Вредить природе нельзя!

Снытко Т. Вредить природе нельзя! // Красногорская жизнь.- 2013.- 26 марта
-- Экологическая работа учебных учреждений


В настоящее время про­блемы-экологии приоб­рели большую актуальность. Особенно нас волнуют вопросы охраны окружающей среды там, где мы живем. Школьники по­лучают знания по экологии на уроках естественных наук, а так­же по радио, телевидению, из книг, Интернета. Но достаточ­но ли одних только знаний, что­бы научиться понимать приро­ду, ценить ее богатства и с умом, по-хозяйски, их исполь­зовать? Ведь важно не пассив­ное любование красотой приро­ды, не созерцание того, что сде­лано государством по охране окружающей среды, не сожале­ние по поводу того, что проис­ходит в реальности, а воспита­ние потребности активного уча­стия в решении насущных воп­росов в данной сфере.

Не случайно в 5 «а» классе Красногорской СОШ № 1 на уро­ке естествознания была выбра­на тема «Знакомство с экологи­ческими проблемами местнос­ти и пути их решения». Эпигра­фом занятия стали замечатель­ные слова А. Твардовского: В природе шагу не ступить, «Чтоб тотчас, так ли сяк, /Ей чем-нибудь не заплатить/ За этот самый шаг...»

Учащиеся заранее получили домашнее задание: с помощью родителей подготовить неболь­шие проекты об экологических проблемах Красногорского рай­она, в том числе Красной Горы, написать небольшое сочинение о путях разрешения этих про­блем. Надо сказать, что ребя-

та достойно справились с этим заданием. Никита Дударев, Ро­ман Боровик, Никита Подтынников, Ангелина Черепок, Анаста­сия Семиколенова, Дарья Кислякова, Евгения Саможен, Алек­сей Привалов, Никита и Влад Па­сечники выступили с сообщени­ями. И вот какие проблемы они выявили. Роман Боровик вмес­те со своим отцом, кстати, ра­ботником пожарной охраны, вы­делил проблему загрязнения ле­сов и защиты их от пожаров. Так, например, лес в районе Заполонки, у районной поликлиники, сильно загрязнен мусором. Про­звучали такие стихи: Понимают люди вроде, Что нельзя вредить природе, Почему же там и тут Свалки мусора растут?

Роман привел интересные при­меры о продолжительности разло­жения тех или иных отходов: ав­тобусный билет -1 месяц, кожура банана - 6 месяцев, бумажный стаканчик - до 5 лет, шерстяной носок -1 год, деревянная палка -4 года, пластиковая бутылка -более 500 лет, стеклянная бутыл­ка -более 1000 лет.

Огромный вред наносят лесам пожары. Погибают деревья, тра­вы, птицы и звери, выгорает лес­ная подстилка. В большинстве случаев виновником бедствия являются люди, которые наруша­ют правила противопожарной бе­зопасности. Роман принес для учащихся небольшие памятки, такие, как «Лес­ной пожар», «Охотнику и ры­болову», «Для туристов и от­дыхающих» «Водителям ав­томобилей». Е одной из них за­писано: «Нахо­дясь в лесу, веди себя спо­койно, как дома, не пугай излиш­ним шумом зве­рей и птиц. Не ломай ветки де­ревьев и кустар­ников: каждая сломанная ветка, бесцельно сорванный лист на­носит вред лесу, а значит, и нам самим».

Никита Подтынников рас­сматривал проблему загрязне­ния берегов Беседи мусором и различными отходами. Школь­ник возмущался безответствен­ным отношением к чистоте род­ной природы. Он предложил на­казывать таких людей, поставить вдоль реки таблички с надпи­сью: «Мусор бросать запреща­ется». А Алексей Привалов в своем сочинении написал: «Я стараюсь как можно меньше му­сорить, но одного меня недоста­точно, это нужно делать всем».

Настя Семиколенова подня­ла проблему загрязнения возду­ха выхлопными газами машин, которых сейчас очень много по­явилось в Красной Горе. Многие водители моют машины у реки, и вся грязь течет в реку, где ку­паются люди. Она предлагает от­крыть недорогие автомойки и на­казывать штрафом водителей, нарушающих экологию.

Ангелина Черепок и Евгения Саможен выделяют проблему радиационного загрязнения в результате Чернобыльской ава­рии в 1986 году. Как защититься от радиации? Какие правила ги­гиены необходимо соблюдать? Как предотвратить попадание вредных веществ в наш орга­низм, что нежелательно употреб­лять в пищу, а какие продукты ре­комендуются к использованию в нашей зоне. Так, цезий-137 содержится в молоке, грибах, лес­ных ягодах, в дичи и рыбе, бо­лее того, превышает допустимые нормы в несколько раз. Практи­чески чистыми являются фрукты, особенно яблоки, вишни, груши, сливы, крыжовник. На все эти вопросы попытались ответить девочки.

Никита Дударев и братья Ни­кита и Влад Пасечники говори­ли об охране редких растений и животных нашего района, о не­обходимости заботливого к ним отношения. Никита и Влад к тому же нарисовали красочные рисун­ки этих растений и животных. Лебедь-кликун - самый крупный из наших лебедей. Голос у него звонкий, трубный, слышен на большом расстоянии. Места отдыха этих лебедей отмеча­лись на озерах и прудах Крас­ногорского района, в частности, у села Николаевка. Черного аис­та наблюдали на реке Беседи. здесь же встречаются и бобро­вые поселения.

Ребята рассказали о таких редких растениях, как ветрени­ца лесная, плаун булавовид­ный, белая кувшинка, желтая кубышка. Они уничтожаются че­ловеком из-за их красоты. Ре­бята предложили проводить разъяснительную работу среди учащихся школы, жителей по­селка о бережном отношении к животным и растениям.

В конце урока ребята пред­ложили весной организовать уборку берегов Беседи, изго­товить и расставить таблички с просьбой «Не сорить!», про­вести беседы с учащимися младших классов об охране природы, написать статьи в ме­стную газету «Красногорская жизнь», участвовать в посадке деревьев. О своей практичес­кой работе мы будем расска­зывать на страницах газеты. Мне очень хочется верить, что это так и будет. Я надеюсь, что ребята и все окружающие бу­дут помнить, что Земля - наш общий дом, и поэтому мы дол­жны сберечь его не только для себя, но и для будущих поко­лений.

Татьяна Снытко, учитель биологии