Увеличение срока службы лемеха

A.M. МИХАЛЬЧЕНКОВ, доктор технических наук, профессор

Л.А. ПАРШИКОВА, инженер

ФГОУ ВПО «Брянская ГСХА»

Известные методы вос­становления и упрочне­ния лемехов применимы ограниченно, а в некото­рых случаях вообще не могут быть использованы. Например, оттяжка носка лемеха за счет «магазина» производится один раз. Более того, в условиях сла­бой технической оснащенности ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственных пред­приятий, при отсутствии спе­циального оборудования и ма­териалов в большинстве случа­ев применение многих методов повышения долговечности ле­мехов практически невозможно. Согласно техническим усло­виям лемеха, имеющие износ по толщине 5-6 мм, подлежат вы­браковке. Однако при устране­нии того или иного дефекта они еще могут быть использованы на песчаных, супесчаных и легкос­углинистых почвах.

Высокая стоимость лемехов плугов отечественного произ­водства, достигающая 450-500 р. за единицу, заставляет произ­водителей сельскохозяйствен­ной продукции искать новые пу­ти увеличения их ресурса, на­пример, привариванием износостойких накладных эл­ементов [1, 2].

Из практического опыта сель­ских инженерных служб известен метод приваривания накладного элемента (долота) вдоль полевого обреза (рис. 1). Он применим при нарушении размеров носка лемеха вдоль полевого обреза, сопро­вождающегося сквозным проти­ранием. Такая приварка хотя и обеспечивает продление срока службы лемеха, но в значительной степени увеличивает тяговое со­противление и создает опреде­ленные технологические трудно­сти. При приваривании элемента из-за сравнительно большой про­тяженности швов высока вероят­ность изгиба восстановленной области.

Этот метод применяют также при восстановлении лемехов, сохранивших размерность носка относительно полевого обреза, но имеющих износ нижней части (затупление), хотя в этом случае гео­метрические размеры накладного элемента можно уменьшить, сни­зив тем самым сопротивление пе­ремещению агрегата и уменьшив суммарную длину швов. Заточку восстановленного лемеха, как правило, не производят, что при­водит к недостаточной заглубляемости плуга и неустойчивости его движения.

Для устранения указанных не­достатков в академии разрабо­тан и апробирован в полевых условиях новый метод увеличе­ния ресурса лемехов, ранее подвергшихся двукратному вос­становлению. Восстанавливали носки на 16 плужных лемехах марки П-702. по следующей тех­нологии (рис.2): к рабочей по­верхности 1 передней части ле­меха сварочными электродами диаметром 4 мм марки УОНИ 13/55 (допускается использова­ние и других электродов) с си­лой тока 150-160А приваривали стальную пластину 2 таким об­разом, чтобы ее передний край был совмещен с контуром поле­вого обреза 3. Сварные швы 4 накладывали в местах стыка и вдоль полевого обреза.

Пластины изготавливали из вторичного сырья - рессор тол­щиной не более 6 мм, утративших упругие свойства, но сохранив­ших значительную твердость (HRC 50-58). Ширина выступаю­щей нижней части I соответствует аналогичному размеру долота стандартного лемеха. Общая ши­рина а дополнительного элемента определяется величиной износа либо шириной применяемой рес­соры.

Из практического опыта из­вестно, что чем меньше ширина пластины, тем эффективнее за­глубление лемеха и ниже тяговое сопротивление агрегата. Длина пластины L лимитируется величи­ной и формой износа носка леме­ха. Лезвийная часть и полевой обрез пластины затачиваются до ее приваривания в соответствии с техническими условиями.

Наплавочное армирование 5 в области ожидаемого лучевид­ного износа 6 производят той же маркой электрода и с теми же параметрами режима. Рас­стояние между армирующими валиками составляет 30 мм. Ва­лики располагаются перпенди­кулярно полевому обрезу. Во из­бежание коробления сварку производят поочередно одно­временно на четырех-пяти де­талях. При наличии лучевидного износа его устраняют заплавкой электродами для наплавки дета­лей из мало- и среднеуглеродистых сталей.

Применение предлагаемого метода, наряду с повышением срока службы, приводит к увели­чению жесткости носка, что, в свою очередь, снижает вероят­ность деформации носовой части лемеха в процессе работы. Ис­пользование наплавочного арми­рования обеспечивает рост стойкости к образо­ванию лучевид­ного износа, по­вышая тем са­мым ресурс детали.

Полевые ис­пытания, прове­денные на пе­счаных и супе­счаных почвах с гравиевидными включениями, показали полное восстановление ресурса у восстановленных лемехов. Детали с деформация­ми и изломами составили не более 7-10 % от об­щего количества опытных изде­лий.

Применение предложенной технологии позволяет обеспечить минимум трехкратное восстано­вление лемехов и достигнуть по их суммарному ресурсу уровня веду­щих агропромышленных стран.

Литература

  1. Ерохин, М.Н. О совершенствовании конструктивных параметров рабочих орга­нов плуга / М.Н. Ерохин, B.C. Новиков// Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2005. - № 1 -С. 25-31.
  2. Михальченков, A.M., Тюрева, А.А., Михальченкова, М.А. Новые способы упрочне­ния плужных лемехов /A.M. Михальченков, А.А. Тюрева, М.А. Михальченкова // Тракто­ры и сельскохозяйственные машины. - 2007. - №7 - С. 39-40.