В тесном контакте с природой

Журавлева А. В тесном контакте с природой / А. Журавлева // Жуковские новости.- 2017.- 7 июля (№54).- С. 5.
-- Экологическое образование и просвещение

Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В детском саду «Солнышко» в работе по экологическому воспитанию дошкольников занятия прово­дятся в специально оборудованной экологической комнате, где используется наглядные пособия, тематические стенды. Здесь представлены четыре времени года макетами деревьев, водоема, муляжами грибов, овощей и фруктов, собрана коллекция злаков. Функционирует зона экспериментирования для поисково-исследовательской деятельности.

Для того чтобы помочь детям понять, как следует вести себя, чтобы не причинить вреда всему, что их окружает: другим людям, животным, воде, воздуху, знакомим детей с лесными правилами, которые оформлены в виде настенного панно.

На территории детского сада создана «экологическая тропинка», которая выполняет познавательную, развиваю­щую, эстетическую, оздоровительную функции. На «экологической тропинке», которая охватывает всю территорию детского сада, созданы видовые точки, которые служат объектами интереснейших наблюдений. Здесь дети знакомятся с представителями местной флоры и фауны. Необходимо воспитывать у детей осознан­но-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Экологические знания в нашем саду дети получают также во время ухода за растениями и жив комнате. Есть огород, где каждая группа имеет свои грядки. Дети не только получают практические навыки, с удовольствием заботятся о живой природе, но и получают положительные эмоции. Так, постепенно в процессе работы, стараемся воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.

Различные экологические акции и проекты формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории сада, уборке мусора, охране деревьев на участке, помощи зимующим птицам, разработке Красной книги природы родного края, создание игрушек из \ бросовых материалов и др.

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к бога­ствам духовной культуры.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой кра­сотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Всё хорошее в детях
из детства!
Как истоки добра
пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать,
полюбить!
Мы хотим, чтоб земля
расцветала.
Росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

А.Журавлева, воспитатель

 МАДОУ детский сад "Солнышко"