Взрыв Голубого моста

Над серебристой Десной, как входные ворота в огромный массив Брянского леса, с ажурными сплетениями и четкими узорами величаво стоит Голубой мост. Три темно-голубые, громадных размеров ребристые фермы на мощных опорах с южной стороны полудугами замыкали берега, продолжая прямую линию железнодорожной магистрали. Не менее красивы три северные фермы, которые своими громадами-прямоугольниками возвышались на уровне соседних полудуг.

Железнодорожный мост через Десну вовсе не голубого цвета, а серого. А вот издали, когда его контуры выделяются на горизонте, создается впечатление, что он голубой. Так в народе его и называют - Голубой мост.

Этот мост в годы войны имел огромное значение для немецкой армии. Из Германии по дороге Гомель - Брянск по мосту круглосуточно проходили эшелоны с живой силой и техникой. В обратную сторону фашисты везли все то, что успели награбить на захваченных территориях. Дорога эксплуатировалась с предельной нагрузкой.

Понимая стратегическую важность данного объекта, немцы усиленно его охраняли. У моста были сооружены оборонительные укрепления: окопы, доты, дзоты. Подходы к мосту были заминированы. Окопы между собой сообщались и имели заграждения из колючей проволоки. Все деревья и кусты у Десны были вырублены. По краю леса была протянута проволока с нанизанными пустыми консервными банками. При любом шорохе или звоне консервных банок фашисты открывали уничтожающий огонь. Попробуй пройти эти полосы! Даже заяц не мог незаметно проскочить. Мост можно было взорвать, лишь имея большие силы и хорошо подготовленных специалистов.

1943 г. В конце февраля, когда 2-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала В.В. Крюкова вел бои под Севском, командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский обратился к начальнику Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко: - Предлагаю поставить задачу брянским партизанам: взорвать в районе Выгоничи железнодорожный мост, пропускающий к фронту десятки вражеских эшелонов в сутки.

В то время заместитель начальника областного штаба партизанского движения А.П. Горшков и командир объединенных партизанских бригад Д.В. Емлютин находились в бригаде "Смерть немецким оккупантам". Они и приняли радиограмму: "Приказываю бригаде им. Щорса - 500 человек совместно с отрядом Ворошилова-1 - 350 человек под командованием М.П. Ромашина взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничи. Матвеев. 2 марта 1943 г". В тот же день радист бригады им. Щорса Юрий Савченко принял по рации и тут же вручил такую же радиограмму комбригу М.П. Ромашину. Передавая ее текст начальнику штаба Б.Ф. Власову, Ромашин сказал, что сейчас он выезжает на встречу с Горшковым и Емлютиным и с ними подробно обсудит вопросы подготовки операции. Он поручил Власову вызвать в штаб главного минера Брянского районного партизанского отряда СИ. Лапшина, вместе с ним готовить расчет потребности взрывчатки с учетом взрыва двух ферм, моста, а также списки подрывников в количестве двух взводов.

С этой целью в штаб к партизанам прилетел заместитель начальника Штаба партизанского движения при Военном Совете Брянского фронта Горшков. С Большой земли прибыл самолет со всем необходимым для взрыва.

Главная роль по подготовке и проведению операции отводилась партизанам Выгоничского района, бригаде им. Щорса. Тщательным образом разрабатывался план захвата моста. Из многих вариантов операции определился один, с которым были согласны и командиры отрядов, и представитель начальника Штаба партизанского движения при Военном Совете фронта. К операции были привлечены партизаны из Брянского и Навлинского районов. Действовать решили комбинированно, нанося удары по мосту и другим немецким объектам. Перед операцией, несмотря на то, что про Голубой мост знали много, все-таки решили взять "языка", чтобы получить дополнительную информацию.

"Надо продумать действия боевой и агентурной разведки. Все детали подготовки к операции держать в строжайшей тайне", - добавил комбриг. В бригаду Ромашин возвратился поздно вечером. С рассветом третьего марта к нему явились командиры и комиссары отрядов. Прибыли Горшков и Емлютин. Они сообщили, что для участия в операции присоединяется еще 250 человек из бригады "Смерть немецким оккупантам" и 100 человек из бригады им. Кравцова. С учетом этого штабу бригады было поручено завершить детальную подготовку выполнения приказа и подготовить схемы операции, а командиру Брянского районного партизанского отряда А.Т. Писареву в 14.00 направить группу разведчиков во главе с Малько к участкам перехода партизанами железнодорожного полотна. Им была поставлена задача: в течение двух суток определить пути следования наших подразделений в район действия, изучить режим охраны дороги немецкими патрулями, порядок и время смены их расчетов.

Получив задание, штаб во главе с М.П. Ромашиным начал готовить партизан к проведению штурма моста, его взрыву. О подготовке к взрыву Голубого моста знал очень узкий круг лиц. Ежедневно партизан готовили преодолевать труднопроходимые участки, по-пластунски пробираться по глубокому снегу, блокировать дзоты и т. д. Особенно тщательно готовились подрывники во главе с опытнейшим минером СИ. Лапшиным. Их группа была численностью около 50 человек.

Разведку возложили на группу выгоничских партизан бригады им. Щорса. Командир отряда им. 26 бакинских комиссаров Н.Д. Тарасов должен был лично возглавить группу захвата "языка". Выбор пал на него потому, что он знал все тропинки, все подходы к мосту. Раньше несколько раз бывал у этого объекта.

Командиры отрядов приступили к формированию групп захвата моста. У автоматчиков должно быть по две гранаты Ф-1 и по два запасных диска. Для переброски тола на санях было решено отобрать 20 лошадей.

Ромашин знал, что в бригаде только 500 килограммов тола, что выплавленный из артиллерийских снарядов тол подрывники в расчет не берут, и в этой операции применение его исключают. Не того он качества. Он также знал, что для формирования групп захвата не хватает гранат и автоматов, поэтому обратился к Горшкову и Емлютину с просьбой не позднее шестого марта доставить из резерва в бригаду Щорса 300 килограммов тола, 200 гранат Ф-1 и 50 автоматов. Во второй половине дня шестого марта все это было доставлено.

Четвертого марта для минеров была подготовлена тренировочная площадка. На ней подрывники соорудили из бревен макеты двух ферм моста. Тренировку проводил Лапшин. Основное время подготовки - ночное. Требовалось, чтобы в темноте подрывники за 20 минут закладывали под обе секции по 400 килограммов тола и на 200 метров успевали отводить провода.

Утром пятого марта разведчики Тарасова доставили двух "языков" из охраны моста. На следующий день в штабе бригады им. Щорса собрались командиры отрядов и групп: А.Т. Писарев, Н.Д. Тарасов, Г.Ф. Покровский, В.И. Колесов, Б.Ф. Ильин, Н.Н. Черненков, Б.В. Волков, П.А. Понуровский, К.И. Родичев, СМ. Матюхин, СИ. Лапшин, Н.П. Аржакин, А.Д. Николашин и Л.В. Тодорцева. Ромашин подробно изложил план операции.

После уточнения отдельных вопросов начальник штаба Власов объявил приказ № 005 от 6 марта 1943 г.: "Силами партизанских бригад им. Щорса, "Смерть немецким оккупантам", им. Кравцова, отряда им. Ворошилова № 1 взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничи. В момент нападения групп захвата на гарнизон, охраняющий мост, атаковать силы противника в Выгоничах, Полужье, Крестах и Лопуши. Повсюду разрушить телефонно-телеграфную связь, железнодорожное полотно со стороны Брянска и Почепа, не допустить переброски вражеских резервов к мосту и взорвать его".

Начальник штаба партизанского движения при Военном совете Брянского фронта А.П. Матвеев.

По данным боевой и агентурной разведки, показанию пленных, установлено, что гарнизон, который охраняет Голубой мост, пропускающий в сутки до 34 эшелонов, состоит из 270 -300 солдат и офицеров. На вооружении у них пулеметы, минометы, автоматы. В обороне противника доты, дзоты, пулеметные точки. Подходы с северо-восточной, южной и юго-западной сторон к мосту обнесены проволочным заграждением. Подступы к мосту на этих участках заминированы. В Выгоничах и Крестах расположен немецкий гарнизон - 250-300 человек. В Лопуши - две роты противника, в Полужье - рота. В ударную группу вошли более ста наиболее смелых, выносливых партизан. Им надлежало штурмом взять мост, создать подрывникам возможность взорвать его.

Главным силам бригады им. Кравцова было дано указание разгромить фашистский гарнизон на станции Полужье, разрушить железнодорожные коммуникации, ликвидировать систему связи, чтобы помощь немцам не подоспела из ближайших станций.

Одна из групп должна была разгромить неприятеля на станции Выгоничи и в населенном пункте Кресты.

Группе партизан отряда им. Баумана было дано задание выйти на участок дороги Бородино - Хмелево, взорвать железнодорожное полотно и разрушить связь.

Для нанесения основного удара по гарнизону противника, его полной ликвидации было создано две группызахвата. Первая группа, правое крыло, из Брянского районного партизанского отряда - 60 человек и отряда им. 26 бакинских комиссаров - 30 человек. Командиром группы назначен А.Т. Писарев, его заместителем - Н.Д. Тарасов. Им нужно было в 00.30 минут 8 марта 43 г. сосредоточиться на исходном положении (в районе изгиба Десны, на расстоянии 1км северо-восточнее моста). В 1.00 в ходе стремительной атаки уничтожить охрану на правой стороне моста и обеспечить диверсионным группам условия для его взрыва.

Вторая группа, левое крыло, - отряды им. Щорса - 50 человек, им. Лазо - 30 человек. Командиром назначен Б.Ф. Ильин, его заместителем - В.И. Кодача. В 1.00 8.03.43 уничтожить охрану на левой стороне моста, обеспечить отсюда прикрытие диверсионных групп. Командиру партизанского отряда им. Баумана Н.Н. Черненкову с группой 60 человек в 00.30 занять оборону в пункте Выгоничи - Клинок на дороге Брянск - Почеп, чтобы не допустить переброски противником резервов со стороны Брянска. Второй группе этого отряда - 30 человек под командованием Н.И. Воробьева в 1.00 взорвать железнодорожное полотно в районе Хмелево - Бородино, уничтожить телефонно-телеграфную связь, заминировать грунтовую дорогу Брянск - Почеп, не допустить подхода по ней вражеского резерва.

Диверсионная группа по взрыву моста состояла из двух взводов - 60 человек. Командир группы - СМ. Матюхин, командиры взводов - Ш.В. Локтюшов, В.Б. Шанин. Инструкторы-подрывники - СИ. Лапшин, Н.П. Аржакин.

Основная группа в 350 человек под командованием майора Г.Ф. Покровского в 1.00 должна была атаковать Выгоничи и Кресты, парализовать противника в селе Лопушь. Вторая группа в 100 человек под командованием Б.В. Волкова 7 марта 1943 г. в 23.00 должна атаковать противника в Полужье, прервать телефонно-телеграфную связь, взорвать в двух местах железнодорожное полотно, не допустить переброски вражеского резерва к мосту.

Командиру бригады резервной группы в 250 человек к 24.00 7 марта 1943 г. достигнуть квартала 7684 и южнее железнодорожной будки 200 метров организовать пункт донесений и связи с командным пунктом Покровского. С началом атаки на мост организовать наступление, уничтожить противника в районе третьей железнодорожной будки и обеспечить проход всех подразделений при отходе от моста.

Разведка на марше при переходе железной дороги, подступов к мосту возлагалась на заместителя командира всей операции по разведке А.Д. Николашкина и помощника начальника по агентурной разведке К.И. Родичева.

Перевязку и эвакуацию раненых обеспечивает начальник санитарной службы бригады Л.В. Тодорцева.

Итак, время нападения - 1.00 8 марта 1943 г. Конец операции после взрыва моста - через 30 минут. Пароль и пропуск на время операции вводится с 18.00 7 марта 1943 г. Пароль: "Десять". Пропуск: "Ты куришь?", отзыв: "Огня нет". Командный пункт командира всей операции - 300 метров севернее моста к излучине Десны.

После рассмотрения отдельных вопросов, уточнения маршрутов движения, мест и участков сосредоточения, данных разведки и связи командиры выехали в свои бригады и отряды. На рассвете седьмого марта 1943 г. по лесным дорогам и просекам, занесенным глубоким снегом, с юга на север потянулись партизанские колонны и обоз. Шли спокойно, неторопливо - путь был трудный и долгий, мешал рыхлый мартовский снег. К тому же в лесу нужно было идти без лишнего шума, команды передавать по цепочке. Через определенные интервалы делались передышки. Когда до моста осталось недалеко, сделали последний привал, была объявлена партизанам боевая задача.

При переходе большака Гололобово - Пролысово Ромашин проявил беспокойство по поводу того, что подразделения бригады "Смерть немецким оккупантам", согласно графику движения, должны быть уже здесь. А их пока не было. Своевременное прибытие всех на свои исходные рубежи было крайне важно, и комбриг распорядился срочно направить связных навстречу Понуровскому, уточнить причины его задержки. Вскоре вместе со связными к Ромашину прибыл заместитель командира бригады по разведке Калиновский, который доложил, что все подразделения их бригады находятся в пути следования и что в течение двух часов они войдут в график движения. Задержка произошла из-за неожиданно появившегося немецкого самолета-разведчика - "рамы". Пришлось дважды прерывать движение и укрывать людей под густым сосняком.

Отпустив Калиновского, комбриг возвратился к подразделениям групп захвата. Люди шли спокойно, без разговоров, громкие команды не допускались. После отдыха, наступившего через 15 километров, двинулись в сторону Залядки. Деревня была сожжена карателями. Многих ее жителей они расстреляли, а оставшихся угнали в рабство. К Ромашину подошли разведчики и доложили, что поле возле Залядки хорошо просматривается с правого берега Десны, и противник может заметить движение большой массы партизан. Комбриг распорядился, чтобы все колонны свернули вправо, обошли поле и вошли в большой лес, который тянулся сплошным массивом вдоль железной дороги. В двух километрах северо-восточнее Залядки комбриг решил всем дать короткий отдых. Он знал, что люди устали, а им еще предстоит пройти самый тяжелый и опасный путь. Ромашин вызвал всех командиров отрядов и подразделений. Он принял доклады о графике движения, уточнил на схеме маршруты к исходному положению, местонахождение соседей, обратил внимание на задачи групп прикрытия, ответил на вопросы оперативного порядка. Затем распорядился передать всем, что до перехода железной дороги будет только один привал на отдых, и если появится необходимость подрывникам снять с саней пакеты с толом, то им придется их нести до исходных рубежей не менее шести километров. Сюда же подошел со своими разведчиками командир группы Покровский. Он доложил, что все 350 человек готовы в назначенный срок атаковать противника в Выгоничах, Крестах и Лопуши, и что связь с КП комбрига он будет поддерживать по рации.

Закончился отдых, и все тронулись дальше. Перейдя с трудом болотистую речку Большую Ловчу, партизаны остановились: впереди проходила железная дорога. Активно действовали группы разведки. Комбриг постоянно получал их доклады. Стояла тишина. Но вот зашевелились партизаны из группы захвата и осторожно двинулись вслед за разведчиками. За ними тронулись подводы с толом. У самой дороги в болоте стали проваливаться лошади. Застучали вражеские пулеметы. Вдоль полотна появились струи трассирующих пуль. Ромашин приказал подрывникам принять на свои плечи 800 килограммов тола, увязанного в плотные пакеты, убрать лошадей от дороги.

Из дзотов и будок продолжали бить пулеметы. От второй будки начался минометный обстрел, но сотни партизан ушли из-под огня, прорвались на северную сторону дороги и двинулись к пойме Десны. Комбриг вызвал главных подрывников - Лапшина и Аржакина, уточнил состав их контрольного отделения, наличие с ними первой и второй катушек проводов, взрывной аккумуляторной машины и дополнительных батарей для ее усиления.

В 24.00 группы захвата правого и левого крыла - 170 партизан - достигли места сосредоточения. Начальник штаба Власов, заместитель комбрига по разведке Николашин, командиры групп осторожно двинулись к мосту. Увидев его очертания, остановились, прислушались. Тихо. Ромашину докладывали шепотом. Он приказал всем выходить на исходное положение, а сам вместе с помощниками и связными направился к своему командному пункту. Заняли свои позиции группы флангового и тылового прикрытия КП.

Комбриг потребовал радиосвязи с Покровским, но радист доложил, что связи не будет: замерзли водоналивные батареи.

Ромашин смотрит на часы. Наступает время атаки, а в районе моста и Выгонич царит тишина...

В это время группа Писарева обходила проволочные заграждения и приближалась к мосту с западной стороны, откуда противник никогда не ожидал нападения. Подходили к казарме и высокой железнодорожной насыпи. Впереди - командиры взводов И.Г. Косолапов, А.Ф. Сапин, З.П. Мартыненко. С резким шипением взлетают немецкие осветительные ракеты. Нападающие бросаются вперед. Атакованы казармы. В ходах сообщений, в жилых помещениях рвутся наши гранаты. На мост ворвались автоматчики. Закипел ближний бой. Вражеский пулеметчик срезает комиссара отряда им. Щорса Т.В. Жиляева. Гибнет от взрыва гранаты Иван Кривов. Падает от штыкового удара Георгий Зубцов, стреляет немецкий офицер из "парабеллума" в Заки Хазиева. Свалил немецкий автоматчик Петра Зятикова. Несут потери партизаны. И все же немцы не выдерживают, их охватывает страх, начинается паника. Кто-то из них бросает оружие, кто-то падает с моста, сдается в плен.

Ворошиловцы под командованием Покровского завязали бой на участке Выгоничи - Кресты - Лопушь. Противник применяет пушки и минометы. Снаряды и мины разрываются у южной стороны моста и командного пункта комбрига. Группы прикрытия взрывают железнодорожное полотно со стороны Брянска и Почепа. Левое крыло группы захвата под командованием Ильина сковало противника с восточной стороны. Практически в это же время шли бои и на других объектах от Полужья до Хмелева. Со стороны Выгонич доносились взрывы - это взлетали в воздух шоссейные мосты, пути подхода вражеским резервам были отрезаны. Партизаны настолько ошеломили врага, что, как потом выяснилось на допросах пленных, фашисты решили, что это регулярные советские войска прорвали фронт.

Мост взят, но бой продолжается, а два взвода подрывников под контролем Лапшина и Аржакина уже укладывают под фермы моста по 400 килограммов взрывчатки. Все делается надежно, без суеты. Лапшин проверяет плотность крепления основных электровзрывателей, закрепляет в четырех гнездах дополнительные взрыватели с бикфордовыми шнурами. При отказе первых подрывники контрольного отделения взорвут мост посредством вторых. Строго проверяются прокладка проводов, контакты соединения их с "адской машиной".

Слышится команда: "Всем отойти от моста! К взрыву подготовились!" - кричит Лапшин и снимает шапку. Через несколько минут раздался оглушительный взрыв. Взметнувшееся огромное багровое пламя рассекло темное небо, озарило широкую пойму Десны, а могучий гул взрыва, долго не утихая, все катился по ее берегам.

С группой партизан Ромашин подошел к мосту. С высоты 19 метров северная ферма рухнула и проломила лед, южная опустилась вниз. Комбриг взглянул на часы - было 2 часа 20 минут. Власов доложил, что группы нападения, подрывники и другие подразделения свои задачи выполнили и готовы к отходу. Предстоит путь перехода железной дороги под охраной групп прикрытия. Тыловое охранение обеспечено.

Заканчивалась ночь. Рассеялась серая дымка. Заблестело утро. Партизаны, уставшие до предела, укрыв в санях 36 тяжелораненых, возвращались в свои отряды. С правого берега Десны били пушки, минометы и крупнокалиберные пулеметы. Вдалеке слышались отрывистые сигналы паровоза.

Два звена "юнкерсов", с визгом разворачиваясь над полем и массивом леса у сожженного поселка Дрогачи, бомбили лагерь, где размещался штаб бригады им. Щорса.

В 12 часов дня с группой командиров Ромашин вошел в свою уцелевшую землянку. Радист Юра Савченко записал текст радиограммы; "...Штаб партизанской бригады им. Щорса 8 марта 1943 г. 12 часов 30 минут Брянский лес. Матвееву. Копия: Пономаренко. Боевое донесение - ВД 0803: Ваш приказ взрыва железнодорожного моста через Десну в районе Выгоничи выполнен 8 марта 1943 г. в 02.20. Мост взорван. Движение эшелонов противника прекращено. Ромашин.".

Такого партизаны еще не слышали. Немецкие эшелоны с живой силой и техникой, так необходимые во время подготовки гитлеровцев к Курской битве, теперь не проходили через станцию Выгоничи. Почти месяц понадобился немцам на восстановление взорванного объекта, но и после этого "...пропускная способность Голубого моста резко сократилась. По нему могли проходить 5-7 эшелонов в сутки, да и то на малом ходу".

Операция по взрыву железнодорожного моста через Десну в районе Выгонич была одной из крупнейших партизанских диверсий за все годы Великой Отечественной войны.

Операция "Голубой мост" получила высокую оценку советского командования. Начальник штаба партизанского движения Пономаренко писал: "Взрыв крупных Навлинского и Выгоничского мостов с уничтожением их гарнизонов... войдет блестящей страницей в историю Великой Отечественной войны".

...Давно нет в живых Героя Советского Союза М.П. Ромашина. Ушли из жизни и А.Т. Писарев, Б.Ф. Власов, СИ. Лапшин. С годами будут забываться многие события партизанской борьбы и растворятся во времени их детали и подробности, но в памяти живущих и тех, кто еще будет приходить в этот мир, героическая операция по взрыву Голубого моста останется вечной легендой.

/ Выгоничская земля от истоков к будущему : книга очерков / под. ред. Т.И. Локтиной. - Брянск : ГУП "Брянская областная типография", 2007. - С. 242-251.