Пока власти ищут точки соприкосновения, и украинское правительство решает, как сплотить единый украинский народ, стабильно развиваются добрососедские отношения жителей приграничных территорий России и Украины. В пос. Зерново Суземского района Брянской области, что на границе с Сумской областью, жители соседней Украины — частые визитеры: то за советом придут, то просто так в гости, а про ребят и говорить не приходится — дружат маленькие россияне и украинцы и не задумываются, какие перипетии происходят «на верхах».
Но не только межличностное общение объединяет наши два государства — крепнут и деловые связи России и Украины. Немалый вклад в это вносит приграничная Брянская область. Два крупнейших на Брянщине завода — Брянский машиностроительный и Бежицкий сталелитейный заводы не первый год активно сотрудничают с украинскими пред-, приятиями.
Брянский машиностроительный завод — крупнейшее предприятие транспортного машиностроения. БМЗ занимается разработкой и выпуском магистральных и маневровых тепловозов, грузовых вагонов различных типов и модификаций, судовых дизелей и др. Когда-то БМЗ поставлял на судостроительные заводы Керчи, Херсона, Николаева судовые дизели, их число достигало почти четырехсот единиц. Последним был дизель ДБ46, отправленный в Украину в 2000 году. И лишь спустя б лет, в нынешнем году, для судоверфей Украины завод стал изготавливать двигатель ДБ56. Украина по-прежнему поставляет на Брянщину комплектующие для производства тепловозостроения. Это в основном электрооборудование из Харькова.
Регулярные поставки своей продукции на Украину осуществляет и Бежицкий сталелитейный завод, крупнейший производитель и поставщик вагонного литья и запорной арматуры в России. Предприятие выпускает тележки для грузовых вагонов, балки надрессорные, автосцепки для грузовых и пассажирских вагонов, буксы для грузовых вагонов и многое другое. БСЗ входит в состав крупнейшей в России компании «Трансмашхолдинг», которая выделила на реконструкцию завода более 32 миллионов евро. Модернизация цехов позволит увеличить объемы производства вагонного литья в 1,5—2 раза, значительно повысить качество продукции, расширить ее номенклатуру. Так что остается надеяться, что и в дальнейшем не только личные, но и деловые контакты и обмен опытом между государствами лишь упрочнятся и расширятся.