Политические, экономические и социокультурные изменения конца 1980-х — начала 1990-х гг., приведшие к образованию ряда независимых государств, актуализировали проблемы социокультурного взаимодействия библиотек приграничных территорий. В статье рассмотрены особенности и перспективные направления социокультурного и информационного взаимодействия библиотек приграничья.
Деятельность любой библиотеки детерминирована множеством факторов не только общего характера (глобализационными процессами, политикой государства, социально-экономическим условиями), но и частного (история создания, место расположения, общекультурный уровень жителей, традиции ареала «обетования», круг пользователей и др.) К ним относится и такой важный фактор, как специфика приграничного региона.
Используя введенную классиками герменевтики дихотомию «объяснение—понимание», сформулируем два вопроса: в рамках объяснительной процедуры — вопрос «Что влияет на общее положение дел в приграничье?», в рамках процедуры понимания — вопрос «Учитывают ли библиотеки феномен приграничья в своей деятельности?» В итоге попытаемся установить взаимосвязи между спецификой приграничных областей и результатами деятельности библиотек, возможностями для их интенсивного развития.
Начнем с самых широких категорий. Первой из них является «приграничье».
Это понятие представлено в литературе в различных аспектах:
- социокультурные границы «Своего» и «Чужого»;
- образование и становление государственных границ;
- последние трансформации, возникшие на постсоветском культурном пространстве вследствие определения «неожиданных государственных границ» — «политических границ новой России».
Впервые приграничье концептуализировано в качестве «пространства встречи», обладающего собственным набором культурных образцов, не сводимых к простой сумме взаимодействующих культур, в исследовании А.А. Пылковой [1].
В научной литературе встречаются следующие определения приграничного пространства сопредельных государств:
- наполненный и мобильный «промежуток»;
- пространство-«посредник».
Длительность приграничного взаимодействия приводит к тому, что возникает особая культура — посредник, именно она создает возможность для продуктивного сотрудничества и диалога культур. «Основополагающей становится идея о том, что граница является не только географическим рубежом. Выполняя одновременно функции связи и разделения, она разделяет и связывает культурно-этнические, материальные и духовные интересы народов, наций и культур. Центральной категорией анализа феномена границ стало понятие приграничье, которое понимается не как два близлежащих региона по обе стороны границы, но как единое социокультурное пространство» [1, с. 16].
Если раньше, на протяжении 70 лет, в отношении восточнославянских народов формировался образ, характеризовавшийся такими категориями, как единство, дружба, взаимопомощь, то после распада Советского Союза политический вектор отношений, растиражированный СМИ, — это свертывание отношений (а порой и столкновение), неприятие добрососедства, сотрудничества и единства. Однако такое представление не совпадает с реальным положением дел в приграничьи, что проявляется не только в политических заявлениях, инициативах и действиях администраций разных уровней приграничных областей, но и в обыденном сознании и бытовом поведении населения. На этом «пространстве встречи» приграничные регионы находятся в процессе постоянного экономического и культурного диалога. В результате образуется некое промежуточное пространство, в котором и осуществляется взаимодействие. Примером такого образования с «мягкими» границами можно считать Брянскую область, которая имеет длительные и глубокие исторические, экономические и культурные связи между приграничными регионами независимых государств.
Для характеристики приграничного пространства трех восточнославянских государств воспользуемся признаками локальной цивилизации, которые сформулировал Е.Б. Черняк:
- создается на основе одного господствующего или немногих этносов;
- включает в себя, как правило, регионы со сходным уровнем экономического развития;
- объединяет, в основном, приверженцев одной религии;
- носители, как правило, являются представителями единой расы;
- состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием [2].
Приграничное сотрудничество выросло из потребности славянских народов общаться, дружить, взаимодействовать. Славянство как общность славянских народов основано на единении. Проживающие на огромном пространстве евразийского континента и составляющие примерно половину населения Европы, славянские народы образуют этническую и языковую общность, не раз в истории выступавшие и как общность духовная.
Общность обусловлена не только пространственными границами (географической близостью, глубоким временным периодом), но единством духовных начал — ценностно-смысловым ядром. Взаимосвязь, взаимопроникновение, взаимовлияние, отсутствие явно выраженных антагонизмов — все эти характеристики присущи славянской культуре. Интеграционные процессы, происходящие в славянском приграничье, имеют определенную социальную направленность, обладают значительным общественным потенциалом.
Кем на местном региональном уровне инициируются интеграционные процессы в приграничье?
Администрация Брянской области всегда придавала особое значение развитию связей с приграничными регионами Беларуси и Украины, которые характеризуются как наиболее устойчивые, обладающие реальными перспективами развития. Эти области вошли в региональное Соглашение о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между приграничными областями Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины, подписанное 27 июня 1993 года. За этот период взаимовыгодные отношения развивались во всех сферах деятельности: в торгово-экономической, научно-технической, образовательной, культурной.
В апреле 2003 г. в Гомеле руководители Брянской области Российской Федерации, Гомельской области Беларуси и Черниговской области Украины, основываясь на положениях Европейской конвенции, подписали трехстороннее Соглашение, зафиксировавшее создание приграничного сообщества «Еврорегион "Днепр"».
В чем проявляются интеграционные процессы приграничья?
По мнению губернатора Брянской области Н.В. Денина, закономерным следствием сотрудничества должно стать развитие приграничной инфраструктуры, торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов, упрочнение социально-культурных связей, систематический информационный обмен.
На протяжении многих лет регулярно выходит в свет специальный совместный выпуск «Живая вода» трех областных газет, имеющий большую многонациональную читательскую аудиторию. Наибольший интерес широкой зрительской аудитории приграничья вызывает эфирная ретрансляция российских телеканалов, бесплатная для конечного потребителя.
За последние пять лет по объему внешнеторгового оборота (ВТО) с Брянской областью Украина прочно стоит на первом месте. В 2006 г. он составил 503,4 млн долл. США (101,8 % по сравнению с 2005 г.). По объему ВТО вторую позицию после Украины стабильно и прочно занимает Республика Беларусь. В 2006 г. объем внешней торговли с ней составил 182,97 млн долл. США. «Рынок является миротворцем, он порождает взаимный экономический интерес в укреплении ткани ...межгосударственного сотрудничества. Каждая историческая эпоха... вносит свой вклад в упрочнение этой ткани, в развитие форм экономического взаимодействия» [3].
Наиболее интенсивно и многогранно сотрудничество проявляется в образовательной и культурной сферах. Примеров этому множество: в рамках Международной ассоциации славянских вузов Брянский государственный технический университет сотрудничает с университетами Житомирской, Хмельницкой, Донецкой и Черниговской областей Украины; проводятся регулярные встречи, научные конференции, обмен специалистами.
Почти сорокалетнюю историю (начиная с 1969 г.) имеет Международный молодежный фестиваль славянских народов «Славянское единство», который ежегодно проходит у Монумента Дружбы на границе России, Беларуси и Украины. В мероприятиях фестиваля в течение месяца принимает участие до 80 тыс. гостей из Украины (Киева, Черниговской, Сумской, Харьковской областей), Беларуси (Минска, Могилевской, Гомельской, Витебской областей), России (Москвы, Орловской, Брянской, Псковской, Смоленской, Калужской, Курской областей).
В праздничных мероприятиях в последнее воскресенье июня принимают участие видные политические и общественные деятели трех стран. В течение последних пяти лет участниками праздника были руководители парламентов, заместители председателей правительств, руководители министерств и ведомств, а также Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. В 2004 г. участниками фестиваля были президенты трех государств: В. Путин, А. Лукашенко, Л. Кучма.
Социальная природа диалога культур проявляется в развитии взаимосвязей, направленных на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, в распространении идей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Библиотеки способны оказывать влияние на формирование отношения населения к общим проблемам через индивидуальную работу с различными слоями общества. Поэтому они вносят свой посильный вклад в общее дело межгосударственного сотрудничества. Все это проявляется в деятельности библиотек Брянской области (не только областных, но и районных, и сельских).
Результаты плодотворного сотрудничества были представлены на XII Ежегодной сессии Российской библиотечной ассоциации в мае 2007 г. в Брянске. Это исследовательская работа, совместные издания, научно-практические конференции, семинары, «круглые столы», сводные информационные ресурсы. Среди наиболее ярких примеров многочисленных публикаций — журналистский проект Климовской районной газеты «Авангард» «Золотые страницы краеведения», отражающий результаты совместной работы черниговских и брянских коллег; обмен периодикой — «Брянский рабочий», «Гомельская прауда», «Отчий Пopir», «Сiверянський лiтопис».
В 2002 г. на сайте Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева был создан раздел «Библиотека — центр диалога культур». В 2007 г. Гомельская областная универсальная библиотека им. В.И. Ленина организовала электронный музей «Древо дружбы». Среди различных информационных продуктов, которые совместно готовят три областные библиотеки, следует обратить внимание на полнотекстовый, постоянно пополняемый указатель книг, статей на белорусском, русском и украинском языках «Живая вода дружбы». Начиная с 1995 г. указатель представлен на сайте Брянской ОНУБ им. Ф.И. Тютчева.
Библиографический указатель «Эхо Чернобыля», отражающий публикации о работе библиотек Брянской, Гомельской и Черниговской областей по освещению проблем Чернобыльской трагедии, был подготовлен в 2006 г. — в год 20-летия трагедии на Чернобыльской АЭС. Все это — результаты интеграционной политики и интеграционных процессов в приграничье.
Каким образом интеграционные процессы могут влиять на ресурсы развития библиотеки?
1. Регион является единицей целостного культурного пространства страны. Библиотеки, развивая межкультурные связи, участвуют в «открытии» своего региона и страны в целом для представителей иных государств.
Библиотеки становятся участниками межгосударственного взаимодействия, выступая «представителями» страны, народа. Это повышает их статус, авторитет, ответственность.
2. Библиотеки должны не только осознавать свою «особость», но и формировать соответствующее отношение у тех структур, которые влияют на состояние и условия их деятельности. Однако практика социокультурных взаимодействий библиотек приграничья в условиях социальных перемен характеризуется сложностью организации такого взаимодействия.
Отношение к деятельности библиотек приграничья формируется центральными и периферийными социальными группами. Центральные группы — это властные структуры, методические центры, профессиональное сообщество в целом. Они оказывают существенное влияние на состояние, развитие, поддержку библиотек, а также определяют содержательные аспекты сотрудничества и его интенсивность (ученые, исследователи, краеведы, библиотекари). Основным критерием принадлежности к центральной социальной группе является степень заинтересованности и нацеленность на результат, полученный от конкретных действий, будь то программа развития библиотек, текущее финансирование всех видов деятельности или участие в конференциях, подготовка публикаций по проблемам социокультурного взаимодействия, изучение истории процесса и пр.
Представители периферийных социальных групп — это те, кто обращается к библиотекам в связи с проблемами экономического и социокультурного взаимодействия по мере необходимости, в конкретных ситуациях. Некоторые ситуации (например, получение необходимой информации), безусловно, могут повторяться с той или иной степенью периодичности, но заинтересованность в определенных услугах библиотек, оценка их деятельности носит эпизодический характер.
Именно представители центральных социальных групп формируют общественное мнение о значимости деятельности библиотеки, ее позитивном или негативном влиянии на посетителей и читателей в отношении сопредельного государства; выступают организаторами публикации материалов в СМИ, формирующих позитивный образ библиотек приграничных государств, отражающих результаты сотрудничества, его перспективы; изучают и оценивают последствия взаимодействия библиотек приграничья.
3. На фоне общемировых интеграционных процессов не только сохраняется, но даже усиливается, особенно на местном уровне, стремление к обретению идентичности. Это стремление местного сообщества может быть реализовано через библиотеку, непосредственно участвующую в сохранении собственной идентичности, в формировании устойчивого позитивного отношения к библиотекам соседних государств.
4. Объединяя информационные ресурсы (например, раздел сайта, указатели «Живая вода дружбы», «Эхо Чернобыля», материалы многочисленных научно-практических конференций), библиотеки вносят существенный вклад в создание единого информационного пространства, характерного для приграничного региона, который имеет свою социально-культурную специфику.
5. Необходимо дальнейшее развитие кадрового потенциала, формирование активной профессиональной позиции, увеличение личных профессиональных контактов, а также изучение, использование и эффективное внедрение профессионального опыта библиотек сопредельных государств. Так, Гомельская область в профессиональном плане выделяется своими мощными краеведческими электронными проектами на государственном уровне («Память Гомелыцины»). Черниговская область традиционно сильна своими библиотечными фондами и работой по их изучению и описанию. Брянская область лидирует в вопросах модернизации деятельности библиотек, в том числе сельских. Специфические особенности каждой из областей обогащают сотрудничество, дополняют опытом, возможностью его непосредственного изучения и применения.
В современной практике межгосударственного взаимодействия нельзя не учитывать роль и значение библиотек приграничья в общих процессах влияния на формирование позитивного облика своей страны. Объединяя усилия, взаимодействуя, библиотеки приграничья вносят вклад в укрепление межкультурного взаимодействия и социально-экономических взаимоотношений. Умение эффективно использовать все имеющиеся ресурсы способствует устойчивости и интенсивности развития отдельных библиотек. Специфика приграничья, мощный интеграционный потенциал, традиции и особый менталитет «пространства встречи» — все это дополнительный ресурс для развития библиотек региона.
Списокиспользованнойлитературы
1. Пылкова А.А. Приграничье как феномен культуры: автореф. дис. / А.А. Пылкова. — М., 2006. — 27 с.
2. Черняк Е.Б. Цивилиография. Наука о цивилизации / Е.Б. Черняк. — М.: Междунар. отношения, 1996. — С. 184.
3. Яковец Ю.В. Путь к партнерству локальных цивилизаций // Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение или партнерство? — М., 1998. — С. 25.