(1914-1997)
Годы учебы. Василий Николаевич Городков родился 12 марта 1914 года в уездном городе Владимирской губернии Гусь-Хрустальном. Отец будущего архитектора – Н.А. Городков – каменщик-печник, знаток секретов и обладатель мастерства строительной профессии. Н.А. Городков желал «твердой и прочной» профессии сыну и примером таковой считал профессию «главного строителя», т.е. архитектора. В начальную пору юности В.Н. Городков уже владел рядом художественных приемов, хорошо рисовал с натуры, понимал и чувствовал цвет и перспективу. Свидетельство тому – сохранившиеся рисунки тех лет.
В 1932 году он начинает готовиться к поступлению на художественный факультет вуза. Его выбор случайно падает на Академию Художеств. Помня желание отца видеть в сыне обладателя профессии «главного строителя», Василий успешно поступает на архитектурный факультет. Российская академия являлась преемницей знаменитой Императорской Академии Художеств, ведущей свое начало с 1757 года. Она впитала в себя опыт академической школы, ее веками сложившиеся педагогические традиции и творческие искания русских художников и смогла сохранить и приумножить основы национальной профессиональной художественной школы и лучшие традиции классического искусства. Главным завоеванием и историческим итогом ее деятельности стало профессиональное формирование ярких, самобытных творческих личностей. Они-то, в конечном счете, и составили целую плеяду выдающихся мастеров всех видов пластических искусств.
В 1930-х гг. в академии продолжали работать выдающиеся мастера искусств: академик архитектуры Г.И. Котов, профессора – архитекторы и скульпторы – Н.Б. Бакланов, А.С. Никольский, И.Г. Лангбард, С.С. Серафимов, Л.В. Руднев, художники и искусствоведы – Н.Н. Тырса, Н.Н. Пунин, К.И. Рудаков, Н.Ф. Лапшин, В.Н. Яковлев, А.М. Любимов. Каждый из этих прекрасных педагогов считал основой изобразительного искусства рисунок, а также глубокие теоретические знания основ классического искусства, и поэтому Городков смог получить на их занятиях хорошую школу практического рисунка, основ графики, проектирования, основанные на высокой культуре линии, штриха, формы и архитектурной композиции. Трудно переоценить и влияние общения с великими учителями на художественное становление и дальнейшее развитие таланта Городкова. Традиции художественного наследия будущий архитектор-художник получил «из рук» учеников великих мастеров прошлого: П.П. Чистякова, В.Е. Савинского, Д.Н. Кардовского, Б.Н. Кустодиева, Е.Е. Лансере…
В дипломной работе «Проект морского вокзала в Ленинграде», актуальной для города в 1930-е годы, молодой архитектор решал сложную задачу – создать образ монументального здания «морских ворот» города, формирующего морской фасад Ленинграда. Помня и хорошо понимая ставшую крылатой фразу своего учителя профессора Лангбарда «…лучше не знать, как украсить здание, чем сделать что-нибудь лишнее», Городков находит правильное образное решение, основанное на обдуманном применении классических форм. Большое влияние на будущего архитектора оказывали выдающиеся работы Лангбарда, среди которых Дом Советов в Могилеве, театр оперы и балета в Минске, Правительственный центр в Киеве и др.
Долгие, трагические четыре года отняла у творчества война. Будучи оторванным длительное время от работы, В.Н. Городков решает вновь учиться – пройти курс на факультете усовершенствования архитекторов в Московском архитектурном институте. Учеба и творческая работа в МАРХИ вновь возвращают его в атмосферу высокого профессионального искусства. Художественно-графическое мастерство архитектор-художник совершенствует в классической школе профессора М.И. Курилко, где блестяще выполняет академические рисунки натурщиц, гипсов. Архитектурные работы, выполненные под руководством известных советских зодчих – профессоров М.О. Барща, В.И. Синявского, Ю.Н. Емельянова, расширяют творческий диапазон В.Н. Городкова.
Начало творческой деятельности. Факультет архитектурного совершенствования МАРХИ направлял своих выпускников для административной работы на руководящие должности главных городских архитекторов. Однако от предложения занять должность главного архитектора Вологды Городков отказывается. «Я всегда хотел работать в старинном русском городе, восстанавливать, сохранять старину, работать практически… Предаваться мечтам в это время было некогда. Сразу сказал себе: необходимо заниматься всякой работой, даже черновой…». Место будущей работы В.Н. Городков выбрал себе сам – незнакомый город центральной России – Брянск, в то время почти полностью разрушенный войной.
С 1949 года Брянск становится для архитектора-художника второй родиной. Здесь ему предстоял почти полувековой период творческой активной работы. В послевоенные годы XX века Брянск был в числе пятнадцати древних русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. В числе немногочисленных брянских архитекторов, восстанавливающих Брянск, был и архитектор-художник В.Н. Городков, сумевший полностью реализовать здесь свой талант. Творчество архитектора в Брянске развивалось в рамках стиля ретроспективной классики, или, как говорят сейчас, сталинского ампира. «Советский классицизм»* оставил много замечательных памятников архитектуры, славных имен зодчих, работавших в период 1930-1950-х годов и по праву считается прогрессивным и плодотворным архитектурным направлением в истории советской архитектуры.
Архитектор видел в принципах, основанных на «философии» русского и европейского классицизма XVIII века воплощение идей, во многом созвучных его собственному архитектурному мировоззрению. «Русский классицизм это не только стиль, а целая система мышления, отражающая идею человеческого долга в служении отечеству» – эти слова В.Н. Городкова мы часто встречаем в его книгах и статьях. Образы классических форм, воплощенных в жилых и общественных зданиях, возведенных по проектам архитектора, лучшее подтверждение этому. Работая в рамках «классического» стилевого направления, архитектор смог достичь высокого уровня эстетической привлекательности и архитектурной выразительности в своих творениях, в которые он вкладывал свои мысли и чувства.
Условно можно выделить несколько периодов в творчестве архитектора, первый из которых продолжался с 1949 по 1952 годы в рамках работы проектной организации «Брянскархпроект». Постройки этого периода в основном – небольшие общественные здания: дом отдыха в п. Жуковка, клуб в г. Сельцо, административное здание управления лесного хозяйства в Брянске, кинотеатр в Новозыбкове, водно-спортивная станция на Десне… Здесь архитектор был ограничен поставленными задачами и небольшими участками территорий. Интересно представлено решение главного фасада управления лесного хозяйства: небольшое здание читается единым объемом, камерным «звучанием» интимной архитектуры. Выразительность зданию придают лепные детали главного входа и двух наличников окон первого этажа, модели которых были выполнены В.Н. Городковым совместно с архитектором Н.В. Куспаком. Выразительное образное решение, воплощенное в деревянных конструкциях, имела водно-спортивная станция на Десне.
В последующие годы наступает период наивысшей активности зодчего. В 1952-1957 гг. проектируются и осуществляются строительством главные архитектурные творения В.Н. Городкова: формируется микроансамбль из двух зданий в центре города – Дома книги и жилого дома по улице Фокина (№ 37), возводится новое здание кооперативного техникума (в соавторстве с арх. Г.А. Гвоздиковым). Эти постройки, осуществленные в самом центре города, придали ему не только новый масштаб, но и обогатили среду эстетически выразительными формами «созвучных» между собой зданий.
Для главной площади города в областной проектной организации «Брянскоблпроект» в 1950-х гг. разрабатывался проект жилого дома. Требования к архитектуре здания, занимающего подчиненное положение по отношению к другим, более важным по содержанию, были жесткие. Дом должен быть простым и ясным по своей композиции, монументальным, значительным своим обликом, архитектурными формами соответствовать существующим на площади общественным зданиям, быть скромным и не выделяться из их среды. Соблюдение этих требований привело к созданию осуществленного строительством дома (жилой дом №24 по проспекту Ленина). Как и соседи, дом поставлен на цоколь, роль которого исполняет первый этаж с витринными окнами. Протяженный фасад расчленен ризалитами классицистическим приемом – широкий центральный ризалит над тремя входами, более узкие боковые (левый боковой закруглен в ответ закругленному углу здания БГИТУ), ризалит фасада по театральной площади шириной и высотой соответствует ризалиту Дома Советов. Здание вписалось в существовавшую тогда застройку площади. Мотивы его внешней архитектуры применены на фасадах построенного на углу проспекта Ленина и улицы Горького общежития студентов лесохозяйственного института, также построенного по проекту В.Н. Городкова. Это помогло создать значительно протяженный, единый по характеру, спокойный фон для общественных зданий.
В 1953-1955 годах к зданию областного комитета КПСС (арх. Б.П. Шавырин) В.Н. Городковым сделана пристройка. В ней разместился большой колонный зал заседаний с парадным фойе и вестибюлем отдельного входа. Решение интерьера здания – главного зала – выполнено в величественных классических архитектурных формах. Общие черты колонного зала и композиционные приемы его построения напоминают широко известные интерьеры Дома Союзов в Москве и концертного зала Дворянского собрания в Санкт Петербурге.
Сложную задачу пришлось решать коллективу архитекторов «Брянскоблпроекта» при проектировании здания областной библиотеки. Первоначальные проектные варианты здания были отклонены, и только третий вариант экстерьера здания, представленный в кратчайшие сроки архитектором В.Н. Городковым, был положен в основу будущего здания (интерьеры выполнялись архитектором А.Э. Фридманом). Занимая место на площади против Дома связи с характерной конструктивистской архитектурой (арх. А.З. Гринберг), здание библиотеки, создаваемое в классических архитектурных формах, должно было, тем не менее, как-то гармонировать с ним, не теряя собственного архитектурного образа. После упорных поисков пришло решение придать фасаду на площадь крупные витражи, объединяющие окна второго и третьего этажей. Большой размер и прямоугольная форма витражей перекликается с большими окнами Дома связи. Расчлененность витражей вертикальными импостами вызывает зрительные ассоциации с ярусами книжных шкафов и полок, помогает раскрыть образ библиотеки. Одновременно, несмотря на классические пропорции и формы частей витража, они своей расчлененностью «роднятся» с узкими окнами технических залов Дома связи. Ритм широко расставленных на фасаде библиотеки парных коринфских пилястр отвечает такому же ритму лопаток на фасаде Дома связи. Общие черты и композиционные приемы не только смягчили разностильность архитектуры зданий разных эпох, но и показали возможность «соединить не соединимое» в ансамбле одной площади.
Среди построек последнего периода творчества архитектора, предшествовавшего началу типового проектирования, следует упомянуть и здание Центрального универмага. Его внешняя архитектура отражает переход от ретроспективной классики к наступившей позднее эпохе экономичной, но бездуховной и лапидарной архитектуры. Первоначальные варианты решения экстерьера здания отражали попытку архитектора связать его образ со зданием театра, построенного в формах ретроспективной классики. Однако проект был пересмотрен. Первая очередь универмага с угловым главным входом осуществлена строительством в 1959 году, вторая очередь с входом со стороны оврага Нижний Судок построена по проекту архитектора А.А. Саломахина.
Художественно-графические работы. Возможность работать в широко известных усадьбах и городах Подмосковья – Кузьминках, Царицыне, Коломенском, Загорске вдохновляли архитектора, и это вдохновение мы ощущаем в серии его работ, выполненных в 1946-1948 годах.
В этих работах под его кистью, казалось бы, самые обычные пейзажи, превращались в возвышенные картины природы. Природа в серии работ, выполненных гуашью, изображена удивительно живой, свежей, трепетной, согретой ласковым солнцем, освеженной бодрящим ветерком. В изображении архитектурных сооружений – мостах, храмах, зданиях – видятся профессиональная рука и глаз архитектора, фиксирующие тонкости орнаментов и профилей, плавность линий, игру света и теней, правильную передачу перспективы. Для Городкова-художника здесь с особой очевидностью проступает трепетное отношение к творениям мастеров прошлого, поэтическое видение самой природы усадебных парков. Характерны в этом отношении лучшие работы этой серии – «Мост в Царицыно», «Мавзолей в Кузьминках», «Архитектурный пейзаж в Кузьминках», «Казанская церковь в Коломенском», «Царскосельская руина».
В эти же годы архитектор-художник пробует себя в технике офорта. По тематике офорты продолжают серию его картин. Это башни Троице-Сергиевой Лавры, парковые сооружения в Царицыне и Кузьминках, Царском селе и др. Офорты излучают тихое, романтическое обаяние архитектурно-ландшафтной среды, но в то же время несут мощный заряд эмоций и имеют познавательную ценность.
С 1960 г. В.Н. Городков, продолжая изучение памятников архитектуры региона, часто путешествует по городам «Золотого кольца». Путевые альбомы тех лет наполнены рисунками с натуры, набросками с борта теплохода во время путешествия по верхней Волге, Волго-Балту. Значительно число рисунков разной степени законченности выполнено им во время изучения памятников ландшафтной архитектуры, поездок в Великий Устюг, Вологду, Муром, Рязань, Владимир, Касимов, Рыбинск, Кириллов, остров Валаам... В основном рисунки выполнялись в карандаше, использовалась также техника итальянского карандаша, сангина.
Интересна серия архитектурных пейзажей, выполненных в Красном Роге (1980) и подмосковном Суханове (1985). Сравнивая эти работы с созданными в предыдущий период, можно видеть, что их общая тональность несколько меняется. На смену романтическому, эмоционально-насыщенному восприятию природных пейзажей приходит более уравновешенный, академический стиль рисунка. Наиболее привлекательны отдельные «элементы» природы – деревья. Таковы, например, деревья-старожилы, «помнящие» А.К. Толстого (1980), пейзаж в Отрадном (1981). Здесь талант Городкова-художника проявляется не столько в изображении драматических или бурных состояний природы – таких задач он никогда не ставил перед собой, сколько в изображении ландшафтов, предстающих в состоянии умиротворенной тишины, покоя или легкого движения. В конечном счете, художник стремится сообщить зрителю эмоции тихой, ясной, спокойной радости, которые вызываются у зрителя постижением гармонии и красоты пейзажа. В карандашном рисунке «Аллея в усадьбе А.К. Толстого» В.Н. Городкову удалось мастерски передать сложную игру света и тени в общей монохромной композиции паркового пейзажа.
В серии архитектурных пейзажей («Памятник бурлаку» (1988), «Мавзолей в Суханове» (1985), «Интерьер в доме Волконских» (1985), «Церковь Варлаама Хутынского (1976) и других), мы ощущаем высокопрофессиональное исполнение сложных перспективных ракурсов архитектурных сооружений, детальность в прорисовке элементов зданий, четкость и выверенность пропорций.
Еще с детских лет архитектор-художник имел немалый интерес к рисованию пером. Значительное количество рисунков и, особенно, архитектурной графики В.Н. Городков выполнял пером и при этом достигал выразительного результата. Хорошим примером являются перспективы: «Тир в городском парке» (1952), «Ресторан на партизанской поляне» (1969), «Мемориальный комплекс на партизанской поляне» (1969), «Охотничий замок А.К. Толстого» (1993). В технике пера выполнялись и пейзажи, такие как «Панорама Ляличской усадьбы П. Завадовского» (1969), «Озеро во Вьюнках» (1969). Уже в последние годы жизни архитектор-художник создает серию иллюстраций к своим путевым заметкам, также выполненную пером и посвященную древним храмам – архитектурным «маякам», расположенным по берегам Десны и всполья.
Педагогическая деятельность. Более 30 лет творческой и научно-педагогической деятельности В.Н. Городкова были связаны с Брянским технологическим институтом (ныне университетом). 1 сентября 1960 года лекцией по начертательной геометрии В.Н. Городков открыл занятия на вновь созданном строительном факультете Брянского технологического института. И вскоре он как единственный представитель архитектурно-строительной специальности возглавил первую специальную кафедру строительного факультета – кафедру архитектуры и строительного производства. На эту должность В.Н. Городков пришел, имея большой опыт творческой, практической работы в проектных организациях Брянска. Формирование научно-педагогических кадров, становление учебного процесса по инженерно-строительным дисциплинам молодого строительного факультета происходило при деятельном участии доцента В.Н. Городкова.
В период с 1964 по 1974 г. В.Н. Городков возглавлял кафедру архитектуры и графики института, активно продолжал заниматься творческой архитектурной и научно-исследовательской работой. В 1965-1969 гг. на кафедре архитектуры он выполнил сложные архитектурные проекты центрального парка культуры и отдыха «Соловьи», мемориального комплекса на Партизанской поляне.
По его проектам возрождаются древние храмы города. На кафедре архитектуры В.Н. Городковым разрабатывались проекты по воссозданию усадеб выдающихся деятелей русской культуры XIX века – А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева, проекты благоустройства территорий и др. Школу архитектурно-строительного мастерства под руководством В.Н. Городкова прошли сотни студентов, будущих строителей, в числе которых нынешние руководители отрасли, административные работники, военные строители, проектировщики, техники-архитекторы, инженеры ландшафтного и садово-паркового строительства.
С 1992 года и до последних дней жизни В.Н. Городков руководил подготовкой архитектурных кадров в Брянском строительном техникуме им. профессора Н.Е. Жуковского. Научно-педагогическая деятельность В.Н. Городкова – это пример беззаветного служения делу подготовки и воспитания инженерных кадров для строительного комплекса города и области. Лекции В.Н. Городкова – образцы педагогического мастерства. Обладая высокой культурой педагога, глубокими профессиональными знаниями, интеллигентной формой общения со студентами – В.Н. Городков внес существенный вклад в профессиональную подготовку нескольких поколений инженерно-строительных кадров для Брянщины.
Имя заслуженного архитектора России В.Н. Городкова занесено в Книгу трудовой славы университета.
Архитектурно-ландшафтные проекты. С середины 1950-х годов архитектор начинает работать в области ландшафтной архитектуры. Один из первых опытов ландшафтного проектирования – реконструкция усадебного парка Безобразовых в с. Кокино. Проект архитектора был полностью осуществлен, благодаря стараниям П.Д. Рылько, в то время директора сельскохозяйственного техникума. Сегодня это один из лучших исторических парков Брянщины, возрожденный к современной жизни села.
В 1963 году В.Н. Городков разрабатывает проект районного парка в г. Дятькове, частично осуществленный впоследствии. В эти же годы архитектор активно занимается натурным обследованием усадебных парков Брянской области, все более и более накапливая опыт в ландшафтном проектировании.
В 1950-х гг. архитектор разрабатывает проектные предложения по созданию центрального парка культуры и отдыха в живописном урочище «Соловьи». В 1968 гору, одновременно с закладкой нагорной части главной и кольцевых аллей, в четырехстах метрах от главного входа в парк воздвигнут Курган Бессмертия. Это памятник во славу тех, кто погиб на Брянской земле, защищая ее от врагов. Курган Бессмертия стал идейным и композиционным центром нагорной части парка. Одновременно он играл важную градостроительную роль в общей панораме исторического города, утратившей часть высотных доминант на своем правом фланге. Он стал новым архитектурным акцентом ее силуэта. Курган имеет вид пятигранной усеченной пирамиды высотой одиннадцать метров. С четырех сторон она охвачена гранитными лестницами, ведущими на верхнюю видовую площадку. К сожалению не все из задуманного удалось осуществить. Выбор места и сооружение Кургана Бессмертия с лестницами всхода на него осуществлено по проекту архитектора-художника В.Н.Городкова – автора проекта Центрального парка культуры и отдыха и стадиона. Восемь лет спустя, в 1976 году, на верхней площадке Кургана построена объемная звезда, состоящая из пяти трехлучевых элементов, соединенных чеканным кольцом-поясом. Это завершение спроектировал архитектор В.А. Тепляков.
В конце 1960-х годов В.Н. Городков снова возвращается к ландшафтному проектированию. Появляется первый вариант восстановления парка в с. Овстуг – на родине Ф.И. Тютчева, несколько позднее разрабатывается проект парка в с. Красный Рог в усадьбе А.К. Толстого. Проектным работам предшествовал этап натурных обмеров, изучение и внимательное, профессиональное «прочтение» сохранившихся ландшафтов парков, что представляло собой целый информационный пласт исторических, эстетических и планировочных сведений. К сожалению, проекты усадебных парков не были реализованы.
Творчески увлекательными для архитектора стали работы по воссозданию усадебных домов Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, осуществленные в 1980-1990 гг. Время реально подумать о воссоздании дома и парка поэта пришло лишь в середине 1970-х годов.
«Самым трудным и долгим делом был поиск, сбор и изучение историко-архивных материалов – вспоминает В.Н. Городков, – единственное, чем я располагал – это репродукции фотоснимков фасада дома Тютчева и ворот въезда в усадьбу, помешенных в 1912 году в журнале красивой жизни – «Столица и усадьба». На них я впервые увидел, каким был дом в Овстуге. Они дополнили краткие сведения из писем Ф.И.Тютчева о доме. Конечно, материала было недостаточно. Пришлось обратиться в ряд библиотек, архивов, музеев, фототек в столичных и областных городах. Однако найдено было мало. Еще меньше дало и натурное обследование на месте. Надежды найти остатки дома в земле оправдались частично: несколько фрагментов фундаментов».
Однако тщательный анализ всех найденных в архивах документов и результатов раскопок позволили В.Н. Городкову создать обоснованную графическую реконструкцию внешнего облика, положенную в основу разработки архитектурно-строительного проекта. Воплощала его в жизнь брянская реставрационная мастерская по заказу областного управления культуры. Дом-музей Ф.И.Тютчева вступил в строй очагов культуры Брянского края в 1986 году.
С 1950-х годов идея воссоздания усадебного дома А.К. Толстого также не покидала творческих планов архитектора. Для разработки проекта требовались историко-архитектурные, литературные, мемуарные, эпистолярные и всякие другие сведения и материалы. Особенно изография – живописные, графические и фотоизображения. Архитектору пришлось вести многолетний поиск материалов, можно сказать с нуля. Полтора десятка архивов, библиотек, музеев, фототек и других учреждений России и Украины, беседа со многими старожилами и лицами, бывавшими в Красном Роге в 1920-1930-х годах и, конечно, доскональные натуральные обследования помогли создать предварительную картину внешнего облика «Охотничьего замка», каким он был в мемориальный период проживания в усадьбе А.К. Толстого. В 1993 году воссозданный дом А.К. Толстого был завершен строительством.
Увековечение памяти павших в годы Отечественной войны. Самостоятельной творческой ветвью для В.Н. Городкова стала работа в области увековечения памяти и подвигов советских воинов и партизан на Брянской земле. Масштаб этих работ очень разнообразный: от скромных обелисков в местах захоронений павших защитников Родины до крупных, композиционно сложных мемориальных комплексов, символизирующих величие народного подвига в военные годы. Одной из первых значительных работ в этом творческом направлении стал мемориальный комплекс «Круглое озеро» – место формирования партизанского отряда под командованием А.И. Виноградова (1963). В пригородном лесу был построен обелиск на братской могиле героев-партизан, павильон-музей с реликвиями борьбы и жизни партизан, восстановлены подлинные землянки. Легендарный лес окружает эти сооружения, объединяя их в памятный ансамбль.
Недалеко от Брянска в Белобережском лесу В.Н. Городковым создается мемориальный комплекс на месте формирования брянского городского и районного партизанских отрядов. По мысли архитектора огонь партизанского костра озаряет на подпорной стене холма высеченные имена павших и высокий обелиск на его вершине – композиционный центр всего комплекса. Обелиск представляет собой полуразвернутое знамя. За обелиском памятная стела с рельефным текстом и картой, рассказывающая о партизанском движении на территории Брянской области. Несколько поодаль, под купами вековых деревьев, восстановленные землянки. Композицию мемориального комплекса дополняет искусственный водоем свободной формы очертания. Торжественно открытый величественный памятник 17 сентября 1969 года, – на долгие годы стал символом героического подвига брянских партизан.
Память о погибших для архитектора, очевидца страшных разрушений городов, была священной. В разных уголках Брянского края, овеянного славой партизанской борьбы, и сегодня можно видеть скромные мемориалы, созданные им в малых городах и селах области: памятник павшим воинам в Дятькове, Гарцеве, Крутоберезке, Клетнянских лесах, Комаричах…
Охрана историко-культурного наследия и реставрация архитектурных памятников. Значительна роль архитектора в возрождении памятников архитектуры древности. Это, прежде всего, реставрационные работы, выполненные В.Н. Городковым в период 1980-1990-х гг., а также ряд построек новых храмов. Возрождение памятников храмовой архитектуры В.Н. Городков считал первостепенной задачей для исторического Брянска. Именно они веками сохраняли черты древнего облика. Реставрация Воскресенской церкви в Брянске (1980-1986) – первая работа архитектора. Законченная постройкой в 1741 году церковь стала одним из важных сооружений города, интересным образцом архитектуры стиля русского барокко. Ее объемное построение следовало древней традиции, восходящей к ярусным храмам конца XVII века. Во второй половине XIX века она была частично перестроена, а в 1940 году утратила верхние ярусы, как и утративший свое завершение основной объем церкви. Со временем исчезли крупные фрагменты декоративной отделки фасадов, полностью утрачена отделка интерьеров. Потребовались углубленные изыскания, обмеры, изучение сохранившихся фотоснимков для того, чтобы выполнить проект реставрации, предусматривающий очищение здания от позднейших построек, восстановление колокольни, покрытия над четвериком церкви, утраченных деталей архитектуры фасадов. Разрешение на реставрационные работы было получено в 1985 году, и судьба памятника была решена.
Примером профессиональной работы по исследованию памятника явился проект реставрации Петро-Павловской церкви в Брянске (1986-1990), где при воссоздании утраченного пятиглавия храма были обнаружены три ряда кокошников и основания центрального и угловых барабанов. Воссозданные кокошники придали храму подлинный исторический облик.
За период с 1993 по 1995 г. В.Н. Городков воссоздает цепь древнего каменного ожерелья города – Тихвинской (1990), Спасо-Гробовской (1994) и Воскресенской (1986) церквей. Не всегда было достаточно данных для разработки точных проектов реставрации: отсутствовали фотографии, «следы» утраченных форм, не было возможности установить необходимые размеры. Так, для воссоздания завершений в церкви Петра и Павла (г. Клинцы) были использованы аналоги – образцы – сохранившиеся памятники архитектуры. В ряде случаев архитектор «выводил» утраченные формы на основе тщательного визуального анализа пропорций сохранившихся объемов (колокольня собора Михаила Архангела в Карачеве).
В последние годы жизни, наряду с реставрационными работами, архитектор проектирует и новые храмы. Среди них – Преображенская церковь в Дятькове, поражающая зрителя своими утонченными пропорциями, Никольская церковь в г. Сельцо (1993-1996) и др.
В 1964 году В.Н. Городков активно поддержал создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), а в 1966 году стал его председателем, проработав в этой должности почти 30 лет. За этот период становления и развития ВООПИиК на Брянщине под руководством Городкова было сделано немало для сохранения культурного наследия региона.
Это работа по выявлению и изучению памятников истории и культуры, многолетний сбор материалов к изданию брянского тома Свода памятников архитектуры и монументального искусства, борьба за сохранение памятников, организация первых реставрационных работ и многое другое. В 1995 году, указом Президента России почетному члену ВООПИиК, отличнику высшей школы, лауреату премии им. А.К. Толстого В.Н. Городкову было присвоено звание «Заслуженный архитектор России». В его честь открыта памятная мемориальная доска в центре Брянска.
Творческое кредо мастера, сформированное В.Н. Городковым в 1950-х гг. актуально и поучительно: задача архитектора – гармонично и тактично вписать новое здание, продумать его объемное и образное решение таким образом, чтобы новое строительство велось в полном согласии с уже сформированной градостроительной средой. В.Н. Городков считал, что выразительность и величавость архитектурной формы и ее способность возвысить душевные достоинства человека может быть достигнуты только в единении с природным ландшафтом. По мнению архитектора, в застройке города Брянска можно было еще многое улучшить, если сохранить его ландшафт, подчеркнуть его эстетически выразительные формы и силуэты.
Такой подход к застройке исторического города неоднократно высказывался архитектором и особенно актуальным стал в наше время, когда творчество зодчих превратилось в услужение вкусам и требованиям заказчика. Жизненно важным для профессии архитектора сегодня должно стать тщательное изучение истории архитектуры города. И в этом необходимую роль должно сыграть творческое наследие архитектора Городкова, оставившего нам свои здания, книги, статьи, рисунки, проекты, многие публицистические выступления…
Книги, написанные В.Н. Городковым, до сих пор являются уникальным источником информации об истории и градостроительстве Брянщины. Основные черты творчества В.Н. Городкова довольно точно охарактеризовал его коллега – единомышленник, архитектор М.С. Розовский: «В точном переводе слово «архитектор» означает «высший строитель». В.Н. Городков носит это звание по праву. Он архитектор и художник не только по мастерству, но и хранитель классики в лучшем смысле слова, то есть всего того образцового, неувядаемого и мудрого, что несет с собою счастливое соединение искусства с наукой и чувством времени... Жизнь постоянно требует от архитектора новых подходов к понятию красоты, но при этом сам эстетический фундамент его мировоззрения и творчества должен всегда опираться на классику. И Городков многократно доказал свое умение следовать этому направлению».
*Главной чертой архитектуры, как классицизма, так и стиля ретроспективной классики было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом свойственна регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стали ордерные системы и их элементы (колонны, антаблементы, классические детали в элементах карнизов, балконов, окон, цоколей), выполнявшиеся в пропорциях и формах, близких к античности. Фасадам присуща симметричность, общественным зданиям – торжественность и величавость.