Виртуальная выставка монографий о студенчестве «25 января — Татьянин день»

Уважаемые читатели!

К празднику 25 января мы подготовили для вас виртуальную выставку монографий, которые расскажут о студентах и о студенчестве с точки зрения профессионального исследователя. Среди книг есть как те, что описывают только российское студенчество, так и те, что заинтересованы аспектами студенчества ближайших странах-соседях (выходивших в состав Российской Империи, в состав СССР). Есть труды, заинтересованные в ретроспективном историческом анализе, и есть труды, посвящённые современному положению вещей, включающему, например, цифровизацию и информатизацию образования. Так что можно сказать, что спектр представленных здесь монографий позволит изучить студенчество со всех сторон, обширно и комплексно.

Мы поздравляем настоящих, будущих и бывших студентов с замечательным зимним праздником – Днём студентов, а Татьян – с именинами, и приглашаем познакомиться с книгами, которые вы можете прочесть в нашей библиотеке!

Гусаковский, Михаил Антонович. Университет как центр культуропорождающего образования: изменение форм коммуникации в учебном процессе / и др.; под ред. М. А. Гусаковского. — Минск, 2004. — 279 с.

Эта книга представляет собой продукт пятилетних усилий коллектива сотрудников Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Она возникла из трудов по написанию неклассической концепции университета, описанной в междисциплинарных аспектах: философском, методологическом, теоретическом, методическим.

Первая глава носит теоретический характер. Вторая посвящена опытам будущего университетского образования и представляет собой набор эссе, идей, аналитических описаний возможных практик, альтернативных действующим в университете. Здесь позиции авторов концептуально могут не вполне согласовываться друг с другом. Третья глава содержит прецеденты предлагаемых образовательных практик, в той или иной степени реализовывавшихся усилиями авторов в БГУ и белорусском регионе.

 

Иванов, Анатолий Евгеньевич. Студенческая корпорация России конца ХIХ – начала ХХ века: опыт культурной и политической самоорганизации / А.Е. Иванов. — М., 2004. — 408 с.

Монография представляет собой комплексное исследование корпоративного строя, культуры, социальной психологии, общественно-политического облика студенческого сообщества. В ней вы увидите результаты изучения разных исторических источников, таких как: уставы студенческих организаций, студенческие переписи и пресса, мемуаристика, эпистолярия, публицистика, документы полицейского сыска, материалы политических партий и пр.

Первый содержательный блок посвящён академической субкультуре студенческой корпорации, воплощаемой в деятельности землячеств, научных кружков и обществ, организаций студенческой материально-бытовой самопомощи, богословских, культуртрегерских досуговых объединений, немецких корпораций Юрьевского (бывш. Дерптского) университета (глава I). Исследованы также коллективное самопознание и культурно-общественная презентация молодой российской интеллигенции как высшие формы студенческой самоорганизации (глава II). Второй блок посвящен политической культуре студенчества (глава III), которая была постоянным фоном академической повседневности.

Иванов, Анатолий Евгеньевич. Студенчество России конца XIX – начала XX века. Социально-историческая судьба / А.Е. Иванов. — М., 1999. — 414 с.

Эта книга посвящена студенчеству Российской империи XIX – начала XX в. как социально-демографической общности, как части интеллигенции, повлиявшей на облик последующего развития страны. Разобраны те аспекты жизнедеятельности студенчества, которыми определялись его социальная психология (групповое сознание), субкультура, общественно-политическое поведение.

В монографии разобраны:

- мотивация выбора профессии выпускниками разнотипных средних учебных заведений (мужских и женских) в контексте среды, из которой они вышли,

- нормативные принципы, «технология», сословно-вероисповедно-охранительные регуляторы приёма абитуриентов в высшую школу (государственную и общественно-частную),

- социальное и национальное структурирование состава студенчества, его правовой статус, материально-бытовое положение (бюджет, питание, жилищные условия, одежда, состояние здоровья, возраст),

- российское студенческое зарубежье (география, статистка, правовое и материально-бытовое положение).

Катровский, Александр Петрович. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России / А.П. Катровский. — М., 2003. — 208 с.

В монографии на основе эволюционного подхода к изучению территориальной структуры высшей школы России выявлены особенности региональной политики в сфере высшего образования в XVIII – XX веках. Показана роль отдельных городов и регионов в системе подготовки кадров высшей квалификации, рассмотрены особенности структурной политики в области высшего образования, показана роль высшей школы как фактора регионального развития.

Книга состоит из следующих содержательных разделов:

- становление российской высшей школы,

- развитие территориальной структуры системы высшего образования России в XIX – начале XX века,

- региональная политика и развитие территориальной структуры высшей школы в эпоху правления Александра II и Александра III,

- территориальная организация и региональная политика в сфере высшей школы в конце XIX – начале XX века,

- региональная политика и развитие территориальной структуры высшей школы в советский период,

- региональная политика и развитие территориальной структуры высшей школы в конце XX – начале XXI века.

Патов, Николай Александрович. Отечественное университетское образование и становление культурной элиты в России: начало XVII века – начало XX века/ Н.А. Патов. — М., 2011. — 280 с.

Монография посвящена истории университетского образования, преимущественно в России, как процессу формирования среды, воспитывающей культурную элиту страны. В первой главе дан краткий очерк истории университетского образования в Европе: от зарождения университетского феномена и до конца XVI века, т. е. до границ Нового времени. Во второй главе представлена картина интеллектуального и культурного развития России в XVI веке, на пороге появления в стране высшего образования.

В третьей главе представлен начальный этап истории русской высшей школы (XVII-XVIII вв.) в виде первых шагов в подготовке культурной элиты. Речь идёт о становлении университетского образования в России и первых опытах мировоззренческой подготовки российских студентов в XVII-XVIII вв. Четвертая глава расширяет рамки ретроспекции на XIX – начало XX века. Пятая глава посвящена итогу двухсотлетней истории русской высшей школы: воспитанному ей слою отечественной интеллигенции.

Резник, Семён Давыдович. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость / С.Д. Резник, М.В. Черниковская; под общей редакцией С.Д. Резника. — М., 2019. — 242 с.

В этой книге представлены результаты исследования жизненных приоритетов и социальной устойчивости российских студентов, рассмотрены теоретические подходы к оценке современного состояния студенчества в России и стратегические ориентиры его изменений. Особое внимание уделено анализу готовности абитуриентов к обучению в вузе, специфике адаптационных процессов студентов-первокурсников, экономической самостоятельности студентов и их готовности к будущей профессиональной деятельности, использованию студентами технологий самоорганизации в учёбе, профессиональной практике и личной жизни.

Выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускника вуза, культуру поведения в обществе, состояние здоровья и работоспособность, а также на готовность современной молодёжи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства. Предложены специальные образовательные технологии повышения социальной устойчивости студентов.

Федоров, А.Э. Компетентностный подход в образовательном процессе / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. — Омск, 2012. — 210 с.

Поводом к написанию монографии послужило осознание того факта, что сегодня как никогда прежде стали нужны изменения в содержании компетентностного образования. Поэтому должна быть проведена подготовка его использования в различных ситуациях, а у студентов — сформированы умения обосновывать или опровергать результаты исследований, высказывать суждения, аргументы и выводы.

Принципиально новая система самоорганизации и самоуправления качеством образования должна опираться не только на творческий характер педагога и образовательного процесса, но и на некоторый алгоритм действий педагога и стандарт требований к оценке компетентностной подготовки обучаемого. Все эти аспекты рассмотрены в данной книге.

Формирование духовно-нравственных ценностей и экологической ответственности студенческой молодёжи в интернет-пространстве / Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина, Л.А. Зятева, Г.С. Исакова, И.И. Киютина. — Брянск, 2017. — 197 с.

Родившись как частный информационный продукт, Интернет стал не только новым средством массовых коммуникаций, предназначенным для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей, «оцифровав» многие социальные коммуникативные процессы, но и привёл к созданию новых форм взаимодействия и сотрудничества, породил мощные цифровые сегменты экономики, предоставил инструменты для ведения цифрового бизнеса.

Монография посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей и экологической ответственности студенческой молодёжи в Интернет-пространстве. В работе отражён многолетний опыт организации и проведения студенческого Интернет-фестиваля «Поколение.RU в Брянске» как комплексной образовательной игровой технологии, включающей в себя достижения современной педагогической теории и практики профессионального обучения и опирающейся на использование мощного потенциала современных информационно-коммуникативных средств.