В 10 км ниже современного Трубчевска раскинулось село Кветунь, на территории которого и существовал летописный Трубческ. От него до нашего времени дошли остатки двуплощадочного княжьего замка-детинца, укрепленный подковообразным рвом посад площадью 15 га и гигантский курганный и грунтовый могильник, занимающий целых 50 га - один из крупнейших, известных археологам.
В разное время исследования в Кветуни вели М.В. Воеводский, Л.В. Артишевская, В.П. Левенок. Но в первую очередь и в основном раскопками Кветуни занимался патриарх брянской археологии В.А. Падин (р.1908).
Его исследования показали, что один из курганов, так назывваемый Большой Курган (самый крупный в курганной группе) является на самом деле остатками языческого святилища. Несколько курганов предстали после раскопок захоронениями и святилищами бронзового века из которых помимо прочих находок, происходят втульчатый наконечник копья и бронзовый нож с изображением священной змеи (Мирового Змея). Основная же часть Кветунского курганного могильника относится к древнерусскому периоду (исследованы 240 курганов, найдено свыше 2000 единиц вещевого материала). Часть погребений совершена была по обряду трупосожжения (пережженые кости покойника хоронили в сосуде - погребальной урне). Другая часть - трупоположения, по христианскому обряду.Интересно, что одно из женских погребений 60-х-70-х гг. 10 века свидетельствует о проникновении в Трубчевск, на северскую землю, христианских обрядов еще до официального принятия христианства на Руси (988 г.). Ряд курганов относится к дружинным захоронениям.
В 12 веке н.э. город Трубчевск был перенесен на нынешнее свое место, в район Соборной горы и Покровской площади из за ряда причин, среди которых изменение русла Десны, отошедшего от старого города, малая площадь, ограниченная могильником, а так же стремление окончательно подавить, подчинить Киеву старую северскую родовую знать. Ранее на Соборной горе уже существовали небольшие крепости-городища юхновской (1-7 вв.до н.э.) и роменской (8-10 вв.н.э.) культур.
Следует отметить, что в Кветуни так же находятся руины древнего Чолнского монастыря - часть стены с башней и остатки звонницы.
- Артишевская Л.В. Могильники раннеславянского времени на р. Десне//Материалы и исследования по археологии СССР. - М., 1963. - №108. - С. 85-96.
- Воеводский М.В. Городища Верхней Десны// Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - М.,1949. - Вып. 24. - С. 77.
- Горюнов Е.А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. - Л., 1981. - С. 30-33.
- Историческое описание церквей и приходов Трубчевского уезда / [под общ. ред. О.Р. Вязьмитина]. – Белые берега , 2008. – 63 с.
- Левенок В.П. Археологические работы Трубчевского музея// Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - М.,1941. - Вып. 10. - С. 99.
- Левенок В.П. Работы Деснинского отряда 1956 г. //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - М.,1959. - Вып. 74. - С. 32.
- Падин В.А. Памятные места Трубчевского района. - Брянск, 1969. - С. 3-25.
- Падин В.А. Поселения домонгольского времени в районе Трубчевска. //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - М.,1948. - Вып. 23. - С. 86-89.
- Падин В.А. Ранние курганы Кветунского могильника//Древние славяне и их соседи. - М., 1970. - С. 97-99.
- Падин В.А. Раскопки в Кветуни//Археологические открытия 1971 г. - М., 1972. - С. 93-94.
- Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 58-103, 158-159.
- Падин В.А. Кветунский древнерусский могильник//Сов. археология. - 1963. - №1. - С. 289-292.
- Падин В.А. Курганы эпохи бронзы около Трубчевска//Сов. археология. - 1976. - №1. - С. 197-210.
- Падин В.А. Материалы из раскопок Кветунских курганов X-XIII вв.//Сов. археология. - 1958. - №2. - С. 218-222.