Взгляд с другого берега

Кузнецов А. Взгляд с другого берега // Суббота.- 2005.- 29 апр. (№16).- С. 19.
Гастроли в Брянске Могилевского областного театра драмы и комедии (Беларусь).

 

На сцене Брянского театра юного зрителя целую неделю - с 18 по 22 апреля - работал с гастролями могилевский областной театр драмы и комедии из Бобруйска. С собой белорусские актеры привезли детскую сказку "Дюймовочка" и комедию "Семейный потрет с посторонним". Мы решили не только посмотреть оба спектакля, прошедших в городе с большим успехом, но и узнать о жизни актеров другой страны. С бытом и творческими чаяниями актеров Белоруссии на примере Бобруйского театра нас познакомил заместитель директора этого театра по информации и работе со зрителями Михаил Клименок.

- Насколько вам понравился наш город, и, главное, как вы можете охарактеризовать брянскую публику?

- Основной публикой на спектаклях у нас была молодежь: школьники и студенты. Но они, по-моему, везде одинаковые, есть очень живые, и обязательно попадаются среди них балбесы - куда ж без них?! Взрослые, которых можно было видеть на вечерних показах, ведут себя, конечно, сдержанней. А город нам ваш понравился. Мы, кстати, были в Брянске пятнадцать или семнадцать лет назад на вашем фестивале "Славянские театральные встречи". Люди у вас хорошие, но улицы, показалось, грязные. И вот у вас торты как-то дешевле наших!

- Какие-нибудь спектакли в Брянском театре драмы успели посмотреть?

- Да. Я посмотрел спектакль "А завтра была война" и еще один "Second-hend (Гуманитарка)". Премьера мне понравилась. Этот спектакль в нашем театре тоже ставили лет двадцать назад. Конечно, я невольно сравнивал. Очень понравилась молодежь, задействованная в постановке. Вот две девочки, игравшие Искру и Зину, мне очень запомнились, чувствуется, что из них вырастут хорошие актрисы. Видно было, что люди внимательно смотрели спектакль и временами всхлипывали. Когда в нашем театре ставили "А завтра была война", то роли школьников исполняли наши молодые актеры, но им все-таки было уже лет по тридцать и потому играть было сложнее. А тут у вас студенты играют практически своих ровесников, это хорошо. И, глядя на них, можно с уверенностью сказать, что у брянского театра будущее есть.

- А как у вас обстоят дела с молодыми кадрами?

- У нас в труппе есть молодые актеры: человек десять-пятнадцать. А вообще, проблема кадров существует. Есть только одно учебное заведение - Минская академия искусств, - где готовят актеров. Но ведь ушли те времена, когда молодым актерам, приезжающим в провинциальные театры, давали жилье. Сейчас государство квартир не дает. Поэтому у нас два выхода: мы, например, набираем молодых людей с улицы, которые хотят овладеть актерской профессией. У нас есть в труппе люди, которые не имеют актерского образования. Они приходят, делают первые шаги на сцене, а там мы уже смотрим, как оно получается. Конечно, с ними занимаются вокалом, сценическим движением, речью и, естественно, мы их обязываем затем поступать заочно в академию на актерское отделение. Второй путь - это когда молодые люди сначала заканчивают академию, а потом приходят работать к нам, но с условием, что у них в Бобруйске есть, где жить.

- У нас недавно на гастролях был еще один белорусский театр - Витебский национальный академический драматический имени Якуба Коласа. Они играли на родном белорусском языке. Вы у нас играли на русском, а как дома?

- Дома тоже играем на русском. Пока для нас спектакли на белорусском неактуальны. Понимаете, Бобруйск - это русскоязычный город. У нас все говорят на русском. В Белоруссии тоже, в основном, все говорит на русском языке, даже в деревнях, где естьсвои диалекты, и то там какие-то смешанные говоры. Мы даже сейчас готовим сказку для малышей на белорусском языке, но многие уже сомневаются, стоит ли это делать. Потому что дети по-русски не очень хорошо понимают, а белорусского они попросту не знают. Но хотя это, конечно, нужно воспитывать в них. А что касается витебского театра, то он же национальный, так что их статус обязывает: они все свои спектакли и дома, и на гастролях играют на белорусском языке. Кстати, их художественный руководитель Виталий Барковский долгое время работал режиссером как раз в нашем Бобруйском театре.

- Расскажите немного о своем театре.

- Первоначально был бобруйский театр музыкальной комедии, потом его почти полностью перевели в Минск. Затем приехал драматический курс выпускников, и уже на его базе началось развитие драматического театра. Многие из этих выпускников потом все-таки разъехались, но появились новые актеры. Сейчас наш театр не музыкальной комедии, а драмы и комедии имени Дунина-Марцинкевича.

- Как вы можете охарактеризовать материальное положение своего театра?

- Понимаете, насколько мне известно, государство наше на сей момент проводит политику поддержки столичных театров, а что касается провинциальных, то дотации с этого года для нас существенно сократились. Вот, например, в Минске флагман театрального драматического искусства - национальный академический театр имени Янки Купалы - поставил спектакль "Эрик XIV". Бюджет его составил 140 миллионов белорусских денег. А теперь представьте, что наш театр за год по плану должен продать билетов на 145 миллионов наших денег. То есть нам нужно целый год работать, а им государство только один спектакль так профинансировало. Если же говорить в целом, то наш Бобруйский театр дееспособный. Конечно, пора бы уже что-то переоборудовать, внести технические новшества, но это же все стоит огромных денег. Главное, наверное, что мы все-таки выполняем свои, функции, вносим необходимую лепту в воспитание подрастающего поколения.

- Вы уже пообщались с брянскими актерами, посмотрели наши театры, попытайтесь сравнить положение.

- Если сравнивать ваш ТЮЗ с нашим театром, то положение у вас будет посложнее, то бишь послабее... Что касается театра драмы, то он, конечно, помощнее в своих характеристиках. В драме у вас и два народных артиста, несколько заслуженных. У нас так ведь не слишком охотно раздают звания; хоть актерам, хоть театрам. А в целом, практически все театры сейчас в сложном материальном положении. Театр нужно финансово поддерживать, обязательно.

Вот мы сейчас стараемся привлекать к спонсированию своего театра местных бизнесменов. Первый малюсенький шаг в этом направлении уже сделан: один из них нам уже немного помог финансово. Но все-таки показательно, конечно, отношение местных властей к театру. Если руководство города не посещает театр, даже премьеры, оправдываясь глобальной государственной занятостью, то о чем тут можно говорить. Своего мэра города наши артисты не припомнят, когда видели в театре.

- А если сравнивать зарплаты актеров?

- Примерно одинаковые зарплаты и, я бы сказал, безобразно невысокие. Но у вас более простое и естественное ведение театрального хозяйства.

- В чем это проявляется?

- Да, например, даже в ценах на билеты. Нам, чтобы поднять их, нужно послать в вышестоящие инстанции обоснование этого, подтвердить необходимость экономическими расчетами. А они там будут заседать, думать и решать, сколько им вздумается, а время-то идет! Но мы же не идиоты! Развяжите нам руки, и мы сами все сделаем и решим.

- Где же тогда искать отдушину?

- Конечно, только в творчестве. Только творчество приносит актерам удовлетворение: аплодисменты, игра на сцене - это все имеет для них огромное значение. А, как администратор, я скажу, что нельзя так небрежно относиться к актерам... Этих людей ведь совсем небольшое количество.

- Чем вы непосредственно занимаетесь в театре?

- Я отвечаю за продажу билетов на спектакли. А ведь это такая напряженная работа!

Я закончил актерское отделение Белорусского театрально-художественного институтам долгое время работал актером. Потом ушел из театра, а заместителем директора по информации и организации работы со зрителем я работаю только два года. Понимаете, работа администратора - это бесконечная погоня за выполнением плана. Только его выполнишь, то есть продашь за год необходимое количество билетов, а тут и новый план поспевает! Вот я на личном опыте знаю: актерам перед премьерой снится один кошмарный сон, будто завтра спектакль играть, а слова не выучены! Мне же снится другой кошмар: будто завтра премьера, а билеты не проданы! Но такого, правда, еще не случалось. (Смеется).

Марина Кузнецова