Ю. И. Тарабрин (1934-2015)

Первые шаги. Юрий Иванович Тарабрин родился в 1934 году в г. Можайске Московской области. После окончания в 1958 г. Московского архитектурного института работал в проектном институте «Киргизгипрострой» в столице Киргизской ССР – г. Фрунзе (ныне Бешкек).

В 1960 году Тарабрин приезжает в Брянск на должность архитектора областной проектной конторы «Брянскоблпроект». Теперь, уже навсегда, его жизнь и творчество связаны с древним городом, который он любил и для развития которого немало сделал.

В 2015 году, разбирая обширный творческий архив архитектора, любезно предоставленный авторам лектория его семьей, нам удалось проследить, как из молодого ещё неопытного архитектора рождался мастер современной архитектуры, человек с разносторонними интересами как в профессиональной деятельности, так и в литературе, искусстве, технике, экономике, философии, политике. На первых порах приходилось проектировать и неканализованные жилые дома с печным отоплением, и привязкой типовых проектов заниматься. В его творческом дневнике появляется горестная фраза: «Архитектор вынужден строить жилище, не отвечающее самым заниженным требованиям». В эти годы на Брянщине, жестоко пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, где в деревнях крестьяне ещё живут в хатёнках под соломенной кровлей, без электричества (в 1961 г. в деревнях в ходу были ещё керосиновые лампы и даже лучины), строительство новых капитальных, пусть «без удобств», жилых домов считали за благо.

Но уже через пару лет Тарабрин приступает к серьезной творческой работе. Середина 1960-х годов ознаменовалась для Брянска бурным развитием строительства, в том числе формированием нового центра города. Начинается разработка проекта дома политпросвещения на будущей площади Ленина. Руководит его разработкой известный брянский архитектор, главный архитектор проекта Рафаил Вениаминович Рейшер (1916-1991). Разработку же интерьеров поручают молодому архитектору Ю.И. Тарабрину. В этот же период с ростом объемов проектных работ растет и численность ведущей проектной организации, получившей в 1964 году статус проектного института «Брянскгражданпроект». Остро встаёт вопрос о новом здании для проектной организации. Архитектор Тарабрин, идеалом которого были работы выдающихся архитекторов Оскара Нимейераи Ле Корбюзье, представляет архитектурно-техническому совету института эскизный проект 7-миэтажного здания с атриумом и зимним садом на бровке оврага Нижний Судок. Но, к большому огорчению автора, авторитетным советом проект был отклонен. Причина – неблагоприятные геологические условия приовражной территории, не позволяющие на данном участке возводить многоэтажные здания без дорогостоящих мероприятий по укреплению грунтов. Впоследствии партийные и советские органы города передали эту площадку под строительство Дворца пионеров и школьников (дальнейшая история Дворца нашему читателю уже известна).

Ну, а что с домом для проектировщиков? Был повторно использован проект административного здания горисполкома (сегодня – городская администрация), разработанный Ю.И. Тарабриным в соавторстве с Р.В. Рейшером, со значительными доработками. Так на проспекте Ленина появилось величественное серое здание, чем-то напоминающее многопалубный корабль. Автором проекта Тарабриным (главный инженер проекта Н.И. Лагуткина) было предложено интересное решение главного фасада с алюминиевыми солнцезащитными ламелями.

Здание «Брянскгражданпроекта» со встроенно-пристроенным кафе было сдано в эксплуатацию в 1979 году и завершило формирование новой площади – Октябрьской революции, в ансамбле со зданиями цирка и дома быта.

Но вернемся в начало 1960-х. Талантливого архитектора привлекают к разработке эскизов большого количества проектов архитектурного оформления города, интерьеров ресторанов, залов краеведческого музея. Он разрабатывает эскизы оформления торцов крупнопанельных жилых домов, входов в городской парк и парк «Соловьи», областной доски почета, эскизы вечернего декоративного оформления домов в центре Брянска, барельефа у въезда в город и массу других дизайнерских работ. Тарабрин, увлеченный книжной графикой, участвует в оформлении книг, разрабатывает эскизы пригласительных билетов и афиш клубов молодежи; принимает участие в конкурсе на значок Брянска.

В конце 1960-х годов, когда в Брянске началось массовое строительство кинотеатров, Ю.И. Тарабрин тщательно изучает теорию и опыт проектирования современных кинотеатров – от планировочных решений до акустики, интерьеров и мебели. Об этом можно судить, заглянув в его творческую «лабораторию» – дневник 1967 г. Он стал одним из авторов первоначального проекта кооперированного здания кинотеатра на ул.Калинина. Проект, много лет пролежавший на полке, в преддверии 1000-летия Брянска был переработан (авторы проекта – архитекторы Р.В. Рейшер, Э.А. Алиев.). Здание, сданное в эксплуатацию в 1984 г., получило название киноконцертного зала «Дружба».

Главный архитектор Брянскгражданпроекта. В 1970 году Ю.И.Тарабрин назначается на должность главного архитектора института «Брянскгражданпроект». К этому времени он уже опытный, состоявшийся архитектор. Молодые специалисты – архитекторы, приезжавшие в «Брянскграждапроект» из разных уголков Советского Союза, всегда получали поддержку главного архитектора института. Так, по приглашению главного архитектора института из Воронежа приехала О.А. Грозева, сегодня – почетный архитектор России, автор многих значительных зданий в Брянске и области. «На первых порах вообще было мало творческой работы у молодежи, – вспоминает Ольга Александровна, – но лет через 5, 6 задания все же появились. Это были, в основном, цветовые решения типовых проектов жилых и общественных зданий. Мы, прежде чем идти на согласование в городскую или областную архитектуру, согласовывали их с Юрием Ивановичем». Ни один проект не выходил из стен института без согласования с его главным архитектором. Нередко возникали и споры (ведь архитекторы народ не без амбиций), но в них «рождалась истина».

Цитируя академика архитектуры С.О. Хан-Магомедова, Тарабрин пишет в своем дневнике: «У нас в архитектуре сложилась мощная надежная «служба количества». «Служба качества» слаба, уменьшение роли научных и творческих организаций… Временный выигрыш количества за счёт качества весьма сомнителен…»

Вообще, роль главного архитектора, да и других главных специалистов проектной организации, была достаточно велика, особенно это касается уровня качества проектной документации. И, несмотря на «общепринятые тенденции», брянскгражданпроектовцам удавалось выпускать качественный «продукт». Главный архитектор института, с чьим мнением и рекомендациями считались власти города и области, дал «путевку в жизнь» молодым архитекторам В. Васильеву, А. Зеленову, В. Ющуку, возглавившим в разные годы архитектурную службу Брянска.

Ю.И. Тарабрин видит Брянск многоэтажным, с просторными площадями, парками и скверами. Ещё в начале 1970-х им были разработаны (впервые в Брянске) проектные предложения по 20-этажному каркасно-панельному дому. Но в те годы реализация проекта была невозможна. Архитектор с сожалением пишет в своем творческом дневнике: «Права художников, литераторов, композиторов и цветоводов охраняются законом. Охрана авторских прав. Всех, кроме архитекторов»

Продолжается формирование центральной площади города. Со стороны площади Ленина по проекту Ю.И.Тарабрина была сооружена пристройка к зданию облисполкома, заполнившая пространство между двумя выступающими частями и решившая несколько архитектурных задач: здание развернулось главным фасадом к центральной площади, связалось со зданием горисполкома (горадминистрации), получило представительный вход, просторный вестибюль и дополнительные рабочие помещения.

Дальнейшее развитие застройка центра получила, когда по инициативе Брянского горисполкома Госгражданстрой Госстроя РСФСР объявил в 1973 году конкурс на эскизный проект планировки и застройки центра Брянска, в котором приняли участие ведущие градостроители Москвы, Ленинграда, Киева, Брянска. Первое место жюри присудило проекту авторского коллектива института «Брянскгражданпроект» в составе архитекторов Ю.И. Тарабрина, Т.В. Крыловой, В.А. Теплякова и главного архитектора области В.В. Щипанова. По итогам конкурса под руководством главного архитектора проекта Тамары Валентиновны Крыловой, сегодня – почетного архитектора России, был разработан проект детальной планировки центра города, определивший его современный облик. Юрий Иванович радовался первым успехам молодых талантливых архитекторов В.Теплякова и Т.Крыловой.

На счету архитектора Тарабрина немало разработок по модернизации жилищного фонда города. Отлично зная типологию жилища и эргономику, изучению которых он уделял немало времени, в 1970-е годы архитектор выступает с инициативой уплотнения застройки центральных улиц, причем не только без ухудшения условий проживания, а наоборот – увеличения квадратных метров жилья за счет устройства вставок между домами, надстроек и мансард. А уже в 1990-е годы совместно с главным конструктором института Ларисой Гавриловной Ильичевой он готовит пилотный проект модернизации массовых серий жилых домов старой постройки. К сожалению, проект не был осуществлен.

В 1970-1980-е гг. архитектором разработаны и осуществлены строительством: административные здания проектной организации «Брянскагропромтехпроект» по ул. Горького в Брянске (сегодня – здание арбитражного суда) и городской администрации в г. Сельцо; реконструкция площади Октябрьской революции, проекты застройки квартала № 6 в Бежице, микрорайона «Петровская гора» и квартала № 35-36 с площадью Партизан в Советском районе; генплан больницы в Шибенце, проекты детальной планировки и застройки микрорайонов в Клинцах, Трубчевске, Почепе и др. районных центрах области.

Архитектурные произведения Ю.И. Тарабрина отличает ясная и строгая композиция, хорошо гармонирующая с окружающей застройкой. Эти работы мастера значительно обогатили архитектурный облик Брянска, органически вошли в его историческую среду.

В эти же годы в Брянске и области строилось немало индивидуальных общественных зданий по проектам молодых архитекторов, приехавших в Брянскгражданпроект в конце 1970-х годов. Не «заслоняя» своим авторитетом, Ю.И. Тарабрин дал проявиться таланту архитекторов А.А. Зеленова, Э.А. Алиева, О.А. Грозевой.

На протяжении почти 60-летней творческой деятельности Тарабрин был всегда активным архитектором с феноменальной работоспособностью. Участвовал практически во всех архитектурных конкурсах. В 1990-е годы член Союза архитекторов России, главный архитектор проектного института «Брянскгражданпроект», Юрий Иванович Тарабрин был удостоен звания «Почетный архитектор России». Он – неизменный член областного градостроительного совета.

Тарабрин активно сотрудничал с областными средствами массовой информации с самых первых лет жизни в Брянске, выступал с публичными лекциями по градостроительству. Его статьи, написанные ярким, выразительным языком были посвящены не только проблемам перспективной застройки города, но и предназначению архитектора в создании благоприятной среды проживания его жителей. В 2000-е годы Ю.И. Тарабрин сотрудничал с различными проектными организация Брянска.

Увековечение подвигов советского народа. Значительное творческое наследие Ю.И. Тарабрина связано с проектированием памятников, увековечивающих подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны. Одна из первых его работ в Брянске – эскизы конкурсного проекта памятника героям-рабочим Брянского машиностроительного завода, сражавшимся с гитлеровскими захватчиками в составе экипажа бронепоезда № 2 «За Родину» (1965 г.). Но тогда в конкурсе победил архитектор Бежицкого района В.В. Требуховский. По его проекту и был возведен памятник.

В последующие годы Тарабриным созданы: памятник Летчикам в Советском районе Брянска (ГИП – В.С. Золотухин); памятник в сквере «Лесные Сараи» по улице Дуки на месте братской могилы 1215 мирных жителей, военнопленных и партизан, расстрелянных и замученных немецко-фашистскими захватчиками с октября 1941 года по сентябрь 1943 года (получил статус «Культурное наследие Российской Федерации, объект № 3200000029») в соавторстве со скульптором В.П. Кочетковым; памятник Героям Сещенского интернационального подполья; обелиск и надгробие погибшим болгарским патриотами, памятник на братской могиле в Бочарах Брянской области др.

Последний романтик. Рассказ о Юрии Ивановиче Тарабрине не был бы полным, если не упомянуть о его увлечениях. Он был прекрасным рисовальщиком. Все его рабочие тетради-дневники испещрены графическими рисунками: это и архитектурная, и книжная графика, и академический рисунок, и шаржи, и иллюстрации к литературным произведениям, портреты писателей и поэтов. Здесь же миниатюрные акварели. И все это рядом с деловыми записями, цитатами, планами и пр. Казалось, что он никогда не расстается с авторучкой (рисовал черными чернилами) и каким-нибудь обрывком миллиметровки. Излюбленная тема – лошади. Так и хочется сказать – последний романтик! Друзья и коллеги помнят его прекрасные акварели. В семье сохранились его натюрморты и пейзажи. А ещё любовь к путешествиям. Крым, Кавказ, Памир, круиз по Италии (его мечта), Польша, Германия, горная Австрия с великолепными пейзажами (ему особенно это было близко, рисовал, вел дневники).

27 ноября 2015 года Юрий Иванович Тарабрин ушел из жизни. В памяти коллег, родных и близких Юрий Иванович остался позитивным, удивительно скромным, неприхотливым и доброжелательным человеком, отзывчивым на чужую беду. Вспоминается одна цитата из дневников Тарабрина:

Замечательный архитектор и человек Юрий Иванович Тарабрин был всегда честен как в профессии, так и в жизни.

______________________________

Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Суарис Филью (1907-2012) – латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры.

Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) (1887-1965) – французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Селим Омарович Хан-Магомедов (1928-2011) – российский искусствовед, исследователь архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана. Заслуженный архитектор Российской Федерации, доктор искусствоведения, академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Международной академии архитектуры в Москве. Лауреат Государственной премии в области архитектуры.