси доминирует при проведении сравнительного анали­за с украинскими аналогичными событиями. То, что в своих работах В. М. Лебедева и киев­ская исследовательница О. М. Ямкова [3] рассматривают торгово-экономические аспекты белорусско-украинских связей, придало новое веяние в наметившейся перспективной отрас­ли исследования. Однако, достаточно полно раскрывая торгово-экономические отношения периода БНР, они основное внимание уделяют деятельности Белорусской торговой палаты в Киеве, хотя взаимоотношения были шире и многограннее. В монографии российской иссле­довательницы И. В. Михутиной "Украинский Брестский мир" [4] прослеживаются попытки руководителей УНР оказать влияние осенью 1917 г. на развитие политических событий в России и Беларуси, используя экономические рычаги давления.

Таким образом, из вышеприведенного материала следует то, что тема, избранная для исследования как актуальна в современной белорусской историографии, так и не достаточно разработана. Особенно это относится к советскому периоду торгово-экономических связей между Беларусью и Украиной. В связи с этим в исследовании поставлены следующие зада­чи: раскрыть основные пути сближения белорусских и украинских торгово-экономических организаций, выделить периоды и этапы установившихся взаимоотношений в период ста­новления советской модели государственности и проанализировать основные результаты решения продовольственных вопросов с помощью украинских партнеров.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. После подписания Брестского мира доступ РСФСР на хлеб­ный рынок значительно ограничивается как постановлениями правительства УНР, так и тре­бованиями оккупантов обеспечить выполнение статей относившихся к обязанностям украин­ских властей относительно поставок продовольствия Германии и Австро-Венгрии. Белорус­ские губернии находились также в зоне оккупации, более того, южные уезды Белорусского Полесья входили в состав Украины по условиям Брестского мира, что способствовало со­хранению торгово-экономических связей. В апреле 1918 г. представители минского само­управления указывали на то, что в силу внешнеполитических обстоятельств единственным экономическим партнером Беларуси осталась Украина, так как товарообмен с Россией был невозможен. В то же время условия оккупации осложняли товарооборот и с Украиной. Во­енные реквизиции, нехватка вагонов и отказ крестьян сдавать продукты приводили к тому, что товары, уже закупленные белорусскими агентами, не было возможности вывезти за пре­делы украинских губерний. Представители минского самоуправления вынуждены были об­ратиться за помощью даже к оккупационным властям, которые пообещали выделить офице­ра и нескольких солдат для доставки продуктов из Украины в Беларусь, но так и не выполнили обещанного.

Приход к власти в Украине помещика П. Скоропадского способствовал обращению взглядов в сторону Киева той части белорусского общества, которая поддерживала тесные торгово-экономические связи с украинскими партнерами и выступала против установления советской власти. Помещики Могилевской губернии в предверие освобождения белорусских территорий от немецких войск предлагали гетману П. Скоропадскому заключить белорусско-украинскую унию, учитывая давние торгово-экономические связи и зависимость белорусского рынка от поставок украинского хлеба. Предполагаемое объединение должно было носить антисоветский характер, на что оказало влияние и то, что после подписания Добавоч­ного соглашения Советская Россия отказала в амнистии всем тем, кто сотрудничал с оккупантами. В то же время близость условий жизни и границ действительно привели к большей обеспеченности продуктами питания белорусского населения, чем жителей центральной России, о чем свидетельствует и массовое появление после ухода немецких солдат так назы­ваемых «челноков», скупающих продукты для их дальнейшей перепродажи в Москве, Пет­рограде и других городах. С деятельностью «челноков» пытались бороться представители ЧК, так как, скупая товар по завышенным ценам, они приводили к ухудшению положения местного населения, неспособного угнаться за дорожающими продуктами.

Обращали внимание на украинский рынок и советские структуры. Декабрь 1918 г. ознаменовался обострением продовольственного кризиса и актуализацией в связи с этим вопросов установления торгово-экономических связей с украинскими политическими структу­рами. Этот вопрос поднимался даже несмотря на идеологические расхождения и разрыв ди­пломатических отношений /советская делегация X. Раковского, так и не подписав мирного соглашения, в октябре 1918г. уехала из Киева/. Население России на протяжении всего 1918 г. находилось в тяжелом продовольственном положении, в связи с чем особые надежды советское правительство возлагало на весну 1919 г., когда предвиделось получить доступ к украинскому хлебному рынку. В Смоленске на заседании фронтового продовольственного Совета сообщалось, что "в губернии продовольствия больше, чем недостаточно. Имеющихся запасов безусловно не хватает, в связи с чем пришлось ездить на Украину и заручиться со стороны Украинской Рады согласием выслать нужное количество хлеба. В обмен на хлеб Ра­да запросила о высылке предметов производства, в том числе мануфактурного товара. Обещание на выполнение выставленных Радой условий было дано". Совет принял решение от­править в Киев заместителя уполномоченного Западного фронта В. Ф. Высоцкого, предста­вителя интендантства и Областного комитета "для выяснения причин непосылки с юга на Западный фронт хлеба и принятия перед Украинской Радой соответствующих шагов в смыс­ле уговора ее посылать хлеб Западному фронту в виду того, что таковой в настоящее время находиться в критическом положении" [5, л. 121].

В ноябре 1918 г. создается Советская Социалистическая Республика Украины /ССРУ/, а 1 января 1919 г. – Советская Социалистическая Республика Беларуси /ССРБ/. Сложность решения продовольственного вопроса в условиях отсутствия подготовленных специалистов и соответствующих структур способствовали использованию закупочного аппарата, ранее созданного местными органами самоуправления. Так, постоянный представитель белорус­ских органов самоуправления в Украине И. В. Теумин получил 14 февраля 1919 г. мандат и от комиссариата продовольствия ССРБ. В соответствии с мандатом, И. В. Теумин наделялся полномочиями представлять интересы коллегии комиссариата продовольствия Беларуси во всех правительственных и общественных учреждениях Украины. На него возлагалась обя­занность "вступать в соглашение с правительственными и иными учреждениями, закупать для Компрода Белоруссии различного рода продовольственные продукты, нормированные и ненормированные, предоставлялось право заключать различного рода сделки и договора с правительственными, общественными организациями и частными лицами по закупке и от­правке различных товаров и по товарообмену" [6, л. 12]. Однако стремление В. И.Ленина обеспечить продовольствием сначала центр осложнили деятельность на территории Украины белорусских заготовительных организаций.

16 февраля 1919 г. Народный комиссар продовольствия Советской России Н. П. Брюханов и председатель ВЦИК Я. М. Свердлов поставили в известность комиссара продовольствия Беларуси М. И. Калмановича о том, что самостоятельная заготовка хлеба на территории Украины Белорусской Республикой ни в коем случае не может быть допущена. Свою позицию они аргументировали тем, что большое число заготовительных аппаратов различных организаций может нарушить единство действий в области заготовок. В подтвер­ждение этого указывалось на то, что установленные комиссариатом продовольствия ССРБ предельные цены превышали твердые соседних губерний в 2-3 раза, что могло привести к срыву заготовок, как соседними губерниями, так и украинскими. В то же время 17 февраля в телеграмме, подписанной В. И. Лениным и Н. П. Брюхановым, указывалось на то, что всякий тормоз работе Чрезвычайной контрольно-закупочной комиссии, которая занималась заготов­кой продовольствия для снабжения Красной Армии и голодающих центров "будет рассмат­риваться как противодействие советской власти и караться по всей строгости революционных законов" [7, л. 73]. Это заставило перестроить работу белорусских организаций, ориен­тировавшихся на украинский рынок.

От инструктора П. К. Орлова поступило предложение создать общее представитель­ство комитета Западного фронта и Народного комиссариата продовольствия ССРБ на терри­тории Украины под председательством Р. Л. Левитаса /находился в Харькове/. Последний считал, что это предложение приемлемо в связи с тем, что предоставлялась возможность на выгодных условиях проводить самостоятельные заготовки, так как фронт ставил в благопри­ятные условия белорусскую делегацию, да и руководство оставалось за продовольственным комитетом Западного фронта. На это М. И. Калманович заметил, что общее представительство на территории Украины необходимо, но грузы, назначенные Минской губернии, пред­лагал отправлять в Минск. В образованную Особую закупочную комиссию в Украине пред­ложили делегировать от комиссариата продовольствия сотрудника управления базисными складами Р. Л. Левитаса, которому поручалась и организация закупочного аппарата. В фонд этой комиссии для закупок продовольствия предложили внести 5 млн. рублей. Для более эффективного выполнения поставленных задач приняли решение уполномочить Р.Л. Левитаса, провести переговоры с комиссариатом Украины об отводе производительно­горайона для закупок белорусскими продовольственными организациями. Для того чтобы не нарушать плановых закупок Народного комиссариата продовольствия РСФСР, было принято решение обратиться и в Москву для выяснения того, какие продукты и товары могут быть отпущены на территории Украины. Действия белорусской стороны увенчались успехом. 26 февраля 1919 г. комитет продовольствия Беларуси был извещен об отводе украин­ским правительством особого района для хлебных заготовок.

В феврале началось наступление польских войск, что значительно актуализировало вопросы поставок продовольствия из Украины в Беларусь. В результате слияния Беларуси н Литвы комиссариат продовольствия 3 марта 1919 г. был переведен в Вильно. На этом этапе прослеживалось две диаметрально противоположные тенденции в белорусско-украинских торгово-экономических отношениях. С одной стороны начали рушиться только наметив­шиеся организационные связи, с другой – продолжались попытки централизовать закупоч­ные операции. Особое место в это время отводилось Гомелю как узловой станции между ук­раинским хлебным рынком и промышленными центрами России. "На заседании коллегии при Народном комиссариате продовольствия РСФСР 13 марта 1919 г., после доклада М. И. Фрумкина, постановили разрешить Гомельскому упродкому самостоятельно закупать хлеб для снабжения уезда и армии по железнодорожной линии Гомель – Бахмач, о чем предла­гали поставить в известность комиссариат продовольствия Украины. Сложности, наметившиеся в проведении закупок государственными структурами, привели к тому, что 21 марта 1919 г. Центральному рабочему кооперативу на заседании коллегии народных комиссара ССРЛиБ было предоставлено право проводить самостоятельно закупку ненормированных продуктов на территории Украины.

В то же время на пути сближения советских республик появляется ряд проблем, связанных с условиями военного времени. 16 мая 1919 г. было заключено соглашение в Киеве между народным комиссаром социального обеспечения ССРУ М. Зубковым, председателем Мозырского уездного совета народного хозяйства Я. Раховским и уполномоченным продовольственного комиссариата А. Розиным о поставках в Мозырь 10 тысяч пудов муки, 500пудов подсолнечного масла и 1400 пудов сахара. Взамен Мозырский совет народного хозяй­ства должен был сдавать на станциях реки Припять в Мозырском уезде дрова, строительные материалы, а также соль. Но на поставки мозырской соли поставок продовольствия из Ук­раины так и не последовало. Инструктор Наркомпрода А. С. Натансон, прибывший в Мозырь после освобождения его от войск С. В. Петлюры, в докладе от 7 июня 1919 г. сообщал, что"старая коллегия все время косила глаза на Украину. Туда посылались делегации, даже за­ключен был договор с Наркомсобесом Украины. Был послан в Новгород-Волынск вагон соли в обмен на хлеб. Правда хлеба Мозырский уезд не получил" [8, л. 223].

Усугубилось положение белорусских губерний и в связи с тем, что относительно дешевые водные пути сообщения практически не функционировали. Из Гомеля пароходы в Киев не ходили. Заведующий центральным транспортным управлением Г. В. Гаген сообщал в мае 1919 г., что на Мозырском участке имелось лишь одно исправное судно. "Пять пароходов во время набега петлюровцев, были эвакуированы в Киев. Прежде курсировавшие между Мозырем и Киевом пароходы не посылаются теперь Мозырским управлением дальше устья Припяти из боязни захвата их Киевом. По тем же, вероятно, соображениям последний не шлет своих пароходов на Припять" [9, л. 437]. В связи с этим очень кстати было предложение, поступившее продовольственному комиссариату Беларуси от исполнительного комитета Северных железных дорог закупить предметы продовольствия в окрестностях Украины с тем, чтобы половина закупленных товаров оставлялась в Минске. Что касается товарообме­на, то, имея маршрутные поезда собственные, Северная железная дорога могла пойти на помощь Беларуси путем вывоза из Украины разных продовольственных продуктов взамен леса строительного, фанеры, стекла, спичек и прочего. Необходимость этих товаров для Украины подчеркивалась не только поступающими предложениями, но и указаниями, которые приходили из Москвы. В связи с возникшей потребностью в лесе для угольных шахт в Екатеринославле 8 мая 1919 г. последовал запрет на его сплав для негосударственных организаций. Учетно-распределительный отдел РСФСР отправил телеграммы в Смоленск, Минск и лесничества следующего содержания: "Сплав лесных материалов на Украину для товарообмена сосредоточить в руках учетно-распределительного отдела сплавлескома Литвы и Белоруссии и никаким отдельным организациям сплав не разрешается" [10, л. 160].

В ходе военных действий украинскую сторону интересовали и имеющиеся запасы се­на в белорусских губерниях. По сообщениям старшего инспектора Н. Е. Черковца большую угрозу сенным складам составляли "петлюровские и польские банды". 29 марта 1919 г. заве­дующий сенным подотделом И. Завадский сообщал, что в Речицком уезде было заготовлено сена до 60 тысяч пудов Киевским военным ведомством, но не было отправлено и было про­дано: часть Городнянскому совнархозу Волынской губернии, а часть – населению. Всего в июле планировалось заготовить 3 млн. пудов сена для нужд армии, учреждений Советской Социалистической Республики Литвы и Беларуси /ССРЛиБ/ и нарядов наркомпрода. Актуализируется в это время и вопрос поставок стекольной продукции в Украину. Так, заведую­щий Минским губпродкомом Я. Ф. Перно обратился 11 апреля 1919 г. к Слуцкому продо­вольственному комиссариату с просьбой разрешить рабочему кооперативу Старевского сте­кольного завода закупать в их уезде продукты. "Слуцкий уезд находится в непосредственной близости к заводу, и при обилии здесь продовольственных продуктов рабочие их могут по­лучать по относительно низким ценам. Имея в виду громадную роль, которую играет данный завод в товарообмене с Украиной, поставляя в большом количестве стекольные изделия, Губсовнархоз надеется, что желание рабочих будет удовлетворено" [11, л. 241]. Ввиду про­являющейся обоюдной заинтересованности правительственные структуры пытались усилить процессы централизации продовольственного вопроса. 10 апреля 1919 г. для организации представительства в Украине был отправлен заведующий отделом Минского губернского продовольственного комитета Н.Д. Зальманов. Контора должна была состоять из информа­ционного, организационного и заготовительного отделов. Все сношения с центральными ор­ганами ССРУ должен был проводить председатель или по его поручению член коллегии.

Захват польскими войсками Вильно привел к началу нового этапа во взаимоотноше­ниях, после перевода правительственных учреждений ССРЛиБ в Минск. 29 апреля 1919 г. Минский губпродком был слит с продовольственным комиссариатом ССРЛиБ. На этом этапе происходят значимые изменения в структуре белорусско-украинских отношений. В соответ­ствии с Директивой от 1 июня 1919 г. о создании военно-политического союза советских республик общему руководству подчинялись и те народные комиссариаты, которые должны были содействовать финансово-экономической мощи нового объединения. В соответствии с этими факторами, направленный в Волынскую губернию для заготовки хлеба в районе /трех уездов/, отведенном народным комиссаром продовольствия Украины в июне 1919 г., упол­номоченный Народного комиссариата продовольствия ССРЛиБ А. П. Жарский был наделен достаточно широкими полномочиями. Ему предоставлялось право "ревизии всех продовольственных складов, принадлежащих как учреждениям, имениям, так и частным лицам и изъя­тия излишков всеми способами вплоть до реквизиции, как в имениях, так и у зажиточных крестьян; организовывать ссыпные пункты; приглашать необходимых сотрудников, а также контролировать правильность ведения учета нового урожая" [12, л. 9].

Дальнейшее продвижение в глубь территории Беларуси польских войск вновь внесли коррективы во взаимоотношения между правительственными учреждениями Беларуси и Ук­раины. 7 июля 1919 г. Народный комиссариат ССРЛиБ эвакуировался из Минска в Бобруйск. Белорусская делегация была отправлена в Киев 9 июля 1919 г. в составе председателя Цен­трального представительства Народного комиссариата продовольствия ССРЛиБ в Украине Н. Д. Зальманова, а также членов представительства – В.К. Туркина, А.Р. Левитаса, И.Н. Осиповича, А.Б. Литвина, П.К. Орлова и других. 19 июля в Киев отбыл представитель президиума Совета Народного Хозяйства Я.О. Гольдин, в качестве заместителя Н.Д. Зальманова. Представительство ССРЛиБ наделялось довольно широкими полномочия­ми. Председатель Центрального представительства в Украине имел право "представительствовать от имени народного комиссариата продовольствия и ВСНХ ССРЛиБ во всех учреж­дениях и организациях ССРУ; заключать всякого рода сделки; получать и взыскивать от вся­ких учреждений и лиц суммы, причитающиеся народному комиссариату ССРЛиБ" [13, л. 9]. Заместитель комиссара продовольствия И.П. Василевич сообщал в Киев представителю делегации Западного фронта Р.Л. Левитасу, что считает нецелесообразным руководить работой на местах из двух центров – Минска и Бобруйска. Принимая во внимание откомандиро­вание большинства ответственных сотрудников на места в Украину, было принято решение комиссариату продовольствия, находящемуся в Бобруйске, вести всю работу, кроме распре­деления и выполнения нарядов, так как авансирование и организационное дело было сосре­доточено в Минске под руководством, находящегося там М.И. Калмановича. С 19 июля 1919 г. Народный комиссариат продовольствия ССРЛиБ был переименован в Минский губернский продовольственный комитет.

В условиях угрозы оккупации территории Беларуси польскими войсками начался процесс ликвидации правительственных учреждений ССРЛиБ, но в силу объективных при­чин это действие растянулось во времени. И снова ввиду важности для Москвы продоволь­ственного вопроса первым был переподчинен центру комиссариат продовольствия. На осно­вании Декрета ВЦИК от 27 мая 1919 г. ликвидационная комиссия комиссариата продовольствия ССРЛиБ была подчинена Народному комиссариату продовольствия РСФСР. Процесс создания ликвидационной комиссии начался 26 августа 1919 г. в Смоленске. В соответствии с отношением Народного комиссариата продовольствия РСФСР, с этого момента прекратилось и финансирование всех операций комиссариата продовольствия ССРЛиБ. Последние дни продовольственного комиссариата в Минске описаны в докладной записке уполномо­ченного по продовольственным делам А.С. Гайко. По его докладу уже 8 августа, с раннего утра, в Минске было довольно тревожно. "К часу дня уже стало ясно, что работу продолжать невозможно, так как неприятельские вооруженные силы подошли вплотную к городу. Со станции Минск Либаво-Роменской железной дороги я уехал последним поездом в Бобруйск вместе с членами городского Совета, т. Циховским и др." [14, л. 6].

ВЫВОДЫ. Таким образом, во-первых, проблемы белорусско-украинских торгово-экономических связей хотя и актуальны, но на сегодняшний день практически неосвещен­ным в белорусской историографии является период начала установления отношений между советскими республиками Беларуси и Украины. В связи с этим не все вопросы достаточно разработаны, что ведет к необходимости установления четкой периодизации, перечня това­ров, актуальных на обоих рынках, выделения структур, занимавшихся организацией товарооборота. Во-вторых, продовольственный вопрос был настолько актуален, что советским учреждениям приходилось даже сохранять уже ранее созданный органами местного само­управления закупочный аппарат. В то же время важность украинского хлебного рынка для белорусских губерний была обозначена как на этапе германской оккупации, так и в ходе создания и существования различных форм советской государственности в 1919 году. В-третьих, изначально товарообмен строился на взаимовыгодных основах. Закупки белорус­ской стороной сопровождались выгодной ценой за приобретаемые товары. Украинская жесторона была заинтересована в поставках белорусской продукции: леса строительного, фа­неры, стекла, спичек и прочего. Но активность взаимообмена зависела от организации про­цесса поставок товаров, как в плане транспортировки, так и выполнения условий соответствующих соглашений между физическими лицами, частными предприятиями и государствен­ными структурами. В виду этого важную роль могли сыграть водные пути сообщения, но из-за военных действий и политической анархии они практически не использовались.

Резюме. В статье рассматриваются торгово-экономические отношения между Беларусью и Украиной в первой половине 1919 года.

Abstract. An article considers trade and economic relations between Belarus and Ukraine in firsi half of 1919.

Литература

  1. Козляков, В. E. Национальный вопрос и неонароднические партии. Начало XX в. – конец 20-х гг. (На материалах России, Беларуси, Украины). – Минск: БГТУ, 2001; Круталевич, В. А. О Белорусской Народной Республике (Аналитические заметки и коментарии) / В. А. Круталевич. – Минск: Право и экономика, 2005; Лазько, Р. Р. "Перагаворы" Антона Луцкевіча ў Маскве як міф беларускай гістарыяграфіі / Р. Р. Лазько // Беларускі гістарычны часопіс. – 2007. – № 4; Сташкевич, Н. С. Беларусь в период гражданской войны и военной интервенции 1918–20 гг. / Н. С. Сташкевич // Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. / редкол. Г. П. Пашков и др. – Минск: БелЭн, 2006. – Т. 1.
  2. Паўлава, Т. Я. Вытокі дыпламатыі БНР / Т. Я. Павлова // Белорусский журнал права и международных отношений. – 1999. – № 3; Саракавш, I. А. Удзел Беларусі iУкраіны ва ўтварэнні Саюза ССР: спроба новага погляду / I. А. Саракавш // Беларусь – Украіна:гістарычны вопыт узаемаадносін матэр. міжнароднароднай навуковай канферэнцыі, Мінск, 18-19 сакавка 2003 / Інстытут гісторыі НАН Беларусі рэдкал.: У. I. Навіцкі (гал. рэд.) [i iн.].– Мінск: Інстытут гісторыіНАН Беларуси 2004; Траццяк, С. А. Брэсцкі мip iграмадска-палітычныя працэсы ў Беларусі: лістапада 1917 – студзень 1919 г. / С. А. Траццяк. – Мінск: Беларус. Навука, 2009; Цмхаміраў,А. В. Станаўленне iразвіццё беларуска-украінскіх адносін у 1918 – 1920 гг. / А. В. Ціхаміраў // Весн. Бел. гос. ун-та. Сер. 3. – 2005.
  3. Лебедзева, В. БНР-УНР: першы вопыт дзяржаўных стасункаў (вясна 1918 г.) / В. Лебедзева / Проблемы славяноведения: сб. науч. ст. / Брянский государственный ун-т; науч. ред. И. В. Михутина. – Брянск: Брянский государственный ун-т, 2002. – Вып. 4; Ямкова, О. М. До історіі діяльності білоруськоіторговельноі палати в Киеві у 1918 – 1919 роках / Беларусь iсуседзі: гістарычныя шляхі, узаемадзеянне iузаемаўплывы матэр. II Міжнароднай навуковай канферэнцыі, Гомель, 9-10 кастрычніка 2008 / Гомельскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Францыска Скарыны / рэдкал (галоўны рэд.) [iінш.]. – Гомель: ГДУ імя Ф. Скарыны, 2008.
  4. Михутина, И. В. Украинский Брестский мир. Путь выхода России из Первой миро­вой войны и анатомия конфликта между Совнаркомом РСФСР и правительством Украин­ской Центральной Рады / И. В. Михутина. – М.: Изд. "Европа", 2007.
  5. Приказы по народному комиссариату продовольствия ССРЛиБ, по комитету об от­командировании сотрудников в Вильно и назначении на их места новых и др. // Националь­ный архив Республики Беларусь. – Фонд 806. – Оп. 3. – Д. 2.
  6. Приказы Мингубпродкома, схема тарифных ставок на зарплату рабочим и служа­щим учреждений и сведения по личному составу // там же. - Оп. 2. – Д. 13.
  7. Протоколы заседаний коллегии мингубпродкома, удостоверения сотрудников Наркомпрода ССРБ // там же. – Д. 21.
  8. Постановления и протоколы заседаний Наркомпрода и Совета рабоче-крестьянской обороны РСФСР, положение об организации продорганов в губерниях по типу райпродкомов // там же. – Oп. 1. – Д. 8.
  9. Приказы по Народному комиссариату продовольствия ССРЛиБ, комитету, прото­колы заседаний коллегии комитета и др. // там же. – Оп. 3. – Д. 3.
  10. Приказ по Народному комиссариату продовольствия Литвы и Белоруссии, проект организации хлебофуражного отдела и доклад о его деятельности, план работы, список со­трудников этого отдела. Протокол заседания батрацкого комитета Игуменского уезда // там же. – Оп. 1. – Д. 90.
  11. Удостоверения граждан на право провоза продуктов и список сотрудников управ­ления представителя Авто–совета при штабе Западной армии // там же. – Д. 74.
  12. Командировочные удостоверения Наркомпрода Литбел // там же. - Д. 72.
  13. Командировочные удостоверения сотрудников Наркомпрода Литбел и Минского губпродкома // там же. – Д. 71.
  14. Протоколы заседаний Минского уездпродкома, докладные записки уездпродкомов об их работе, схема тарифных ставок работников советов, обществ и торговых учреждений // там же. – Д. 40.