Уничтожение без опасности

Евдокушкин А. Уничтожение без опасности // Российская газета.- 2010.- 11 июня (№127). .- С. 21
Уничтожение химоружия на территории Брянской области.
-- Управление отходами на территории области

Подписав и ратифицировав Конвенцию о запрещении химического оружия, Россия встала перед сложнейшей задачей — ей предстояло уничтожить самый крупный в мире химический арсенал, доставший в наследство от СССР. Арсенал, состоявший как из устаревших образцов, созданных еще до великой Отечественной войны, так и из смертельно опасных фосфорорганических отравляю­щих веществ. Арсенал, хра­нить который при любом раскладе было дороже, чем уничтожить.

На повестке дня стояли не только выполнение международных обязательств, поскольку СССР являлся инициатором подписа­ния Конвенции и именно наша страна впервые в мире проде­монстрировала в 1987 году инос­транным наблюдателям в Шиха­нах процесс уничтожения хими­ческих боеприпасов, но и прежде всего Безопасность, безопасность с большой буквы. Недаром в спе­циально принятой Федеральной целевой программе «Уничтоже­ние запасов химического оружия в Российской Федерации» обес­печение безопасности процесса уничтожения и защита населения и окружающей среды были опре­делены в качестве непременного условия ее реализации. Как уже неоднократно отмечалось, эта программа является одной их на­иболее эффективно и успешно действующих в нашей стране. Уничтожение химического арсе­нала идет строго по графику, оп­ределенному международными обязательствами России. В конце ноября прошлого года, на месяц раньше срока, выполнен третий этап конвенционных обяза­тельств — уничтожено 45 процен­тов, или 18 тысяч тонн боевых от­равляющих веществ.

Хранить нельзя — уничтожить

Обеспечение безопасности функционирования объектов по хранению и объектов по уничто­жению химического оружия явля­ется многоплановой и чрезвычай­но сложной в реализации пробле­мой. Оно возложено на специаль­но созданную структуру — Феде­ральное управление по безопас­ному хранению и уничтожению химического оружия при Минис­терстве промышленности и тор­говли Российской Федерации. Уже из самого названия этой структуры следуют две основные решаемые ей задачи. Первая — обеспечить безопасное хранение химической смерти до того мо­мента, как она будет полностью ликвидирована. Вторая — ликви­дировать в максимально короткие сроки.

Суммарные запасы химичес­кого оружия, доставшиеся России в наследство от СССР, составляли по весу отравляющих веществ (ОВ) около 40 тысяч тонн, в том числе 32,3 тысячи тонн фосфорорганических ОВ нервно-паралити­ческого действия (зарин, зоман и Ви-икс) и 7,7 тысячи тонн ОВ кож­но-нарывного действия (иприт, люизит и ипритнолюизитные смеси). Арсеналы располагались недалеко от мест массового про­живания людей, поэтому любая авария могла иметь тяжелейшие последствия. По этой причине хранение химического оружия осуществляется с соблюдением строжайших мер безопасности. Хранилища оборудованы герме­тичными шлюзами, системой вен­тиляции, автоматическими газо­сигнализаторами, которые отреа­гируют на появлении в воздухе па­ров ОВ и подадут сигнал тревоги. Корпус каждого химического бое-припаса покрыт специальным ин­дикаторным покрытием, которое в случае утечки отравляющих ве­ществ меняет свой цвет. Индика­торная окраска ежедневно прове­ряется начальником хранилища. Каждое хранилище оснащено гер­метичными контейнерами для временного хранения аварийных боеприпасов, где они будут нахо­диться вплоть до момента уничто­жения.

Несмотря на строжайшие меры предосторожности, объективным обстоятельством является тот факт, что в процессе долговремен­ного хранения по мере увеличе­ния его сроков под воздействием внешней среды, физико-химичес­ких изменений, происходящих с отравляющими веществами, а также других факторов, безопасность состояния химических боеприпа­сов снижается. В результате время от времени могут появляться ава­рийные боеприпасы. Именно поэ­тому в федеральной целевой про­грамме в числе основных мер по обеспечению безопасного хране­ния и уничтожения химоружия определены систематическая проверка технического состояния хи­мических боеприпасов на объек­тах по хранению химического оружия, проведение необходи­мых регламентных работ по их поддержанию в безопасном состо­янии, а также своевременное вы­явление и уничтожение аварий­ных боеприпасов с использовани­ем специальных комплексов при соблюдении требований техноло­гической и экологической безо­пасности.

Такие комплексы, получившие наименование КУХО (комплекс по уничтожению химического оружия), были разработаны в на­чале 80-х годов прошлого столе­тия. Применяемая на этих комп­лексах технология была основана на разработанной ФГУП «ГосНИ-ИОХТ» классической технологии детоксикации отравляющих ве­ществ, по которой они подверга­ются нейтрализации с использо­ванием специальных реагентов, после чего получаемые реакцион­ные массы и корпуса боеприпасов проходят высокотемпературную обработку в специальных печах.

В состав Федерального управ­ления входит специальное под­разделение — по уничтожению аварийных химических боепри­пасов. Оно занимается организа­цией уничтожения аварийных из­делий непосредственно на объек­тах по хранению и объектах по уничтожению химического ору­жия, обслуживанием и ремонтом комплексов, взаимодействует с федеральными и региональными органами исполнительной власти, подразделениями МВД и МЧС при обеспечении безопасности проводимых работ. Кроме того, на каждом объекте по хранению и объекте по уничтожению хими­ческого оружия сформированы и действуют подразделения ликвидации аварийных ситуаций (ОЛАС). Аварийные химические боеприпасы уничтожаются непос­редственно на территории объек­та ситами ОЛАС под контролем и при непосредственном участии офицеров отдела. Уничтожение осуществляется с участием пред­ставителей региональных надзор­ных органов в присутствии инс­пекторов Организации по запре­щению химического оружия.

С1997 года по настоящее вре­мя с помощью комплексов было обнаружено и уничтожено более1300 аварийных химических бое­припасов. В числе уничтоженных аварийных боеприпасов — 72 авиабомбы. Отсюда, кстати, мож­но сделать вывод о высокой на­дежности и безопасности произ­веденных в свое время и уже дли­тельное врем| хранящихся химбоеприпасов в арсеналах, особен­но если сравнить выше приведен­ные данные с общим количеством единиц хранения только в двух российских арсеналах — ракетно-артиллерийских боеприпасов в Щучье (около 2 миллионов штук) или авиационных в Почепе (60 тысяч единиц). Тем не менее при­говор химическому оружию объ­явлен — уничтожить!

Технологии и контроль

В основу безопасного уничто­жения химического оружия были положены разработанные в нашей стране надежные, безопасные и высокоэффективные технологии уничтожения. Их разработчиком является уже упоминавшееся ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт орга­нической химии и технологии» (ГосНИИОХТ) (г. Москва). В ос­нове российских технологий ле­жит принцип химической де­струкции отравляющего вещества через его взаимодействие с дега­зирующим реагентом. Реакция детоксикации проводится при невы­сокой температуре в герметичном реакторе, что позволяет достичь максимальной безопасности. В процессе используются системы гарантированной очистки отхо­дящих газов. Широко применя­ются автоматизированные систе­мы управления и контроля за про­цессом. Получаемые в ходе унич­тожения химического оружия ре­акционные массы подлежат либо утилизации посредством перера­ботки в нетоксичные продукты с последующим длительным захо­ронением на специальных поли­гонах, либо уничтожаются путем высокотемпературной обработки в специальных печах. Возможна также переработка в продукты для народнохозяйственной деятель­ности (например, реакционные массы от уничтожения люизита на объекте «Камбарка», которые планируется переработать в то­варный мышьяк и другие продук­ты на его основе).

Уникальным ноу-хау отечест­венных разработчиков явилась технология детоксикации ОВ типа Ви-икс — самого массового отрав­ляющего вещества нервно-пара­литического действия в отечест­венных арсеналах, непосредствен­но в корпусах крупнокалиберных авиационных боеприпасов. Суть ее гениально проста — реактором является сам корпус авиабомбы. В имеющийся в ней свободный объ­ем через штатный наливной узел добавляется реагент, после чего боеприпас закрывается и отправ­ляется на трехмесячное хранение. По истечении этого срока в нем образуется реакционная масса, по классу опасности аналогичная хи­мическим удобрениям. После чего ее, равно как и корпус боеприпаса, ждет термообработка. Техноло­гия успешно реализована на объ­ектах «Марадыковский», «Леонидовка», планируется использо­вать и на объекте «Почеп». Кстати сказать, в ходе проведенного в 1995 году сравнительного тести­рования российских и американс­ких технологий уничтожения хи­мического оружия нервно-пара­литического действия американс­кими учеными было подтвержде­но преимущество российских тех­нологий уничтожения.

Одной технологии без произ­водственной базы недостаточно. В рамках ФЦП была решена труд­нейшая задача — проектирование и строительство новых уникаль­ных производственных объектов, которые одновременно являлись опасными химическими произ­водствами, требующими повы­шенных мер безопасности. Все оборудование и технические уст­ройства не имели аналогов и изго­тавливались впервые, под конк­ретное отравляющее вещество и средство доставки. Огромное вни­мание уделялось качеству строительно-монтажных работ, обеспе­чению промышленной безопас­ности при строительстве и эксплу­атации объектов. Ни один объект по уничтожению химического оружия не был пущен без так на­зываемого тестового периода, во время которого осуществляется сначала опробование технологи­ческого оборудования на инертных средах. Вслед за этим — комп­лексное опробование на реальных средах, и лишь затем, при отсутс­твии недостатков и недоработок, давалось разрешение на полно­масштабное уничтожение ОВ. Приемку предприятия и разреше­ние на начало его эксплуатации дает специально создаваемая Гос­комиссия. Правильность такой схемы подтвердила практика пяти построенных отечественных объ­ектов УХО, два из которых — «Горный» и «Камбарка» — уже за­вершили свою деятельность по уничтожению, а два других — «Марадыковский» и «Леонидовка» — уничтожили более чем по 70 процентов своих запасов каждый. Деятельность объектов — посто­янный предмет интереса и конт­роля со стороны Ростехнадзора. Достаточно упомянуть, что за пос­ледние годы в рамках федераль­ной целевой программы Ростех-надзором проведено более 350 проверок на всех объектах по хра­нению, на всех действующих и строящихся объектах по уничто­жению, а также на бывших объек­тах по производству химоружия, подлежащих конверсии или унич­тожению.

ПЭКМ и ГЭКМ

Одним из ключевых моментов в решении проблемы безопасно­го уничтожения химического оружия в России стало создание системы экологической безопас­ности объектов по уничтожению химического оружия.

Базовым элементом этой сис­темы является существующая на каждом объекте по уничтожению химического оружия, являющем­ся опасным промышленным объ­ектом, штатная система контроля за соблюдением установленных экологических нормативов на хи­мическом производстве, называемая производственным эколо­гическим контролем и монито­рингом (ПЭКМ). С ее помощью ведется непрерывное наблюде­ние за состоянием загрязнения производственной зоны и храни­лищ, выбросов системы вентиля­ции, воздуха, почвы, снежного покрова, растительного и живот­ного мира в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприя­тий объекта. Система рассчитана на два режима работы — штатный и аварийный. В штатном прово­дится плановый контроль, а при возникновении аварийной ситуа­ции ПЭКМ призвана оперативно обрабатывать и анализировать поступающие данные, прогнози­ровать развитие событий с уче­том всей суммы факторов, оцени­вать эффективность мер по лик­видации аварии.

В состав системы входят ин­формационно-аналитический центр и химико-аналитическая лаборатория. Для сбора инфор­мации в их распоряжении стаци­онарные посты и передвижные лаборатории контроля, подвиж­ные посты отбора проб. Контроль воздуха промзоны и хранилищ, вентиляционных выбросов ве­дется с помощью автоматических газоанализаторов. Оперативные данные о погоде поступают от расположенной на объекте мете­останции.

Ввиду особой опасности хи­мического оружия в качестве од­ной из мер по обеспечению безо­пасности населения и защите ок­ружающей среды было принято решение дополнить производс­твенный экоконтроль и монито­ринг еще одним элементом конт­роля, создав в рамках федераль­ной целевой программы госу­дарственную систему экологи­ческого контроля и мониторинга (ГЭКМ) как объектов УХО, так и природных систем в зонах воз­можного влияния объектов — санитарно-защитных зон и зон за­щитных мероприятий.

Реализация задачи создания такой системы была начата сов­местными усилиями Министерс­тва природных ресурсов РФ и гос­заказчика программы ликвида­ции химоружия в 1999—2003 го­дах (Российское агентство по бое­припасам). Специалисты ФГУ «ГосНИИЭНП» (г. Саратов) и Федерального управления по бе­зопасному хранению и уничто­жению химического оружия раз­работали необходимую норма­тивную документацию, техничес­кие и методологические подходы к обеспечению государственного контроля и мониторинга объек­тов УХО, методики контроля на­личия ОВ в промышленных вы­бросах и природных средах. Офи­циально система государственно­го контроля и мониторинга при хранении, перевозке и уничтоже­нии химического оружия была создана специальным решением Правительства РФ в октябре 2003 года. На базе ФГУ «ГосНИИ­ЭНП» был создан Центр госу­дарственного контроля и мони­торинга объектов по уничтоже­нию химического оружия, кото­рый в течение всего периода фун­кционирования опытного объек­та по УХО «Горный» Саратовс­кой области проводил плановый контроль, одновременно отраба­тывая методики контроля источ­ников загрязняющих веществ (выбросов, технологических вод, состава отходов и реакционных масс), а также основных природ­ных сред (атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод). Центром осуществлялись проверки состава и безопасности реакционных масс, отрабатывалась методология оценки влияния объекта на окружающую природ­ную сред}'.

По результатам работы цент­ра была разработана концепция создания региональных систем ГЭКМ для обеспечения государс­твенного контроля и мониторин­га строящихся объектов по унич­тожению химического оружия. В 2005 году во всех шести регионах РФ, где расположены объекты по хранению и осуществлялось строительство объектов по унич­тожению химоружия, были со­зданы и прошли государствен­ную аккредитацию региональ­ные центры экологического кон­троля и мониторинга. В ходе про­ектирования системы ГЭКМ на каждом объекте для санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий были определены точки наблюдения и пробоотбора. На каждую точку был запол­нен паспорт с определением ко­ординат, описанием местности, путей подъезда. Мониторинг ве­дется по следующей схеме: фоно­вые наблюдения окружающей природной среды до пуска объек­та, что позволяет получить изна­чальную картину, оценка влия­ния объекта на окружающую сре­ду в ходе процесса уничтожения химоружия, и, наконец, монито­ринг для определения степени возможных изменений в окружа­ющей среде после окончания ра­боты объекта.

Созданная система позволила обеспечить контроль безопаснос­ти объектов со стороны уполно­моченных органов исполнитель­ной власти: федеральных надзор­ных органов, администрации ре­гионов и других структур, в чьем ведении находятся вопросы кон­троля безопасного уничтожения химоружия. Организована систе­ма информационного обеспече­ния надзорных органов, где уста­новлены компьютерные терми­налы, на которые поступает теку­щая и оперативная информация о результатах контроля и монито­ринга.

Как здоровье?

В системе государственных ме­роприятий, направленных на вы­полнение Федеральной целевой программы «Уничтожение запа­сов химического оружия в Рос­сийской Федерации», важное мес­то занимают вопросы безопаснос­ти в плане охраны здоровья лю­дей. Медико-санитарное сопро­вождение ФЦП осуществляет Фе­деральное медико-биологическое агентство России, созданное в ок­тябре 2004 года. Особенность ФМБА состоит в том, что агентс­тво не только оказывает государс­твенные услуги в сфере здравоох­ранения, но и осуществляет функ­ции по контролю и надзору в сфе­ре санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опас­ными условиями труда и населе­ния отдельных территорий, к ко­торым относятся, в частности, ра­ботающий персонал объектов УХО и население, проживающее и работающее в зонах защитных мероприятий таких объектов.

На объектах имеются заводс­кие поликлиники, предназначен­ные для ежедневного медицинс­кого контроля за здоровьем рабо­тающих, оказания медицинской помощи при заболеваниях и ока­зания им экстренной медицинс­кой помощи при аварийных ситу­ациях.

В местах расположения объ­ектов по хранению и объектов по уничтожению химического ору­жия созданы поликлинические консультативно-диагностичес­кие центры (ПКДЦ) для обследо­вания граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. В пос. Кизнер Уд­муртской Республики такой ПКДЦ строится. Центры оснаще­ны самым современным диагнос­тическим оборудованием, кото­рым могут похвастаться далеко не все ведущие региональные ме­дучреждения.

Для лиц, закрепленных на ме­дицинское обслуживание в лечеб­ные учреждения ФМБА России, медицинская помощь доступна в полном объеме, включая первич­ную медико-санитарную помощь, квалифицированную и специали­зированную, в том числе и высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение реабилитационно-восстановительного и са­наторно-курортного лечения.

Создается единая система ме­дицинского мониторинга и авто­матизированного персонального учета работников объектов УХО и населения, проживающего и ра­ботающего в зонах защитных ме­роприятий. По состоянию на де­кабрь 2009 года система содер­жит сведения более чем о 86 000 граждан, из них около 76 000 жи­телей зон защитных мероприя­тий (включая 18 465 детей), и около 12 000 работников арсена­лов хранения и объектов по унич­тожению химического оружия.

Изучение состояния здоровья населения, проживающего в зо­нах защитных мероприятий, проводится силами профильных НИИ ФМБА России с участием учреждений и организаций здра­воохранения регионов. Здоровье детей выделено в особую пози­цию и изучается специалистами детской клинической больницы №38 (г. Москва).

Начиная с 2001 года НИИ ги­гиены, профпатологии и эколо­гии человека (Санкт-Петербург), НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии (Волгоград) и де­тской клинической больницей № 38 (Москва) проведено комп­лексное медико-санитарное об­следование населения, прожива­ющего в зоне защитных меропри­ятий вокруг объектов по уничто­жению химического оружия в Са­ратовской, Кировской и Пензенс­кой, Курганской областях, также в Удмуртской Республике.

Анализ состояния здоровья представительной выборки насе­ления, проживающего в зонах за­щитных мероприятий объектов, показал, что выявленные рас­стройства здоровья населения связаны с возрастом, полом, не­благоприятными социально-бы­товыми условиями жизни. Ос­новными факторами окружаю­щей среды, неблагоприятно вли­яющими на здоровье, являются загрязнение атмосферного воз­духа выбросами промышленных предприятий, котельными, авто­транспортом, некачественное во­доснабжение, загрязнение почвы пестицидами и другими ядохи­микатами, недостаточное благо­устройство населенных мест. В обследуемых регионах демогра­фическая ситуация полностью отражает состояние естественно­го движения населения на терри­тории Российской Федерации.

Проводимое динамическое наблюдение за состоянием здо­ровья населения, проживающего в местах размещения объектов УХО, не выявило статистически достоверных различий в уровне и структуре заболеваемости населения зон защитных мероприя­тий с аналогичными показателя­ми здоровья населения регио­нов.

Во всех регионах при обследо­вании населения не было выявле­но заболеваний, в частности ра­ковых, развитие которых можно связать с воздействием на орга­низм отравляющих веществ, на­ходящихся на объектах по хране­нию и объектах по уничтожению химического оружия.

Очередное тому подтвержде­ние — комплексная санитарно-ги­гиеническая проверка, проведен­ная в 2009 году ФМБА России на территории Кировской области. Ее цель — проверить возможные источники загрязнения объектов окружающей среды в ЗЗМ объекта «Марадыковский» и содержание различных вредных веществ тех­ногенного происхождения в ат­мосферном воздухе, воде и дон­ных отложениях, а кроме того, дать эпидемиологическую оценку состояния здоровья персонала са­мого объекта и населения различ­ных возрастных групп, прожива­ющего на прилегающих к нему территориях. По результатам про­верки состояние окружающей сре­ды в зоне объекта оценено как удовлетворительное, уровни за­грязнения не превышают ПДК.

Активную работу по контро­лю состояния природной среды в зонах влияния объектов по хра­нению и объектов по уничтоже­нию ведет Роспотребнадзор, еже­годно проводя социально-гигие­нический мониторинг состояния среды обитания человека и осу­ществляя государственный сани­тарно-эпидемиологический над­зор в этих зонах. Территориаль­ными органами Роспотребнадзора Брянской, Курганской, Пен­зенской, Саратовской, Кировской областей и Удмуртской Респуб­лики в рамках мониторинга в зо­нах защитных мероприятий хи­мических арсеналов ведется мо­ниторинг по определенным при­оритетным загрязнителям. Ос­новная цель мониторинга — ги­гиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья насе­ления, выработка предложений для принятия управленческих ре­шений органами местного само­управления для обеспечения са­нитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мониторинговые точки, пери­одичность лабораторных иссле­дований факторов среды обита­ния определены в соответствии с действующими нормативными и методическими документами. Контролируемыми факторами среды обитания человека, вклю­ченными в программу монито­ринга, являются атмосферный воздух, питьевая вода из центра­лизованных и нецентрализован­ных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вода поверхностных водоемов в местах водозабора и зонах рекреации, почва, продукты питания живот­ного и растительного происхож­дения местного производства.

В 2009 году исследования фак­торов среды обитания человека проводились в ЗЗМ объектов в 197 мониторинговых точках, в том числе в 34 точках в Брянской области, 15 точках Кировской, 28 — Курганской, 33 — Пензенс­кой, 33 — Саратовской области и 54 точках по Удмуртской Респуб­лике из расчета двух объектов: в г. Камбарке и в г. Кизнере.

Данные мониторинга свиде­тельствуют об удовлетворитель­ном состоянии окружающей сре­ды вокруг контролируемых насе­ленных пунктов и отсутствии в ней отравляющих веществ и про­дуктов уничтожения химическо­го оружия.

Результаты исследований со­стояния окружающей среды в зоне влияния объектов по хране­нию и уничтожению химическо­го оружия, проводимых штатны­ми и надзорными структурами, оцениваются как удовлетвори­тельные, уровни загрязнения не превышают ПДК, а, следователь­но, система безопасности процес­са уничтожения химического оружия и технологические реше­ния, заложенные при проектиро­вании объектов УХО, и использу­емые технологии уничтожения боевых отравляющих веществ выполняют свою задачу по недо­пущению поступления вредных примесей в атмосферу.

Этот вывод на днях подтвер­дил полпред президента в ПФО, председатель Госкомиссии по химразоружению Григорий Ра-пота. Отвечая на вопрос о безо­пасности пяти химических арсе­налов, находящихся на террито­рии округа, он отметил, что «на всех объектах УХО очень высо­кая степень защищенности, и именно они вызывают меньше забот, т.к. там изначально закла­дывались самые современные технологические методы работы. И на этих объектах участие лю­дей непосредственно в произ­водстве сведено к минимуму, а фактически там все процессы ав­томатизированы».

А. Евдокушкин