В настоящее время проблемы-экологии приобрели большую актуальность. Особенно нас волнуют вопросы охраны окружающей среды там, где мы живем. Школьники получают знания по экологии на уроках естественных наук, а также по радио, телевидению, из книг, Интернета. Но достаточно ли одних только знаний, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и с умом, по-хозяйски, их использовать? Ведь важно не пассивное любование красотой природы, не созерцание того, что сделано государством по охране окружающей среды, не сожаление по поводу того, что происходит в реальности, а воспитание потребности активного участия в решении насущных вопросов в данной сфере.
Не случайно в 5 «а» классе Красногорской СОШ № 1 на уроке естествознания была выбрана тема «Знакомство с экологическими проблемами местности и пути их решения». Эпиграфом занятия стали замечательные слова А. Твардовского: В природе шагу не ступить, «Чтоб тотчас, так ли сяк, /Ей чем-нибудь не заплатить/ За этот самый шаг...»
Учащиеся заранее получили домашнее задание: с помощью родителей подготовить небольшие проекты об экологических проблемах Красногорского района, в том числе Красной Горы, написать небольшое сочинение о путях разрешения этих проблем. Надо сказать, что ребя-
та достойно справились с этим заданием. Никита Дударев, Роман Боровик, Никита Подтынников, Ангелина Черепок, Анастасия Семиколенова, Дарья Кислякова, Евгения Саможен, Алексей Привалов, Никита и Влад Пасечники выступили с сообщениями. И вот какие проблемы они выявили. Роман Боровик вместе со своим отцом, кстати, работником пожарной охраны, выделил проблему загрязнения лесов и защиты их от пожаров. Так, например, лес в районе Заполонки, у районной поликлиники, сильно загрязнен мусором. Прозвучали такие стихи: Понимают люди вроде, Что нельзя вредить природе, Почему же там и тут Свалки мусора растут?
Роман привел интересные примеры о продолжительности разложения тех или иных отходов: автобусный билет -1 месяц, кожура банана - 6 месяцев, бумажный стаканчик - до 5 лет, шерстяной носок -1 год, деревянная палка -4 года, пластиковая бутылка -более 500 лет, стеклянная бутылка -более 1000 лет.
Огромный вред наносят лесам пожары. Погибают деревья, травы, птицы и звери, выгорает лесная подстилка. В большинстве случаев виновником бедствия являются люди, которые нарушают правила противопожарной безопасности. Роман принес для учащихся небольшие памятки, такие, как «Лесной пожар», «Охотнику и рыболову», «Для туристов и отдыхающих» «Водителям автомобилей». Е одной из них записано: «Находясь в лесу, веди себя спокойно, как дома, не пугай излишним шумом зверей и птиц. Не ломай ветки деревьев и кустарников: каждая сломанная ветка, бесцельно сорванный лист наносит вред лесу, а значит, и нам самим».
Никита Подтынников рассматривал проблему загрязнения берегов Беседи мусором и различными отходами. Школьник возмущался безответственным отношением к чистоте родной природы. Он предложил наказывать таких людей, поставить вдоль реки таблички с надписью: «Мусор бросать запрещается». А Алексей Привалов в своем сочинении написал: «Я стараюсь как можно меньше мусорить, но одного меня недостаточно, это нужно делать всем».
Настя Семиколенова подняла проблему загрязнения воздуха выхлопными газами машин, которых сейчас очень много появилось в Красной Горе. Многие водители моют машины у реки, и вся грязь течет в реку, где купаются люди. Она предлагает открыть недорогие автомойки и наказывать штрафом водителей, нарушающих экологию.
Ангелина Черепок и Евгения Саможен выделяют проблему радиационного загрязнения в результате Чернобыльской аварии в 1986 году. Как защититься от радиации? Какие правила гигиены необходимо соблюдать? Как предотвратить попадание вредных веществ в наш организм, что нежелательно употреблять в пищу, а какие продукты рекомендуются к использованию в нашей зоне. Так, цезий-137 содержится в молоке, грибах, лесных ягодах, в дичи и рыбе, более того, превышает допустимые нормы в несколько раз. Практически чистыми являются фрукты, особенно яблоки, вишни, груши, сливы, крыжовник. На все эти вопросы попытались ответить девочки.
Никита Дударев и братья Никита и Влад Пасечники говорили об охране редких растений и животных нашего района, о необходимости заботливого к ним отношения. Никита и Влад к тому же нарисовали красочные рисунки этих растений и животных. Лебедь-кликун - самый крупный из наших лебедей. Голос у него звонкий, трубный, слышен на большом расстоянии. Места отдыха этих лебедей отмечались на озерах и прудах Красногорского района, в частности, у села Николаевка. Черного аиста наблюдали на реке Беседи. здесь же встречаются и бобровые поселения.
Ребята рассказали о таких редких растениях, как ветреница лесная, плаун булавовидный, белая кувшинка, желтая кубышка. Они уничтожаются человеком из-за их красоты. Ребята предложили проводить разъяснительную работу среди учащихся школы, жителей поселка о бережном отношении к животным и растениям.
В конце урока ребята предложили весной организовать уборку берегов Беседи, изготовить и расставить таблички с просьбой «Не сорить!», провести беседы с учащимися младших классов об охране природы, написать статьи в местную газету «Красногорская жизнь», участвовать в посадке деревьев. О своей практической работе мы будем рассказывать на страницах газеты. Мне очень хочется верить, что это так и будет. Я надеюсь, что ребята и все окружающие будут помнить, что Земля - наш общий дом, и поэтому мы должны сберечь его не только для себя, но и для будущих поколений.
Татьяна Снытко, учитель биологии